Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников
Авторы: Гузенко Тамара Викторовна, Мельгунова Оксана Валерьевна, Мухина Ольга Викторовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.
Дата публикации: 20.01.2021
Статья просмотрена: 1521 раз
Библиографическое описание:
Гузенко, Т. В. Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников / Т. В. Гузенко, О. В. Мельгунова, О. В. Мухина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5967/ (дата обращения: 15.11.2024).
Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры для развития личности дошкольника.
Ключевые слова: развивающее обучение; дошкольники; интеллектуальное воспитание; дошкольная образовательная организация.
Введение. В современном мире, где ключевая роль развития основана на интенсивном детерминированном внедрении достижений научно-технического прогресса, происходит ранняя социализация и общее развитие личности ребенка, эффект которых усиливается информатизацией общественных отношений и цифровизацией образования, важно в наибольшей степени уделять внимание духовно-нравственным ценностям.
В связи с этим, есть необходимость еще раз обратиться к проблеме внедрения в образовательный процесс детского сада основополагающих вопросов теории и практики развивающего обучения. Что это даст детскому саду? Во-первых, будет способствовать развитию когнитивных процессов, интеллектуально воспитывать, формировать коммуникативные и здоровьесберегающие компетенции, развивать эмоциональный интеллект.
Развивающее обучение впервые введено в педагогику В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга процессов и явлений.
К основным теориям развивающего обучения относительно младших школьников относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина в соавторстве с В. В. Давыдовым.
А. Ю. Ярецкая разработала программу «Развивающая игра в деятельности дошкольника», которая доказала свою эффективность. Автор разработала комплекс педагогических условий реализации технологии развивающей игры, способствующей интеллектуальному воспитанию дошкольников [1].
Л. С. Выготский разрабатывал теорию и практику проблемы обучения и развития, сопоставляя влияния различных типов обучения на ход развития ребенка.
Понятия интеллекта, интеллектуального воспитания дошкольников широко изучалось зпрубежными учеными (Л. Леви-Брюль, М. Вертгеймер, В. Келер, Ж. Пиаже, К. Дункер, Дж. Бруннер, Х. Айзенк, Г. Гарднер, Р. Стернберг, К. Фишер, Р. Фейерштейн, Э. Хант, и др.).
Отечественные исследователи Л. С. Выготский, Н. В. Бордовская, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Ю. Н. Емельянов, А. К. Маркова, Р. С. Немов, И. П. Подласый, И. Степанова, Б. М. Величковский, М. А. Холодная, и др. разработали и совершенствовали содержание и понятия интеллекта. В результате, ученые пришли к выводу о большом влиянии развивающего обучения на интеллектуальное воспитание.
Изучение научной литературы позволило сформулировать цель исследования — какова роль развивающего обучения в детском саду в интеллектуальном воспитании дошкольников.
Объект исследования — интеллектуальное воспитание дошкольников в детском саду.
Предмет исследования — развивающее обучение как средство интеллектуального воспитания дошкольников в условиях ДОО.
Задачи исследования:
1) Разработать модель развивающего обучения, реализация которой направлена на интеллектуальное воспитание дошкольников.
2) Разработать развивающие образовательные события и игры в ДОО.
3) Создать педагогические условия реализации модели развивающего обучения.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходит в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа с 2018 года. Участники исследования: дошкольники разных возрастных групп; воспитатели; педагоги дополнительного образования; педагог-психолог; музыкальный руководитель. Процесс реализации контролируют заместитель заведующей ДОО и старший воспитатель.
Методы исследования: интеллектуальные игры; образовательные события; образовательная деятельность при реализации основной образовательной программы; массовые мероприятия (праздники, соревнования, олимпиады и др.)
Результаты и их обсуждение
Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения содержит методы, задачи и принципы. Модель реализуется в несколько этапов и отражает принципы взаимодействия воспитателей и воспитанников. Конечный результат реализации модели — повышение уровня интеллектуального развития дошкольников. Также описан набор интеллектуальных заданий для совершенствования эмоционального и логического интеллекта. Мы обращаем внимание на то, что эмоциональное восприятие обучающих игр повышает (при стенических эмоциях) и понижает (при астенических эмоциях) восприимчивость материала.
Развивающее обучение включает в себя: интеллектуальные игры «Игры разума» (настольные и динамичные); «Что, где, когда?», «Интеллектуальная музыкальная игра», «Помоги сказочному герою» (в зависимости от цели занятия); «Испанский танец», «Загадки тетушки Совы» и др.
Рис. 1. Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа
Результатом реализации модели является повышение уровня интеллектуального воспитания дошкольников.
Проведенный мониторинг показал следующие результаты: у подавляющего большинства детей превалировали в процентном соотношении средние показатели развития когнитивных процессов. Сложнее всего детям даются интеллектуальные игры и задачи. Не все дети имеют конкретное представление об окружающем мире, в связи с чем, например, провести сортировку животных и птиц по их принадлежности у многих вызывает трудность. На уровне ниже среднего и 15 % детей остается уровень словесно-логического мышления. Концентрация слухового и зрительного внимания — уровень выше среднего. Представления и воображение у большинства детей на уровне выше среднего. Это объясняется возрастными особенностями, так как дети с возрастом чаще играют в сюжетно-ролевые игры, требующие творческого воображения, критического мышления. Память также имеет уровень выше среднего, но здесь имеет значение эмоциональная привлекательность того, что нужно запомнить и сохранить.
Таким образом, обоснована эффективность развивающего обучения, способствующая интеллектуальному воспитанию дошкольников. На развитие познавательной мотивации влияет эмоциональная привлекательность методических пособий, игр, обучающих занятий.
Разработанные педагогические условия развивающего обучения способствуют интеллектуальному воспитанию дошкольников.
Литература:
- Ярецкая А. Ю. Рабочая программа учебной дисциплины «Развивающая игра в деятельности дошкольника» образовательной программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»: учеб.-метод. материалы / А. Ю. Ярецкая. — Воронеж, 2016. (АНОО ВО «ИСО»). — 16 с.
Ключевые слова
развивающее обучение, дошкольная образовательная организация, дошкольники, интеллектуальное воспитаниеПохожие статьи
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении
В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...
Артпедагогика как средство социализации дошкольников
В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...
Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр
Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Похожие статьи
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении
В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...
Артпедагогика как средство социализации дошкольников
В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...
Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр
Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...