План-конспект комплексного занятия «Маша и Медведь» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей с легкой степенью умственной отсталости в старшей группе
Авторы: Тараканова Елена Владимировна, Серова Ольга Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 16.12.2020
Статья просмотрена: 1158 раз
Библиографическое описание:
Тараканова, Е. В. План-конспект комплексного занятия «Маша и Медведь» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей с легкой степенью умственной отсталости в старшей группе / Е. В. Тараканова, О. А. Серова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5860/ (дата обращения: 19.12.2024).
Методика Фребеля эффективна в работе дефектологов. Использование данной методики способствует развитию, коррекции физических и интеллектуальных умений детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный комплекс соответствует ФГОС ДО и программе «Доступная среда».
Игровой набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.
Данное пособие универсально в плане применения его во всех пяти образовательных областях, т. к. обучающиеся с которыми мы работаем — это дети с умственной отсталостью и дети-инвалиды, соответственно каждый комплект «дар», адаптируем под их возможности, учитывая зону актуального и ближайшего развития.
План-конспект
Цель занятия: развитие познавательного интереса у детей через использование игровых развивающих технологий
Задачи:
Образовательные:
– продолжать знакомить детей с игровым набором «Дары Фрёбеля», учить узнавать и называть цвет, форму, величину предметов;
– формировать навыки общения через взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
Коррекционные:
– развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, координацию движений;
– закрепить навыки исследования предметов с помощью органов осязания;
Воспитательные:
– способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, воспитывать бережное отношение к пособиям.
Образовательные области: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Планируемые результаты: проявляют интерес к участию в совместных дидактических, подвижных играх, участвуют в моделировании и конструировании готовых форм.
Используемый материал: игрушки «Маша и Медведь», игровой набор «Дары Фрёбеля», (№ 1, 2, 7, 8, 9, 10, J-1), картинки-образцы, «Чудесный мешочек», аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь».
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
- Организационный момент
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в мультфильм, а какой угадайте сами!
Звуковая загадка (звучит песенка из мультфильма «Маша и медведь»)
Молодцы правильно угадали! А вот и домик медведя. Пойдемте, посмотрим, что там происходит. Маша почему-то грустная. Она хотела сюрприз для Мишки сделать — прибраться в его доме, но у неё ничего не получилось. Давайте поможем Маше.
- Основная часть
- Игра «Сортировка конфет»
Цель — закрепление умения сортировать предметы по цвету.
Дети подходят к столу, на котором лежат на подносе конфеты. Педагог предлагает детям помочь Маше разложить маленькие кружочки «конфетки» по блюдцам (красные, синие, желтые, зеленые на блюдца соответствующего цвета) (рисунок 1.).
- Игра «Чудесный мешочек»
Цель — различение геометрических форм на ощупь.
Дети вместе с педагогом находят мешочек под столом. Маша предлагает угадать, что лежит в мешочке. Тактильно обследуя мешочек (по очереди), дети называют геометрические фигуры, лежащие в нём. Взрослый достаёт названную фигуру, кладёт на поднос. Дети складывают фигуры обратно в мешочек. Взрослый называет фигуру, ребёнок достаёт её из мешочка, накладывает на фигуру большего размера (рисунок 2.)
Рис. 1
Рис. 2
- Игра «Посуда»
Цель — обучение навыкам наложения по двум признакам (цвет, форма).
Педагог обращает внимание детей на посуду в шкафу. На некоторых ее элементах отсутствует рисунок — это Маша так старалась мыла посуду, что смыла рисунок. Дети помогают Маше с помощью геометрических фигур восстановить рисунок на посуде (по фотографии), (рисунок 3.)
- Физкультминутка
Игра «Лужи»
Цель — развитие равновесия и координации движений.
Ребята, Маша предлагает вам погулять с мячиками! Какое сейчас время года? На улице часто идет …(дождь)? На дорогах появляются…(лужи)? Дети становятся друг за другом у каждого шерстяной мяч, на полу кольца — «лужи». Педагог предлагает пройти «ручейком», опуская мяч в каждую «лужу» — кольцо (рисунок 4.)
Рис. 3
Рис. 4
- Игра «Картины для Мишки»
Цель — закрепление навыка наложения палочек на карточки-образцы.
Маша хотела нарисовать картину Мишке. Но не нашла красок, что же делать. Педагог предлагают сделать необычные картинки из палочек. Дети выбирают себе картинку, садятся за столы и накладывают палочки на схему (рисунок 5.).
- Игра «Подарок для Маши»
Цель — обучение чередованию по форме (рисунок 6.).
Дети садятся на ковер. Педагог предлагает для Маши сделать подарок — собрать бусы.
Рис. 5
Рис. 6
- Итог занятия
Домой возвращается Медведь, дети вместе вспоминают, что они делали. Мишка благодарит за помощь. Угощает. Возвращение в детский сад.
Литература:
- Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
- Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Физическое развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
- Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Речевое развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
- Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
- Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
- Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
Похожие статьи
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы»
В конспекте совместной деятельности отражено использование технологий проблемного обучения, кейс-метод с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего возраста и их родителями «Прогулка по зимнему саду»
В статье представлен план-конспект комплексного развивающего занятия для детей раннего возраста и их родителей. Занятие проводится в игровой форме под музыкальное сопровождение. Все блоки занятия объединены общей тематикой.
НОД по познавательному развитию «День рождения у Зайки» в первой младшей группе
Данный конспект предназначен для воспитателей детей раннего возраста с целью формирования у них элементарных математических представлений.
Похожие статьи
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы»
В конспекте совместной деятельности отражено использование технологий проблемного обучения, кейс-метод с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего возраста и их родителями «Прогулка по зимнему саду»
В статье представлен план-конспект комплексного развивающего занятия для детей раннего возраста и их родителей. Занятие проводится в игровой форме под музыкальное сопровождение. Все блоки занятия объединены общей тематикой.
НОД по познавательному развитию «День рождения у Зайки» в первой младшей группе
Данный конспект предназначен для воспитателей детей раннего возраста с целью формирования у них элементарных математических представлений.