Театрализованная игра-путешествие в подготовительной группе «В поисках Царицы Воды» (по мотивам сказки Е. Пермяка «Четыре брата»)
Автор: Добровецкая Ирина Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.
Дата публикации: 08.01.2021
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Добровецкая, И. Ю. Театрализованная игра-путешествие в подготовительной группе «В поисках Царицы Воды» (по мотивам сказки Е. Пермяка «Четыре брата») / И. Ю. Добровецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5928/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Уточнить представления детей о разных состояниях воды, ее природных источниках, развивать связную речь.
Задачи:
− образовательные: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, расширять знания о значении воды в природе, активизировать словарь;
− развивающие: развивать способность у детей умение передавать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, пластику, музыкально-ритмические движения;
− воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Действующие лица: Федора, Капельки, Дождик, Туман, Снег, Лед, Снежинки, Царица Вода, Самовар
Звучит фонограмма леса: пение птиц, шелест деревьев.
Дети: Как здесь красиво, как хорошо поют птицы! Куда мы попали? Кажется, мы попали в сказочный лес?
Ребенок пытается сорвать цветок.
— Не рви, не губи природу!
Вдруг вбегает Федора, небрежно одетая, озирается по сторонам, мечется в разные стороны, охает и причитает:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будите опять,
Словно солнышко сиять»
Дети останавливают ее:
Дети : Кто ты? Почему такая испачканная? Откуда ты?
Федора: ЯФедора долго не мыла свою посуду. Посуда долго терпела и сбежала от меня, вот я хожу ее ищу.
Дети: Федора, не расстраивайся, мы тебе поможем найти твою посуду!
Но сначала ты должна умыться, привести себя в порядок, а потом пойдем искать твою посуду.
Федора: Умываться? Никогда! Ни за что на свете! Да я и так симпатичная, можно сказать, и грязи-то на мне не так уж много. Терпеть не могу, когда меня перевоспитывают! Все равно не буду умываться!
Звучит музыка
Федора: Слышите? Кажется, сюда еще кто-то идет.
Появляются танцуя капельки. (Во время танца полетели капельки, поиграли, скучно, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками (взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются по кругу).
Дети: Милые капельки, помогите нам отмыть Федору и найти ее посуду.
Капельки:
1-я капелька: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2-капелька: Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
3-капелька: Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница-вода!
Капельки: Мы поможем вам, пойдем с вами и покажем путь к Царице Воде!
(Дети вместе с капельками идут к Царице Воде).
Вдруг гремит гром, начинается сильный дождь. Дети прячутся под деревья, кусты, накрываются листочками и т. д.
Дети: Дождик, дождик,
Что ты льешь?
Погулять нам не даешь?
Дождь: Я водою дождевою
Землю мою, мою, мою.
И деревья, и кусты
Чтобы были все вокруг и умыты, и чисты!
Дети: Дождик, дождик! Перестань лить, а то мы все промокнем.
Дождь: Я перестану в том случае, если вы отгадаете мои загадки
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
По голубому блюдцу
Золотое яблоко катится. (Солнце)
Дождь: Молодцы! Отгадали мои загадки.
Дождик перестает и появляется солнышко. Пробуждается все вокруг: цветы, листья, трава. (Имитация пробуждения цветов)
Солнышко: Туча прячется за лес
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое, доброе лучистое.
Дети: Как свежо стало в лесу после дождя!
Федора: Я устала больше идти не могу.
Дети: Давай, Федора, сядем на пеньки и отдохнем.
(Дети садятся и засыпают)
А в это время появляется туман, застилает всю землю.
(Танец тумана)
Дети просыпаются и ничего не поймут, почему так плохо стало видно.
Дети: Что это такое? Мы не видим куда нам дальше идти? Что же делать? Это же туман! Откуда ты взялся?
Туман: Спряталось солнышко, стало прохладно, вот я и появился, застелил всю землю.
Дети: Туман, помоги нам найти дорогу к Царице Воде!
Туман: Я не могу пойти с вами и показать вам дорогу, так как мое время заканчивается. Может быть вам поможет мой брат, а кто он вы узнаете, если отгадаете загадку и ответите на вопросы.
Скатерть бела,
Весь мир одела (Снег)
— Как вы думаете, почему я не могу встретиться со своим братом?
(Туман бывает, когда тепло, а снег, зимой-когда холодно)
Туман: Да правильно вы все сказали. Когда встретите моего брата, передавайте ему привет.
(Под музыку появляется снег с снежинками).
Снег: Я пушистый, серебристый,
Но рукой меня не тронь:
Стану капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
— Кто же я?
Дети: Снег.
Снег: А моих подружек вы узнали?
Снежинки: Снежинки пуховые
Веселые, живые.
Мы кружимся мерцаем
В молчании лесном
И землю устилаем
Блестящим серебром.
Дети: Снег, помоги нам найти Царицу Воды, подскажи дорогу к ней.
Снег: Хорошо, я помогу вам найти Царицу Воды. Я дам вам волшебную снежинку, которая укажет вам дорогу куда дальше идти.
(Звучит музыка и появляется Лед, размахивая серебристой сосулькой).
Дети: Кто ты?
Лед: Вы меня узнали? Сердце у меня ледяное и холодное. Сейчас я вас всех заморожу.
Дети: Не надо, мы очень торопимся, нам надо найти Царицу Воды.
Лед: А разве я никакого отношения к воде не имею? А из чего сделаны мои сверкающие замки, из чего сотканы белоснежные ковры, укрывающие вечно холодные стены моего дворца? (Ответы детей)
Лед: Правильно из снега и льда. А что такое снег и лед? Значит кто я? (Смеется, выслушивая ответы детей)
Лед: Во дворце повсюду стужа,
Я владею царством льда.
И везде снежинки кружат.
Лед, снежинки-все вода!
Толкая друг друга появляются капельки.
Лед: Это что еще за безобразие! Почему в моем присутствии жидкая вода бегает? Терпеть этого не могу! (Дотрагивается до каждой капельки своей палочкой-сосулькой). После этого Лед надевает капелькам на голову шапочки из фольги и дает им маленькие палочки сосульки. Пробует хорошо ли замерзли: тихонько прикасаясь своей большой сосулькой. Каждый раз во время прикосновения звучит хрустальный звон стекла.
Лед: Вот теперь порядок!
(Сосульки танцуют скованно).
Во время танца появляется Солнышко.
Лед очень сердится.
Лед: Кто впустил сюда Солнце?
Почему меня не предупредили?
Я же растаю!
Надо срочно уходить! (Убегает)
Солнышко становится в центре круга, образованного сосульками, дотрагивается до каждой из них, превращая их опять в капельки воды. Капельки радуются. Появляется Царица Вода.
Дети: Кто вы прекрасная Фея?
Царица Вода: Я нужна на небе и на земле. Никто и ничто не может обходиться без меня. Я необходима всем-всем-всем. Одним-чтобы плыть, другим-чтобы жажду утолить, третьим-что-нибудь помыть. Кто же я?
Дети: Это же-Царица Вода.
Царица Вода: Ребята, кому нужна вода?
Кто без воды не может жить?
Зачем вода нужна растениям и животным?
Что люди делают с водой?
(Царица Вода следит за ответами детей и удивляются тому, что они много о ней знают).
Царица Вода: Молодцы ребята, вы все правильно сказали: растения надо поливать водой-иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые (например, рыбы) в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Вот поэтому я Царица на земле и на небе, Царица всей природы. На земле я встречаюсь-это реки и ручьи, моря и океаны, озера и пруды. Под землей я тоже теку-там я особенно чистая прозрачная. В некоторых местах я пробиваюсь сквозь землю-тогда получается родник. Люди и животные знают, что родниковая вода самая чистая и вкусная, поэтому приходят к роднику, чтобы напиться. Люди берегут родники. Люди роют колодцы и с глубины поднимают ведрами воду.
Дети: Царица Вода, мы знаем это!
Опущу ведро, низехонько,
Подниму, ведро, полнехонько!
Зачерпну воды студеной
Для рассады для земной.
Нам нужна вода для грядки,
Для коровы и лошадки.
Пей Савраска, пей Буренушка,
Пейте, милые, до донышка.
Дети: Царица Вода, мы пришли к тебе за помощью!
Помоги нашей Федоре вернуть посуду домой!
Царица Вода: Хорошо, я помогу, только Федора должна сама быть чистой и опрятной. Где мои помощницы капельки? (Хлопает в ладоши)
Капельки, сюда бегите и Федоре помогите! (Прибегают капельки и уводят Федору). Звучит музыка и входит важно самовар.
Царица Вода: Это что за гость к нам пожаловал?
Самовар: Так-то вы гостей встречаете!
А ведь я не зря к вам пришел!
Посмотрите-ка сюда:
У меня внутри-вода:
Как известно, без воды-
Ни туда и ни сюда!
На вопрос ваш отвечаю:
Без воды не выпить чаю.
Я — блестящий самовар.
Из-под крышки лезет пар.
Пар водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ!
Царица Вода: Ну как, ребята, пар-это вода или нет? (Ответы детей). Я Царица Вода могу превращаться и в горячий пар. Значит он правильно сделал, что пришел. (Ребенок пытается дотронуться и обжигается, отдергивает руку).
Ребенок: Ой, как горячо!
Самовар: Ребята, никогда не трогайте кипящий самовар или чайник, когда идет пар.
(Топает три раза ногой, и появляются чашки. Самовар и чашки исполняют танец). Кланяется вместе с чашками. Появляются капельки с Федорой. Федора обрадовалась к встрече с чашками.
Федора: Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
Чашки: Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!
(На сцену выходят все участники).
Царица Вода: Вприроде путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает-и снова в поход!
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь!
Все вместе: Вас окружает везде и всегда
Это Волшебница-наша вода! (Все поют песню «К нам гости пришли». Самовар приглашает всех на чай с пирогами).