Формирование нравственных качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний святого благоверного князя Александра Невского | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 26.01.2021

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Емелина, Е. В. Формирование нравственных качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний святого благоверного князя Александра Невского / Е. В. Емелина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5975/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена проблеме нравственно — патриотического и духовного воспитания детей старшего дошкольного возраста, влияния образа Александра Невского на воспитание гражданских чувств воспитанников МДОУ детского сада комбинированного вида № 22.

Православное воспитание детей дошкольного возраста — это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.

МДОУ детский сад № 22, работает по приоритетному направлению «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» с 2007 г. За это время наработан опыт не только взаимодействия с детьми, но и их родителями.

Опрос родителей воспитанников показал, что 82 % считают важным приобщать детей к основам православной культуры, но многие не знают, как это сделать. Поэтому актуальность данного направления заключается в необходимости формирования и развития у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам, педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.

К сожалению, встречаются родители, поначалу настороженно относящиеся к приоритетному направлению «духовно-нравственное воспитание» дошкольников. И мы стараемся к этой теме подходить очень осторожно, используя принцип культуросообразности. Показывая не только детям, но и их родителям красоту православной культуры, ее гармоничность в живописи, музыке, традициях русского народа.

Протоиерей М. И. Хитров был уверен, что знания должны смягчать душу человеческую, делая ее более терпимой к ближним и восприимчивой к добру. Искоренение дикости нравов, борьба с распущенностью и сохранение добрых старорусских традиций.

Работа по приоритетному направлению ведется по программе «Дорога добра», включающая в себя парциально программу Л. Шевченко «Добрый мир», а также активно используя проектную деятельность. Проект «Александр Невский — защитник земли русской» направлен на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним.

Наши педагоги считают, что детям необходимо рассказывать о героях. Задача педагога подать материал максимально объективно. Обращение к личности Святого благоверного Александра Невского, изучение его жизни является важной причиной формирования национальных ценностей, воспитание патриотизма. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Великий князь Александр Невский служит для наших детей образом святости. Из прошлой, довольно сложной эпохи очень трудно подыскать такой пример жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре есть все, и служение Богу, Православию и своему народу [2].

Педагогами были разработаны конспекты познавательно-творческих мероприятий. Собиралась информация, материалы к занятиям, готовилась методическая литература по теме проекта. Сформирована картотека материалов к беседам по циклу занятий «Александр Невский — душа России» (Биографические данные; орден св. Александра Невского; военный орден Александра Невского; Триптих «Александр Невский» — художник П. Д. Корин), подобрана художественная литература для чтения детям, а также видеоматериалы. Презентация «Александр Невский — защитник земли родной».

На занятиях педагоги знакомили детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепляли названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.), учили отличать старинное снаряжение воинов от современного. Закрепляли знания детей о былинных богатырях (умение их узнавать, называть доспехи, оружие). Развивали творческие возможности детей, учили стихотворные тексты; развивали речь детей; расширяли и обогащали словарный запас.

Старались развивать гендерные представления, воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек — уважение к мальчикам как будущим защитникам. В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисовали богатырей, делали аппликацию русских воинов, лепили древние города, древних воинов; слушали мелодии «Моя Россия», произведение В.В Мусоргского «Вставайте люди русские…»; использовались дидактические игры «Древняя Русь», «Собери дружинника в поход», «Назови и передай следующему», «Готовимся к бою».

Проект так же включал в себя мероприятия Муниципальной предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры. Был проведен цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Защитник Святой Руси — Святой князь Александр Невский». Проходили встречи с настоятелем Александро-Невского храма протоиереем Серием. Воспитанники знакомились с великим полководцем — Александром Ярославовичем Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывали о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Узнали об наиболее ярких событиях из жизни великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси.

Мы надеемся, что нам удалось разбудить чувство гордости к верному сыну Отечества — великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос; формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству.

Результатами реализации проекта стали:

  1. Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к истории, культуре, наследию России.
  2. Повышение познавательного интереса дошкольников к истории Родины. Формирование основ гражданской позиции.
  3. Накопление практического материала по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию.
  4. Повышение педагогического мастерства воспитателей МДОУ № 22, творческого потенциала, уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.
  5. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Образ Александра Невского, имеет все качества для патриотического, нравственного воспитания старших дошкольников. Это образ христианина, семьянина и гражданина, это и есть воспитание цельной, духовно-нравственной личности. Это важные составляющие слагаемые части линии педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, детского сада и Церкви.

В заключение хочется отметить, что раннее детство в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как “золотое время” в эмоциональной жизни ребенка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Именно поэтому так важно вести работу по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном возрасте и закладывать в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей. В системе образования (двуединого процесса обучения и воспитания) необходимо сделать большой акцент на разъяснение и привитие подрастающему поколению патриотических ценностей на примере образа Александра Невского, являющихся основой в развитии и процветании Отечества. Патриотизм не заложен в генах, это социальное качество и его можно сформировать на примерах из жизни великих людей.(3)

Родители воспитанников, видя труд педагогов, давая высокую оценку их работе, стали внимательнее относится к данному вопросу. Появилось желание участвовать вместе с детьми во всех формах работы по духовно-нравственному воспитанию.

Литература:

  1. В. В. Малова. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. https://topreading.ru/bookread/221081-vera-malo
  2. Патриотическое воспитание детей и подростков на примере образа князя Александра Невского / С. М. Горбачева, А. В. Станкевич, Н. В. Шестакова [и др.]. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16162/.
  3. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/svjatoj-blagovernyj-velikij-knjaz-aleksandr-jaroslavich-nevskij/

Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Задать вопрос