Конспект организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Хвойные растения» для детей 4–5 лет
Автор: Ярославцева Елена Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.
Дата публикации: 08.01.2021
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Ярославцева, Е. Н. Конспект организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Хвойные растения» для детей 4–5 лет / Е. Н. Ярославцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 106-113. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5926/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: познавательное развитие, исследовательская деятельность детей, хвойное растение.
Деятельностный подход в познавательно-исследовательской деятельности позволяет развивать интерес к знаниям, к формированию собственной точки зрения, учитывать мнение других, развивать социально-коммуникативные навыки. Конспект поможет разнообразить деятельность детей и расширит их интересы к хвойным растениям, особенно в зимний период.
Цель : знакомство со строением и значением хвойных веточек.
Образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : формирование элементарных математических представлений как часть познавательного развития, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи приоритетной образовательной области: познакомить и закрепить виды хвойных деревьев: ель, пихта, сосна (кедр); познакомить с ароматами хвойных деревьев и маслами из них, особенностями их иголочек, формировать предпосылки бережного отношения к природе.
Задачи образовательных областей в интеграции : закреплять понятия длинный и короткий, геометрические фигуры, знакомить с новыми словами, формировать навык полного ответа на вопрос.
Предполагаемые результаты : поддержание интереса к получению знаний, любознательность, обогащение компонентов сюжетно-ролевых игр, получение и закрепление новых знаний, обогащение речи новыми словами.
Предпосылки универсальных учебных действий : выделение существенных признаков объектов, понимание смысла иллюстраций, выполнение правил и инструкций, использование логических операций, интерес к познавательным задачам, слушание и понимание чужой речи, выражение своих чувств и мыслей, умение удерживать внимание, задачу, узнавать, называть и определять объекты и явления.
Предварительная работа : украшение новогодней красавицы в группе.
Словарная работа : пихта, кедр, сосна, хвоинки.
Современные педагогические технологии : проектная деятельность, исследовательская деятельность, игровая, совмещение образовательных областей.
Оборудование для педагога : веточки кедра или сосны обыкновенной, пихты, ели, масло пихты, кедра.
Оборудование для детей : иллюстрации кедра, пихты, ели и их увеличенных веточек, хвоинки на каждого ребенка.
Рис. 1. Материалы для занятия
Вводная часть
Содержание НОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Образовательные задачи |
Формы работы, методы, приемы |
Целевые ориентиры (характеристики). Предполагаемый результат |
Формирование предпосылок УУД |
Воспитатель (В): Ребята, посмотрите-ка, что это у меня за баночки. И из них такой аромат идет! Давайте понюхаем! Дети (Д): Дети нюхают баночки с разными ароматами. В: Вы узнали, что это такое? Д: Варианты детей. (Доктор мом, лекарство, зеленка даже была). В: Попробуем через загадку угадать. На Новый год ей каждый рад, Хотя колюч её наряд. Ель К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придет, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью … Елка Д: Варианты детей. В: Угадали. Но почему же ароматы были разные? Д: Варианты детей. В: Давайте будем разбираться. |
Познавательная деятельность, конструирование, коммуникативная, игровая деятельность. |
Заинтересовать получением знаний, привлечь внимание, побудить к совместной деятельности. |
Демонстрация наглядных пособий. |
Привлечь максимум детей к получению знаний. |
Организация сотрудничества, интерес к познанию, формулирование собственного мнения. |
Основная часть
Содержание НОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Образовательные задачи |
Формы работы, методы, приемы |
Целевые ориентиры (характеристики). Предполагаемый результат |
Формирование предпосылок УУД |
1. В: Перед вами в баночках разные виды иголок от елок, рассмотрите их и скажите, чем они отличаются. Д: ответы детей В: Верно, оказывается, елки бывают разные, поэтому и названия у них разные. Самые короткие иголочки — от ели, подлиннее — от пихты. Как мы сравним иголочки? Приложим их рядом. В нашем лесу именно пихта растет. А длинные — это от кедра, или его еще сосна называют. Давайте повторим эти названия. Д: дети повторяют |
Речевое, познавательное развитие. Коммуникативная, речевая познавательно- исследовательская деятельность.. |
Знакомить с видами иголок, с названиями хвойных деревьев, закрепить навык сравнения методом наложения. |
Демонстрация наглядных пособий, наблюдение, групповые практические упражнения, беседа, словесный рассказ, репродуктивный. |
Развивать интерес к знаниям. Разнообразие технологий получения знаний, поддержание интереса к знаниям, закрепление новых знаний. Обогащение речи новыми словами. |
Слушание и понимание чужой речи, выполнение инструкций, использование логических операций, выделение измеряемых параметров, осуществление действий по образцу, интерес к познанию. |
2. ИГРА. В: А теперь поиграем. Я буду говорить название, а вы показывать иголочки растения. Д: дети показывают иголочки после называния воспитателем растений. |
Социально-коммуникативное развитие. Игровая деятельность. |
Закрепление навыка различения, запоминание названий |
Упражнение, дидактическая игра. |
Формировать навык различения длины и названия растения. |
Понимание чужой речи, выполнение инструкций, удержание внимания, использование логических операций, |
3. В: А теперь давайте посмотрим на картинки разных хвойных растений. Какую фигуру напоминают эти деревья? Д: ответы детей В: Действительно, и пихта, и ель похожи на треугольник, а кедр больше похож на обычное, лиственное дерево, и лишь вблизи видно иголочки. Только оно очень-очень высокое. А теперь попробуйте по картинкам веточек угадать к какому дереву они относятся. Дети соотносят целое дерево с веточкой. Да, елку от пихты сложно отличить. |
Речевое, социально- коммуникативное, познавательное. Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская деятельность. |
Знакомить с изображением хвойных растений, особенностями иголок на картинке |
Демонстрация наглядных пособий, наблюдение. |
Разнообразие технологий получения знаний, поддержание интереса к знаниям, закрепление новых знаний. |
Понимание смысла иллюстраций, выделение существенных признаков объекта, использование логических операций, умение удерживать задачу. |
4. В: Разные виды елок называют хвойными деревьями. У них листики превратились в иголочки. Это помогает им защищаться от холода. А еще они всегда зеленые. Иголочки называют хвоинки. Давайте повторим — хвоинки. Д: дети повторяют. |
Речевое, познавательное развитие. Коммуникативная, речевая познавательно- исследовательская деятельность. |
Знакомить с обобщающим понятием «хвойные», с хвоинками. |
Словесный рассказ, репродуктивный. |
Словарная работа, обогащение речи новыми словами, расширение кругозора. |
Понимание чужой речи, удержание внимания, выполнение инструкции. |
5. В: А теперь будем хвоинки-иголочки пальчиками делать Физкультминутка [6]. Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены в замок, но с раскрытыми пальцами-иголками, большие пальцы, подняты вверх — верхушка «ёлочки»). Шишечки, иголочки , («шишечки» — сжатые кулачки, «иголочки» — растопыренные пальцы) Шарики, фонарики , (руки перед собой, согнутые в локтях, крутим кистями с пальцами «чашечкой») Зайчики и свечки , (зайчики — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами и «свечки» — сложенные ладони со сведёнными пальцами) Звёзды, человечки . («звёзды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечки» — как зайчики, только пальцы вниз). |
Физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Двигательная, речевая коммуникативная, игровая деятельность, восприятие художественного слова. |
Знакомить с новой пальчиковой игрой. Принимать условность ситуации. |
Воображаемая игровая ситуация, упражнение, репродуктивная |
Обогащение компонентов сюжетно-ролевых игр. Разнообразие технологий получения знаний. Развитие координации движений. |
Принятие условности ситуации, умение удерживать внимание, узнавать, называть объекты. |
6. В: Сколько радости доставляет нам это дерево на Новый год! Но растет оно очень долго! Представляете, чтобы вырасти вам до пояса, елке надо 5 лет. Она по годам, как вы, а по росту совсем маленькая! Вот как долго ей надо расти. А чтобы до вашего папы дорасти — 10 лет надо! Поэтому придумали дома ставить искусственные ели, не выращенные, не живые деревца, а сделанные людьми. А аромат дома можно маслом сделать, которое мы нюхали. Его из хвоинок делают, не срубая дерево. Хвойные растения лечебные. Если разломить или потереть иголочку-хвоинку, то можно почувствовать хвойный аромат. Давайте согнем хвоинку и понюхаем (дети выполняют). Он убивает микробы, и поэтому может лечить больной нос и горло. Масло хвойных деревьев, которое мы с вами нюхали, продают в аптеке. А еще, как и все деревья, оно дает нам чистый воздух, которым мы дышим. Поэтому давайте будем беречь живые елочки. Ведь они так долго растут! А танцевать и веселиться будем около похожей на настоящую искусственную елочку, или пихту, или кедренок маленький. |
Познавательное развитие. Познавательная деятельность. |
Формировать предпосылки бережного отношения к природе, расширять кругозор. |
Словесный рассказ, демонстрация наглядных пособий (ароматические масла), убеждение. |
Расширение кругозора, формирование бережного отношения к растениям |
Слушает и понимает чужую речь, формирование предпочтения познавательных мотивов над игровыми, подчинять импульсивные желания сознательным целям, удержание внимания |
Заключительная часть
Содержание НОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Образовательные задачи |
Формы работы, методы, приемы |
Целевые ориентиры (характеристики). Предполагаемый результат |
Формирование предпосылок УУД |
В: Как вы сегодня старались на занятии! А чем мы с вами сегодня занимались? Отвечать будем полным ответом: про что я спросила, с тех слов и начинаем: «Мы сегодня занимались…», — и говорим, например, рассматриванием веток или иголок, или делали елку из пальчиков. Что вы запомнили. Будем пробовать отвечать. А что мы сегодня нюхали? А у какого дерева иголочки самые длинные? А самые короткие иголочки? Какие геометрические фигуры напоминают ель и пихта? Какую пользу приносят хвойные деревья? Почему лучше ставить искусственные елки? А теперь вы меня спросите о чем-нибудь. Как я вас спрашивала про цвет елки, про длину иголок. Попробуйте. Д: Ответы и вопросы детей. |
Речевое, социально-коммуникативное развитие. Коммуникативная деятельность. |
Закреплять знания о видах хвойных растений, об их значении, формировать навык полного ответа и умения произвольно строить вопрос. |
Беседа |
Закрепление полученных знаний, формирование навыка составления полных ответов, задавания вопросов. |
Использование логических операций, понимание чужой речи, выделение существенных признаков объектов, выражение своих чувств, умение удерживать задачу и внимание, умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение, осуществлять взаимный контроль |
Рис. 2. Последующая лепка хвойных веточек в рамках проекта
Организованная таким образом образовательная деятельность развивает интерес к миру природы, создает условия для экспериментирования, для исследования природы, обращает внимание на вопросы экологии, позволяет совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств.
По сравнению с предыдущим нашим исследованием [3] наблюдение показывает, что в детских садах стала чаще использоваться исследовательская деятельность детей, создаются кружки, появилось больше материала для исследовательских и опытно-экспериментальных занятий на просторах интернета, в ютуб, меньше страха у педагогов по проведению мероприятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности детей с участием каждого ребенка, а не просто наблюдения. Ведь и мама экспериментирует на кухне, когда готовит новое блюдо, и папа — когда чинит мамин фен, и директор — когда запускает новую производственную линию. Да и любой человек всю жизнь открывает для себя что-то новое, расширяя свои горизонты, таким образом формируя активную жизненную позицию и интерес к жизни, строя свою личность.
Литература:
- Меделян Е. В. Биология Приморский край [Текст] / Е. В. Меделян — М: Русское слово, 2018. — 80с.
- Шарыгина Т. А. Беседы о тайге и её обитателях [Текст] / Т. А. Шарыгина — М: ТЦ Сфера, 2018, 96с.
- Ярославцева Е. Н. Организация уголка опытно-экспериментальной деятельности в группе ДОУ [Текст] // Молодой ученый, 2018, № 38 (224), с. 101–105.
- Различаем хвойные деревья по иголкам [Электронный ресурс] // http://дендро.рф/otdyh/proderevya/igolki/
- Силиванов А. Применение пихты сибирской [Электронный ресурс] // https://lesnoy-dar.ru/derevya-i-kustarniki/primenenie-pixty-sibirskoj.html
- Александрова С. В. Пальчиковые игры по теме «Зима, Елочка, Новый год» [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/12/21/palchikovye-igry-po-teme-zima-elochka-novyy-god
Ключевые слова
познавательное развитие, исследовательская деятельность детей, хвойное растениеПохожие статьи
Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания
В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов
В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...
Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду
Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.
Похожие статьи
Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания
В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов
В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...
Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду
Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.