Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции
Авторы: Кириенко Ольга Антоновна, Комар Ольга Николаевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 28.12.2020
Статья просмотрена: 3783 раза
Библиографическое описание:
Кириенко, О. А. Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции / О. А. Кириенко, О. Н. Комар. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5905/ (дата обращения: 19.12.2024).
В детском саду основная образовательная программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. В этом документе прописан раздел работы с дошкольниками — формирование элементарных естественно-научных представлений. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Настоящая практика представляет собой педагогический опыт по организации и содержанию работы с воспитанниками по развитию умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией. Процесс наблюдения за явлениями погоды для воспитанников будет более интересным с использованием специального оборудования на метеостанции. С её помощью дети уходят от стереотипов в наблюдении на прогулке и погружаются в мир исследований и открытий. Работа, проводимая с использованием метеостанции, позволила с первых ступеней обучения вводить ребёнка в увлекательный мир «исследователя», предполагает комплексный подход, обеспечивает развитие детей во многих взаимодополняющих образовательных областях:
— познавательное развитие: дети получают конкретные естественнонаучные знания; расширяют кругозор; получают целостное представление о науке метеорологии; устанавливают причинно-следственные связи явлений; учатся практическому применению знаний;
— речевое развитие: в ходе обсуждения дети видят проблемы, задают вопросы, выдвигают гипотезы, делают выводы и умозаключения, умеют анализировать, обобщать; умеют, через овладение устной речью, выражать свои мысли, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, способны к построению речевого высказывания в ситуации общения;
— социально-коммуникативное развитие: умеют работать в команде; составлять прогнозы и обосновывать их; составлять рекомендации (какую одежду выбрать, идти ли на прогулку и т. д.);
— художественно-эстетическое развитие: побуждает к развитию детских фантазий при рассматривании явлений природы, слушании музыкальных произведений, знакомством с устным народным творчеством о погоде;
— физическое развитие носит оздоровительную направленность.
В ходе наблюдения за детьми на тему погодных условий и заинтересованности в их более углубленном изучении было выявлено, что воспитанники испытывают дефицит знаний о природных явлениях. Многие дети редко общаются с природой. Не посещают экскурсий в различные биоценозы, поэтому не имеют возможности для исследований и наблюдений за объектами окружающей среды. Исходя из этого, педагогический коллектив пришел к выводу, что развивать у дошкольников интерес к познанию окружающего мира можно доступными средствами: наблюдая за погодой и природными явлениями.
В условиях экономного финансирования ДОО не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. В связи с этим был разработан познавательно-исследовательский проект «Метеостанция в детском саду». На первом этапе реализации проекта был проведён опрос детей по определению позиций в трех направлениях: «Что дети знают? Что хотят узнать? Что нужно делать, чтобы узнать?»; проведено анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовывать проект, изучена литература по созданию метеостанции на участке детского сада, детально обследована территория детского сада и выделение места для создания метеостанции, ознакомились с опытом работы других педагогов, для родителей и педагогов организован мастер-класс по изготовлению нетрадиционного оборудования для метеостанции, изготовление самого оборудования, просмотрен видеоролик «Метеостанция». Второй этап включил в себя: структурирование необходимого собранного информационного материала, сбор ресурсов, изготовление приборов-помощников и постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции, высадка рассады для цветочного сада, проведение экспериментальной деятельности детей. Третий этап — практический — реализация плана образовательной деятельности на метеостанции: усвоение системы знаний о природе, наблюдения, исследовательская деятельность, экспериментирование, экскурсии в парк, лес, тематические прогулки по участку детского сада. Составление дополнительной разработки по изучению прогулок, занятий.
Цель: усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
Задачи:
- Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией.
- Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.
- Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
- Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются — к теплу», «фиалка загрустила» — склонила цветок к земле — к дождю и т. д.)
- Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
- Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
- Повышать компетентность педагогов по использованию естественнонаучных знаний в работе с воспитанниками.
- Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
- Воспитывать основы экологической культуры.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их). Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру. Данная практика помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Эта педагогическая практика значима для всех его участников.
Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.
Педагоги: продолжают осваивать метод проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр, гигрометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ветряной рукав, снегомер, барометр, солнечные часы, цветочные часы, доска наблюдений).
Ежедневно во время прогулки на метеостанции проводятся наблюдения за погодой. Данные заносятся в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируются результаты, делаются выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.
Основными средствами реализации практики являются: проектная технология: «Огород на окне», «Метеостанция в детском саду», «Насекомые» и т.д; исследовательская технология: эвристические беседы, распознающее наблюдение, постановка и решение вопросов проблемного характера, моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе); фиксация результатов, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, коллекционирование и т.д.; информационно-коммуникативные технологии: использование мультимедийных презентаций: «Признаки зимы», «Времена года», «Игры с фонариком», подбор иллюстративного материала; игровые технологии: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; элементы ТРИЗ-технологии: моделирование маленькими человечками, игра «Что сначала, что потом», «Хорошо — плохо» «Чудесная лесенка», «Системный оператор».
Совместная деятельность взрослого и детей выстраивается с учётом интеграции образовательных областей через различные виды детской деятельности:
— игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры «Метеобюро», «Юные синоптики», дидактические игры «Прогноз погоды», «Узнай погоду», «Узнай и назови», «Угадай по описанию», «Что сначала — что потом»;
— подвижные народные игры «Два Мороза», «Мороз-Красный нос», «Огородник» и т. д.;
— речевое развитие: опорные, уточняющие вопросы по формированию связного высказывания, формулировка выводов, обогащение словарного запаса за счёт введения новых слов (метеоролог, метеостанция, метеобудка, снегомер, дождемер, флюгер и т. д.;
— самостоятельная двигательная активность;
— экспериментальная деятельность: с воздухом, водой, солнцем, снегом и т. д.
— продуктивная деятельность:
— рисование «Радуга-дуга», «Деревья на ветру», «Снегопад»;
— рисование на прогулке мелками осадков на доске наблюдений;
— лепка — пластилинография «Снегири», «Деревья зимой». «Зимний пейзаж»;
— познавательная деятельность — знакомство с народными приметами, загадками, указывающими на изменения природы, серия занятий «Знакомим детей с природой», кейсы с заданиями.
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». С этой целью каждую весну на подоконнике в группах детского сада появляется «Огород на окне», где дети самостоятельно выращивают рассаду, ухаживая за ней: сажают семена, поливают, рыхлят землю, делают зарисовки рост. После установившихся благоприятных погодных условий для роста растений, взрослые совместно с детьми высаживают выращенные саженцы в огород, созданным на территории ДОО. Огород позволяет знакомить дошкольников с природой, её сезонными изменениями и закономерностями, заниматься наблюдением, делать выводы, формировать исследовательские навыки посредством вовлечения детей в практическую деятельность.
Для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи важным условием по развитию естественнонаучных представлений является использование наглядных средств сопровождаемых словесной инструкцией: «Способы ухода за растениями», «Посади растение сам», «Модель трудового процесса»; ведение «Дневника наблюдений по уходу за рассадой» (помидоры, перец, фасоль, огурцы, кабачки, горох и т. д.), «Календарь природы», «Признаки зимы (весны, лета, осени)», «Круговорот воды в природе».
Презентации результатов исследовательской деятельности совместно с родителями: видеосообщение «Наши открытия»; оформление стенгазет «Огород на окне», «Наш веселый огород», «Метеостанция в ДОО»; родительские собрания «Ребенок и природа», «У природы нет плохой погоды»; анкетирование родителей «Что такое экология?».
Родители получают задания на дом : «Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде — вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес. Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты». Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Обсудите с детьми следующие вопросы: «Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал — грустную или веселую?»
Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна — воспитать будущих создателей жизни. Каков человек — таков и мир, который он создает вокруг себя.
Практика предусматривает разные формы образовательной работы:
— Организованная образовательная деятельность на метеостанции;
— Подбор дидактического материала, оборудования;
— Экскурсии в различные биоценозы: в парк, на участке, на метеостанцию;
— Ситуативный разговор
— Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу города;
— Организованная образовательная деятельность в уголке природы;
— Систематические наблюдения в живой и неживой природе;
— Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет);
— Чтение природоведческой литературы;
— Моделирование;
— Создание экологических книг, плакатов
— Экспериментирование;
— Обучающие видеоролики;
— Распознающее наблюдение;
— Проблемные провокационные образовательные ситуации;
— Труд в уголке природы;
— Домашнее задание.
В процессе реализации данной практики мы трансформировали развивающую предметно-пространственную среду. Инновационной для нас стала постройка на территории ДОО метеостанции, которая стала важной составляющей частью работы по развитию естественнонаучной грамотности дошкольников. Так собственными силами педагогов и родителей была создана на территории ДОО метеостанция, в состав которой вошло оборудование двух типов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала
Воспитанники, используя оборудование на метеостанции, ежедневно проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности: наблюдают за небом и облачностью; с помощью ветряного рукава дают относительную оценку силы ветра; с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра; измеряют количество осадков с помощью дождемера; определяют температуру воздуха с помощью термометра; с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды; сообщают прогноз погоды педагогам, родителям. Активность детей не снижается, а интерес к наблюдениям возрастает, дети проявляют инициативность и самостоятельность в наблюдениях и исследовательской деятельности на метеостанции, которая помогает детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации практики у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобрели ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что данная практика интересна детям и полезна для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Число родителей, готовых к сотрудничеству по данному направлению, значительно увеличилось. Родители готовы оказать посильную помощь в пополнении метеостанции новыми приборами; совместно с детьми, педагогами участвовать в экскурсиях за пределы детского сада.
Родители получают задания на дом: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Инструменты измерения результатов образовательной практики:
— Итоги педагогической диагностики.
— Мониторинг интегративных качеств «Любознательный, активный».
— Анализ работы по данному направлению: мероприятия, количество участников.
— «Модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?»
— Лист-чек, для учёта работы детей в разных видах детской деятельности.
— Метод педагогического наблюдения: карта наблюдения — обеспечивает сбор сведений о том, какие видя детской деятельности предпочитают, какие материалы чаще всего используют.
— Интервью и беседы с детьми — как способ получения данных, нацеленных на выявление субъективной составляющей деятельности ребёнка
— Дневниковые заметки — полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня
— Вопросы — позволяет составить представления о том, как ребёнок осознаёт мир, принимать любые ответы детей.
— Стимулирует активную деятельность детей «Дерево добрых дел». Каждая веточка дерева принадлежит кому-то из детей. За малейшее проявление активности, за качественно выполненное поручение веточка радует своего обладателя новым распустившимся листочком.
— Беседы с родителями — организованы, как обсуждение конкретного случая или целой подборки фактов.
В ходе реализации нашей практики дети научились: объяснять естественно- научные явления на основе научных знаний: умеют называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно- научными явлениями и объектами, умеют прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате взаимодействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний. Ребёнок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в коллективе, понимать свои возможности и значимость, у него развивается самостоятельность и инициативность.
Литература:
- Горощенко В. П. «Природа и люди» -М.: Просвещение, 1976
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» - М.: Новая школа, 1995
- Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» -М.: 1992
- Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» -М.: 1985