Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей»
Авторы: Назарова Лариса Фёдоровна, Поздеева Ольга Михайловна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.
Дата публикации: 21.01.2021
Статья просмотрена: 253 раза
Библиографическое описание:
Назарова, Л. Ф. Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей» / Л. Ф. Назарова, О. М. Поздеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5953/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье кратко раскрыто понятие «Восприятие музыки». Обозначены трудности в реализации задач этого раздела в музыкальном воспитании дошкольников. Представлен метод проектирования, как эффективный метод развития музыкального восприятия, позволяющий стимулировать интерес детей к прослушиванию классической музыки.
Ключевые слова: восприятие, проект, П. И. Чайковский, развитие, музыка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает решение такой задачи , как развитие предпосылок понимания произведений искусства, в том числе музыкального, через восприятие музыки, как ведущего вида музыкальной деятельности.
Согласно педагогам-музыкантам В. В. Медушевскому, В. К. Белобородовой, восприятие музыки (слушание) — это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения музыкального произведения.
Осмысленное прослушивание музыки, имеющей высокую художественную ценность, помогает формировать эстетический вкус, формирует нравственные качества, обогащает впечатления детей, развивает образно-ассоциативное мышление, знакомит со средствами музыкальной выразительности.
Это сложный процесс, требующий последовательного, системного подхода педагога, а также внимания и интереса со стороны воспитанников.
Современный век — век технологий и скорости, способствует развитию «клипового» мышления, которое снижает концентрацию внимания, затрудняет мыслительные процессы, отрицательно влияет на развитие воображения. Прослушивание низкопробной музыки дома и с экранов телевизоров и мониторов формирует искажённое представление о качестве музыки. Возникает трудность в формировании интереса детей к прослушиванию музыкальных произведений великих классиков, так как эта музыка является для них «чужой» и «непонятной».
В. Ф. Одоевский сказал: «Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».
Для того чтобы реализовать задачи по восприятию музыки и сделать прослушивание музыкальных произведений интересным для детей, мы выбрали метод проектирования. Он позволяет вовлечь в совместную деятельность детей, педагогов и родителей, сделав процесс знакомства с музыкой увлекательным.
Начало третьего десятилетия было ознаменовано великой датой — 180 лет со Дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. В связи с этим, мы решили посвятить тему проекта знакомству детей с творчеством П. И. Чайковского и назвать его ««Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей».
Проект направлен на развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных методов и приёмов стимуляции интереса к слушанию классической музыки, развитию творческого мышления и знакомству со средствами музыкальной выразительности. Реализуется в рамках организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию (фрагментарно и комплексно) и в свободной деятельности в детском саду и дома.
Проект носит краткосрочный характер, участниками которого являются две группы детей старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, родители, музыкальные руководители — авторы проекта.
В рамках проекта дети знакомятся с фортепианными пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского, такими как: «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Шарманщик поёт», «Баба-Яга», «Камаринская», «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Марш деревянных солдатиков», «Неаполитанская песенка», «Мама».
Продуктом проектной деятельности является создание фильма к юбилею знаменитого композитора с использованием рисунков детей, стихов Виктора Лунина в исполнении детей — участников проекта, фрагментов, прослушанных произведений. Изготовление авторами проекта красочного лэпбука, который является музыкально-дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста, позволяющим в игровой форме систематизировать знания. В него включены такие задания как: «Угадай-ка» (дети угадывают знакомые пьесы по фрагментам музыки, отмечая стрелкой на музыкальном циферблате нужное произведение), «Определи средство музыкальной выразительности» (с помощью карточек определяют темп, характер, динамику звучания, количество частей), «Собери пазлы» (собирают картинки по знакомым произведениям), «Отгадай загадку» (отгадывают загадки по волшебным ноткам), «Разукрась любимого героя пьесы» (раскрашивают картинки).
Также, к лэпбуку прилагается аудио диск, с записью музыкальных произведений П. И. Чайковского из детского альбома, который можно использовать при совместном прослушивании в группе и дома.
Предлагаем часть перспективного плана основного этапа проекта:
Сроки и место провед. |
Тема |
Задачи |
Методы, приёмы. |
Деятельность участников проекта |
Октябрь 1 неделя Муз. зал, группа, дома. |
«Знакомство с композитором П. И. Чайковским». |
1.Познакомить детей с биографией композитора, с историей создания и содержанием фортепианного сборника для детей «Детского альбома» П. И. Чайковского. |
Наглядный: Презентация (ИКТ), показ иллюстраций к нотному сборнику пьес для детей «Детский альбом » Словесный :Беседа, загадки, художественное слово. |
Дети: слушание стихов в группе; совместное с родителями чтение Википедии о великом композиторе. Воспитатели : Знакомство детей со стихами В. Лунина к «Детскому альбому» П. И. Чайковского в группе. Родители: Совместное с детьми чтение Википедии о великом композиторе. |
Октябрь 2 неделя Муз. зал, группа, дома. |
Знакомство с пьесой «Марш деревянных солдатиков» |
1.Познакомить детей с пьесой в разном исполнении. (фортепианном и ансамбля ударных инструментов «Виват»). 2. Определить характер, средства музыкальной выразительности, образное содержание произведения. 3.Учить высказываться об услышанной музыке. |
Наглядный: Показ м/ф снятого на музыку «Марш деревянных солдатиков». Словесный: Беседа, образное сравнение, чтение стихов В. Лунина. Практический дети маршируют, имитируя движения солдатиков и игру на барабане. |
Дети: рисование рисунков к прослушанному произведению в группе и дома. Воспитатели: совместное рисование с детьми в группе, работа над выразительностью стиха «Ать-два!». Родители: разучивание стиха с детьми дома, рисование рисунков. Муз. рук. Работа с детьми в студии «Звукозаписи. |
Итог: появление интереса детей к слушанию классической музыки и формированию основ музыкальной культуры.
Похожие статьи
Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов
В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...
Использование арт-технологий в развитии воображения младших школьников
В статье рассматривается возможность использования арт-технологий в развитии воображения младших школьников. Современные медиа-технологии, компьютеризация не позволяют в полной мере раскрыть у детей их творческий потенциал: мыслить шире, придумывать,...
Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников
В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...
Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку
Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...
Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка
В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку
В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Похожие статьи
Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов
В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...
Использование арт-технологий в развитии воображения младших школьников
В статье рассматривается возможность использования арт-технологий в развитии воображения младших школьников. Современные медиа-технологии, компьютеризация не позволяют в полной мере раскрыть у детей их творческий потенциал: мыслить шире, придумывать,...
Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников
В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...
Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку
Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...
Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка
В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку
В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...