Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников
Автор: Купянская Ирина Ивановна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 07.12.2020
Статья просмотрена: 486 раз
Библиографическое описание:
Купянская, И. И. Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников / И. И. Купянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5846/ (дата обращения: 16.11.2024).
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Психологи анализируют игровую деятельность как проявление сформировавшегося у дошкольника позитивного взгляда к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что будут по душе дошкольникам, все, что их впечатляет, преобразуется в практику сюжетной или тот или иной другой игры. Поэтому, если дошкольники образовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирка и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, породили эмоциональный отклик, перестроились в отношение, которое ее и спровоцировало.
Практика включения игры в процесс обучения издавна вызывает интерес педагогов. К. Д. Ушинский многократно подчеркивал легкость, с которой дети постигают знания, если они аккомпанируют с игрой [2].
Наличествует несколько групп игровых обучающих ситуаций, развивающих интеллект, познавательную активность дошкольника.
I группа — игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами. Некоторые игрушки знакомят детей с предметами и явлениями окружающей жизни, другие с качественной и количественной стороной предмета, третьи содействуют развитию речи. Применение игрушек аналогов в экологическом воспитании дает педагогу потенциал закрепить, обновить, усовершенствовать то, что дети знали раньше. Первая группа игр с игрушками аналогами — это, когда ребенок через игрушки — предметы — познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
Большое значение имеют сюжетные игрушки аналоги, которые помогают обобщить словарный запас детей или упражняться в закреплении знаний о диких и домашних животных. Особое внимание заслуживают игрушки — животные. Дети любят животных и охотно с ними играют. Живые представители, которые у них возбуждают интерес, заменяют игрушки, стимулируют дошкольника к развитию познавательного экологического интереса [3].
2 группа игр с игрушками аналогами — строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры воспроизводят профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дошкольники изучают процесс созидания, они учатся предполагать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность призывает активность познавательную.
3 группа игр, интеллектуальных игр — игры-упражнения, игры-тренинги, действующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим дошкольникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность [1].
В своей практике я активно использую игровые обучающие ситуации, которые опираются на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т. д. В ходе организации игровых образовательных ситуаций формирую у детей умение проявлять свой взгляд к роли главного героя, ситуации, как обусловленной жизненной позиции. Стремлюсь развивать способность детей обнаруживать и моделировать отношения человека к природе на основе суждений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».
Так, часто использую игры-путешествия, в которых дошкольники с помощью игровых обучающих ситуаций оказывались на Северном полюсе, на дне Черного моря и т. д. Игровые ситуации призывали детей к включенности в правила: они соответствующие должны запомнить все обозначения, догадаться, как поступить во внезапно возникшем обстоятельстве, из которого нужно правильно выйти. В подвижных играх «Летает, плавает, прыгает», «Море волнуется раз» детей учим логически разделять среду обитания животных. Но, самое главное, весь комплекс практических и умственных актов, реализовываемых детьми в игровой ситуации, не осознавался ими как процесс сознательного обучения — дети обучались играя.
В экологических играх применяю наглядный художественно оформленный материал, придумываю увлекательные игровые моменты, действия, занимаю всех детей решением единой задачи. Часто использую атрибуты, сделанные своими руками из бросовых материалов. Например, ледяная избушка зайца из сказки «Заюшкина избушка».
И в данных ситуациях советую прибегать к помощи сказочных героев, музыкальному сопровождению.
Также в своей работе с детьми использую игры-путешествия, так «Беседа о диких животных», целью которой явилось ознакомление детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, намного пройдет интереснее, если мы все дружно станем путешественниками.
Обучению, умению классифицировать животных со средой их обитания использую игру «Исправь ошибку», но играют в нее «Ученые», которые создают новую книгу. Используются перфокарты по экологии.
Также созданная игровая ситуация «Животное ищет свой дом», нацеленная на уточнение знаний детей о приспособлении животных к среде обитания. В данной игре использование игровой обучающей ситуации состояло в том, что педагог находил картинку с одним из животных, картинка «оживлялась», то есть возникала игрушка животного, представленного на картинке. Помощник бросал кубик, на котором представлены разные среды обитания (море, пустыня, лес и т. д.). Игрушка высылалась в ту среду обитания, которая выпала на кубике.
И если животное, оказывалось не в своей среде обитания, оно просило о помощи и возможности вернуться в свой родной дом.
Для спасения неудачно попавшего животного дети подобрали животных, которые смогут оказать помощь. Причем, повторять ранее названных животных нельзя. Лидером становится тот, кто подобрал самое большое количество помощников. Например, выпал кот. Кот упал в море. Кто поможет домашнему коту? Помог кит, дельфин, краб.
Для развития у дошкольников практических умений и навыков трудовых действий в природе использую игровые обучающие ситуации с привлечением литературных персонажей. Сказочные персонажи приходят в гости и предлагают помочь им вырастить лук, «Старик-лесовик» ведет детей в лес, чтобы они больше узнали о грибах и других растениях леса, «Царевна Зима» предлагает экскурсию в мир зимних явлений. В игре «Лесные правила» главная героиня «Дюймовочка» просит помощи у сказочных персонажей (построить домик, накормить, обогреть, т. к. она совсем маленькая и беззащитная).
Опираясь на образы героев-эколят (Шяалун, Умница, Тихоня, Елочка), рекомендованные общероссийским проектом «Эколята — молодые защитники природы», знакомлю детей с важными экологическими делами, включаю эти образы для организации акций и экологических занятий. Использую видеоролики с участием героев-эколят, гимн эколят. У детей появляется живой интерес к изучению природы, они с удовольствием примеряют на себя роли героев-эколят, рисуют их, делают поделки, участвуют в акциях и тематических неделях.
Таким образом, внедрение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания дошкольников должен нести не случайный, а намеренно организованный характер. Только тогда педагог может добиться отличных результатов в экологическом воспитании дошкольников.
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 2016.
- Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов — на — Дону, 1998.
- Кучер Т. В. Экологическое воспитание дошкольников.-М.: Просвещение, 2010.