Проектирование содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя и педагога по изобразительному искусству
Авторы: Хрипунова Алевтина Александровна, Макарова Галина Валерьевна, Гусева Алла Валентиновна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.
Дата публикации: 17.01.2021
Статья просмотрена: 49 раз
Библиографическое описание:
Хрипунова, А. А. Проектирование содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя и педагога по изобразительному искусству / А. А. Хрипунова, Г. В. Макарова, А. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5959/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья посвящена рассмотрению проблемы социальной адаптации дошкольников в детском саду. Отмечено, что важным аспектом в плане проектирования содержания социальной адаптации дошкольников является интегративный подход, так как компетенции социального научения формируются в результате объединения частей педагогической деятельности.
Ключевые слова: интеграция; дошкольники; социальная адаптация; проектирование.
Введение. Одной из приоритетных задач современного образования является формирование социально адаптированной личности. Социальные и экономические преобразования в мире и во всех сферах жизнедеятельности требуют от людей широких познавательных возможностей, высокого уровня критического мышления, аргументированности в общении, инициативности, самостоятельности, готовности к межкультурному взаимодействию.
Изучением особенностей процесса социальной и психологической адаптации занимались отечественные и зарубежные ученые (Е. М. Беспаленко, Н. В. Бордовская, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, A. A. Началджян, Ж. Пиаже, А. А. Реан и многие другие).
Изучению феномена социальной адаптации посвящены труды К. А. Абульхановой-Славской, С. Л. Рубинштейна, Р. Штайнера, Э. Эриксона и др. Социальную адаптацию как приспособление человека к социальной среде рассматривается в научных работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, Я. Л. Коломинского, Т. Парсонса, А. Б. Петровского, Ж. Пиаже и др. Наибольший вклад в изучение учебной адаптации и адаптации к образовательной организации внесли Б. Г. Ананьев, Д. А. Андреева, Т. А. Голубева и др.
Исследования проблемы адаптации к дошкольной образовательной организации принадлежат Л. А. Венгер, Е. А. Лисиной, Л. А. Ясюковой. И практически все авторы акцентируют внимание на интегрированности социальной адаптации, включая семью и ближайшее окружение ребенка.
При проектировании содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции мы исходили из условий, способствующих более комфортному и эмоционально-привлекательному пребыванию детей в детском саду. Для этого необходимо объединить усилия педагогов и разработать единую модель содержания социальной адаптации.
Цель исследования : разработать и реализовать модель проектирования содержания социальной адаптации дошкольников в образовательной организации на основе интеграции.
Предмет исследования — социальная адаптация дошкольников в условиях детского сада.
Объект исследования — содержание социальной адаптации на основе интеграции.
Задачи: психолого-педагогическое исследование дошкольников(изучались преимущественно структурно-динамические аспекты взаимоотношений, раскрывалась статусная структура группы, определялся ряд индивидуальных групповых социально-психологических индексов, исследовались динамические характеристики параметров); планирование на основе полученных от педагога-психолога социально-педагогических индексов корригирующей и развивающей деятельности; развитие специальных музыкальных и ИЗО способностей; педагогический мониторинг.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162». Начало исследования 2019 г.
Рис. 1. Модель проектирования содержания социальной адаптации дошкольников на основе интеграции в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162»
Модель представляет собой систематизированную, объединенную деятельность педагогов образовательной организации, направленную на создание условий успешной социальной адаптации дошкольников. Интеграция в данном случае необходима по причине отсутствия у многих детей навыков коммуникативного взаимодействия, что приводит к эмоционально-волевому дисбалансу. Ребенок не может понять неприятие его группой и тяжело переживает отвержение, хотя причина в отсутствии у него навыков общения. Поэтому наиболее существенными факторами, определяющими характер социальной адаптации дошкольников являются:
а) индивидуальные особенности их физического и психологического состояния;
б) интеграция участников воспитательно-образовательного процесса;
в) целенаправленная организация адаптационных мероприятий.
На этапе диагностики приспособляемости и социального статуса устанавливались закономерные связи между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками. На этом этапе удалось определить лидеров и аутсайдеров, лидирующие и конфликтующие группировки, распределение социальных ролей. Хотя в дошкольном возрасте социальные роли динамичны, и некоторые из них могут измениться к концу дня пребывания детском саду, но все же объективность показателей доказана наблюдением воспитателей в режимных моментах.
Отмечено, что между детьми складываются сложные отношения, несущие на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе. Положение дошкольника в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и является существенной предпосылкой формирования личности. Доказано учеными педагогами, что качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно, как результат воздействия на личность того статуса, который он приобретает в группе детского сада, а затем в классном коллективе. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего — проблема изолированного ребенка и ребенка, на которого все дети переносят свои негативные эмоции. Интеграция усилий всех педагогов направлена на решение этой проблемы. В модели отмечено, что музыкальный руководитель и педагог по ИЗО играют важную роль в оказании помощи при сложной адаптации. Например, ребенок, склонный к агрессивному поведению, отвергаемый другими детьми, может реализовать себя в рисовании или в музыкально-театрализованной деятельности. Ощущение своей значимости может повысить его социальный статус и адаптировать в обществе детей. Проводимые в детском саду выставки изобразительного искусства, творческих проектов, поделок, для сложно адаптирующихся детей являются хорошим проводником для формирования высокой самооценки.
Таким образом, проведенные мониторинги показали эффективность модели. Полученные данные подтверждают устойчивость благоприятного положения в сфере межличностных отношений в группах детского сада. Но это не снимает важной педагогической проблемы. Помочь детям, оказавшимся в социально-психологической изоляции — задача не из легких, но решаема. Воспитателям предложено совместно с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительному искусству выяснить причины, обуславливающие такое положение и предложить разработать образовательные события, улучшающие, стабилизирующие межличностные взаимоотношения детей, а также способствующие успешной социальной адаптации.
Литература:
- Беспаленко Е. М., Веденеева Г. И. Технология организации созидательного общества детей и взрослых в учебном учреждении. Вестник ВОИПКРО выпуск № 14, Воронеж — 2005, с. 35–42
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Издательство: Мозаика-Синтез, 2013 г, 304 с.
Похожие статьи
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников
Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...
Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы
В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...
Похожие статьи
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников
Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...
Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы
В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...