Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.01.2021

Статья просмотрена: 3256 раз

Библиографическое описание:

Щепина, И. Н. Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь» / И. Н. Щепина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5991/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Ключевые слова: программирование, алгоритмизация, алгоритм, робомышь.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь.

Для успешного обучения детей важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при умении выстраивать алгоритмы, программировать определенные задачи и действия.

Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.

Основа программирования — это алгоритмы. Алгоритмом называют набор действий, который нужно выполнить для достижения результата. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные концепции программирования.

Как говорил Стив Джобса «Так уж сложилось, у кого-то «математический склад ума», а кому-то просто не дано». Однако коллектив нашего ДОУ не согласен с данным высказыванием! Мы считаем, что развить логическое мышление у ребенка не просто — возможно, но и необходимо. Главное — призвать на помощь особые, «детские» языки программирования. Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования у нас в детском саду происходит благодаря интерактивному набору «Мышиный код. Основы программирования» или, как его чаще называют, «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.

Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем азам программирования: логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.

Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, т. к. со средней группы детского сада. В нашем ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике и для изучения алгоритмики, рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет.

Педагоги начинают занятия с набором со знакомства с «мышкой», рассматривают ее яркие кнопки, пробуют звуковые и визуальные эффекты. Далее целесообразно перейти к изучению игрового поля, а также карточек, позволяющих выкладывать алгоритмы. На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота. На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

Сложно ли для ребенка создать алгоритм? Нет, т. к. все происходит в игре, то дети быстро осваивают принцип работы, педагоги поэтапно знакомят детей с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.

Интерактивный набор «Робомышь» используется нашими педагогами с детьми во время совместной деятельности, а позднее — предлагается и для самостоятельной игровой деятельности. В практику также вошла организация между разными группами воспитанников соревнований, предполагающих решение познавательных задач с использованием наборов «Робомышь».

С целью разнообразия вариантов использования интерактивного набора «Робомышь», в ДОУ был проведен конкурс среди педагогов на лучшую авторскую педагогическую разработку «Дидактические игры с использованием интерактивного STEM-набора «Робомышь». Педагоги активно принимали в нем участие, разрабатывая дидактические игры и самостоятельно изготавливая для «мыши» коврики (схемы-поля, предполагающие выбор определенных маршрутов для робота). Наиболее интересными разработками были такие схемы-поля и соответствующие им дидактические игры, как «По следам ее величества — Сказки», «Математический и геометрический коврик», «Мышонок Чиз учит ПДД», «Помощники чистоты: формирование гигиенических навыков», «Логопедическое поле», «Изучаем зимние виды спорта».

Как мы видим, применение набора способствует реализации всех образовательных областей:

– Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.

– Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).

– Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение.

– Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.

– Речевое развитие — используется во всех играх с набором.

Применение обучающего робота возможно, как в любой образовательной области, так и с любого возраста и зависит лишь от поставленной образовательной цели педагога и конечного результата, на который будет направлена работа с детьми. Включая использование средства электронного обучения, дети поэтапно, от простого к сложному, от работы с педагогом до самостоятельных действий осваивают основы алгоритмики и программирования. Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Работа в команде развивает коммуникативные способности. Повышают мотивацию к познанию окружающего мира. В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.

Таким образом, практика применения интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.

Литература:

1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин А. С. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Воронина Л. В., Угюмова Е. А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: Учеб. пос.; под общ. ред. Л. В. Ворониной. Екатеринбург, 2017.

3. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. — М., 2013. 84 с.

Ключевые слова

алгоритм, программирование, алгоритмизация, робомышь

Похожие статьи

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Пропедевтический курс информатики для дошкольников старшего возраста

В статье рассматриваются особенности использования элементов теории графов через игры с дошкольниками с использованием ИКТ. Вектор интеллектуального развития дошкольника состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложны...

Особенности выбора технических средств обучения образовательной робототехнике в средней школе

В статье рассматриваются особенности использования робототехнических наборов на основе конструкторов и на основе макетных плат в процессе преподавания дисциплины «Робототехника»

Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе

В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Похожие статьи

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Пропедевтический курс информатики для дошкольников старшего возраста

В статье рассматриваются особенности использования элементов теории графов через игры с дошкольниками с использованием ИКТ. Вектор интеллектуального развития дошкольника состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложны...

Особенности выбора технических средств обучения образовательной робототехнике в средней школе

В статье рассматриваются особенности использования робототехнических наборов на основе конструкторов и на основе макетных плат в процессе преподавания дисциплины «Робототехника»

Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе

В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Задать вопрос