Конспект НОД по опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Удивительное мыло» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Кулишенко, М. Г. Конспект НОД по опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Удивительное мыло» / М. Г. Кулишенко, Т. В. Хвощан. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5873/ (дата обращения: 16.11.2024).



Технологии:

  1. Игровая технология
  2. Технология интегрированной образовательной деятельности
  3. Здоровьесберегающая технология
  4. Технология исследовательской деятельности
  5. Технология проблемного обучения
  6. Технология сотрудничества

Цель: создать условия для ознакомления со свойствами мыла, его разновидностями (хозяйственное, жидкое, туалетное), через опытно- экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Формировать познавательный интерес в различных видах деятельности через экспериментирование
  2. Закрепить знания о некоторых свойствах воды (смешивание холодной и горячей воды, для получения теплой воды)
  3. Способствовать накоплению представлений о свойствах мыла и мыльной пены

(пенится, смывает грязь, держит на поверхности легкие предметы)

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  2. Активизировать и обогащать словарь, развивать связную речь (хозяйственное, туалетное мыло, шероховатое- гладкое, пенится и т. д.)
  3. Формировать умение соотносить движение и речь, развивать координацию движений.
  4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику, снимать напряжение и усталость способом аквагимнастики для пальчиков.
  5. Развивать умение на основе опытов анализировать и делать вывод.
  6. Продолжать развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитывающие задачи.

  1. Воспитывать культурно- гигиенические навыки
  2. Формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему, побуждать к добрым поступкам, проявлять взаимопомощь.
  3. Воспитывать аккуратность во время работы с водой и мылом, соблюдать правила техники безопасности.

Материал:

– игрушки гусёнок и утёнок

– 2–4 таза

– 2 кувшина с горячей и холодной водой

– значки «солнышко» и «снежинка» для кувшинов

– 6–8 кусков мыла (разной формы, цвета, назначения)

– 1 флакон жидкого мыла

– 1 кусок хозяйственного мыла

– бумажные полотенца

– 6–8 стаканчиков с трубочками

– 2 пипетки

– поднос

Интеграция образовательных областей: познание, речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое.

Ход НОД

Вводная часть

Дети входят в зал, здороваются.

Ребята, случилась неприятность. Утёнок и гусёнок подрались, в пыли извалялись. Ах, какие грязные! Что же делать? (Надо их помыть).

Основная часть

Правильно. Вот у нас водичка в двух кувшинах. Посмотрите, на них какие-то знаки! (на одном солнышко, на втором — снежинка). Что бы это значило? (Холодная и горячая вода).

—Как можно это проверить? (Дотронуться до стеночки кувшина ладошкой или пальчиком)

—Проверьте, правильно ли вы догадались. (Да)

А ещё можно капнуть на ладошку маленькую капельку.

Игра «Капельки» ( Воспитатель капает из пипетки на руку холодную и горячую капельку, сначала себе, затем детям )

—Какая вода приятнее, горячая или холодная? (Лучше всего тёплая)

—Как же нам сделать воду тёплой, если у нас есть только холодная и горячая вода? (Подождать, когда горячая вода остынет, подогреть холодную воду, смешать горячую и холодную воду)

—Правильно. Давайте смешаем горячую воду с холодной. ( Дети смешивают воду в двух тазах. Воспитатель проверяет ощущение )

—Опустите ручки в водичку. Так и хочется поиграть!

Аквагимнастика для пальчиков.

Гуси по двору гуляли, ( стучат пальчиками по дну тазика )

Утки крошки собирали: ( легкие щипки пальцами )

«Га-га-га-га-га-га-га»

Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря»

За жуком бежали: («перебегать» пальцами по дну тазика )

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, ( стучать кулачками по дну тазика )

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

В лужицу упали — шлеп! ( легкий шлепок по поверхности воды )

Встали, отряхнулись, ( легко трясут руками над тазиком )

К солнцу потянулись… ( машем легко кистями над тазиком )

И пошли опять

По двору гулять! ( быстрое сгибание разгибание пальцев над тазиком )

—Водичка приятная? (Да)

—Чтобы умыть утёнка и гусёнка нам не достаточно только воды.

—Послушайте загадку и отгадайте, что нам ещё нужно.

В нарядных обёртках

Лежат шоколадки,

Они несъедобны

И вовсе не сладки.

Горьки, и пахучи,

И грязь им не мила

Да это же, братцы,

Обычное….. (Мыло)

—А для чего нужно мыло? ( Чтобы быть чистыми, бороться с микробами, отмывать грязь)

Воспитатель достаёт кусочек твёрдого и флакон жидкого мыла .

—Как вы думаете, какое мыло нам лучше использовать, чтобы искупать утёнка и гусёнка в пене? ( Жидкое )

—Давайте проверим! Старайтесь воду не расплескать, когда будете её перемешивать и мыть маленьких драчунов. ( В один таз дети опускают кусочек твёрдого мыла, а во второй — наливают жидкое мыло и взбалтывают воду, добиваясь получение пены. Опытным путём дети выясняют, что легче получить пену из жидкого мыла, моют в пене гусёнка и утёнка).

Вот и хорошо! Какие птенчики теперь чистенькие и опрятные! Спасибо, ребята. Вытирайте ручки. (Дети вытирают руки бумажными салфетками ).

—Давайте поиграем. Превратимся в гусей.

Логоритмическое упражнение «Смелые гуси».

Шли на речку важно гуси, ( дети тесно смыкают 4 пальца одной руки и

ритмично соединяют их с большим пальцам — (клюв))

Говорили: «Га-га-га!

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда!

Ш-Ш-Ш, — шипим мы грозно, — ( ритмично вытягивают шею)

Больно щиплемся. Беги! ( ритмично прищипывают пальцами

одной руки каждый палец другой )

Крыльями захлопать можем. ( ритмично похлопывают руками по бокам )

Мимо нас ты не ходи!»( ритмично потопывают )

—Хорошо поиграли! Какие сердитые да важные гуси! А мы не боимся таких хвастунишек! Правда, ребята?

Воспитатель вносит поднос с мылом различной формы, разного цвета, туалетное, хозяйственное .

—Посмотрите, ребята, что я для вас приготовила! Какие разные кусочки мыла! Возьмите и рассмотрите, чем они отличаются? ( Дети разбирают кусочки мыла )

—Какого цвета, какой формы мыло? Потрогайте, гладкое или шероховатое? Все ли кусочки пахнут одинаково приятно? Что вы чувствуете? ( дети исследуют мыло, делятся своими ощущениями )

—Да, мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы, иметь разный запах. А этот большой кусок мыла светло-коричневого цвета используется в хозяйстве для стирки, мытья разных предметов и поэтому называется хозяйственным. Оно не такое ароматное, но очень хорошо борется с грязью.

—Давайте поиграем!

Игра «Чего не стало?» (дети закрывают глаза, воспитатель убирает один кусочек, дети определяют какое мыло исчезло, описывают его — цвет, форму, запах, назначение)

Вот, оказывается, какое интересное мыло бывает: и выглядит по-разному, и аромат разный, и с микробами борется, и поиграть с ним можно! Вы взбили хорошую пену в тазике, когда мыли птенцов. А ещё мыльная пена может быть подушкой. Не верите? Давайте проверим! Садитесь за столы, разбирайте стаканчики с водой. Напоминаю, что с водой нужно обращаться аккуратно, чтобы не расплескать и не облиться!

—Что в стаканчиках? ( Вода )

Мы уже знаем, что если в воду добавить жидкое мыло и после этого взбить водичку, то что у нас получится? ( Пена )

Воспитатель капает в стаканчики жидкое мыло .

—А мыльную пену можно получить ещё по — другому. Возьмите трубочку, и подуйте через неё в воду в своём стаканчике. Что случилось с мылом в воде? ( Растворилось )

—Откуда взялись пузыри? ( Выдули их из мыльной воды )

—Правильно! Любое мыло растворяется в воде, пенится образует много пузырьков.

—У всех получилась хорошая пена? Похожа она на подушечку? ( Да )

—Давайте проверим! Положим сначала на пену перо ( Оно держится )

—Теперь давайте положим камешек ( Он провалился )

—Почему? ( Перо лёгкое, а камешек тяжёлый )

—Предметы из каких материалов могут лежать на поверхности пены? ( Предметы, которые легче пены ).

—Правильно! Мыльная пена может быть очень высокой и прочной, она держит лёгкие предметы.

Заключительная часть

Вот мы, ребята, с вами утёнка с гусёнком искупали, о мыле и мыльной пене много узнали!

—Осталось нам птенчиков помирить…. Ведь без друзей не прожить! Давайте вместе расскажем мирилку!

Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому — давай дружить!

—Молодцы, ребята! Вы дружные, умелые и многое сегодня узнали!

Похожие статьи

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему «Платье для Кати»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Посадка помидоров»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культуры здоровья детей раннего возраста «В гости к куклам»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мини-музей «Блокадное детство»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Весна-красавица»

Похожие статьи

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему «Платье для Кати»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Посадка помидоров»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культуры здоровья детей раннего возраста «В гости к куклам»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мини-музей «Блокадное детство»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Весна-красавица»

Задать вопрос