Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.01.2021

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Кузьменкова, Е. В. Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности / Е. В. Кузьменкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5994/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: ребенок, доминантная модальность, система восприятия, автоматизация звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1, с. 611].

Работая с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов.

Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

— недостаточное развитие артикуляционной моторики;

— недоразвитие фонематического восприятия;

— нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

— грубое нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова;

— отклонения в нервно-психической сфере;

— снижение уровня познавательной активности;

— отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все эти процессы взаимодействуют и взаимно обуславливают качественные и количественные характеристики друг другу. Однако всё начинается с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового, зрительного и дигитального.

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная), двигательная (кинестетическая) и дигитальная (дискрет).

Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием справиться с затруднениями.

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия [2]. Как показывает и моя практика, и данный тест — визуалов преобладающее число.

Что же такое автоматизация? Автоматизация — это этап введения звука в речь, который следует после постановки. Выделяют следующие этапы: автоматизация изолированного звука, звука в слогах, в словах, предложениях и связной речи [3, с. 38–39].

Для более эффективной коррекционной работы я разделила детей логопедической группы по преобладанию доминантной модальности и разработала задания по автоматизации звуков для детей исходя из их системы восприятия.

Аудиалы всю информацию воспринимают на слух. Дети-аудиалы — это самые отвлекаемые дети, поскольку они реагируют на любой звук, смотрят они либо влево, либо вправо, и лишь изредка заглядывают в глаза собеседника. Они запоминают лишь то, что обсуждалось в группе, так же богатые интонацией, выражениями рассказы. Для таких детей необходимо использовать словесные инструкции, необходима тишина для сосредоточения.

Переходим к визуалам. Визуалы воспринимают информацию в виде зрительных образов. Они часто жестикулируют, рисуя в воздухе представляемые объекты. Для них необходимо использовать игры, которые направлены на индивидуальную ориентировку и на развитие восприятия. Необходимо использовать яркие наглядные картинки, рисунки, интелект-карты, пособия.

Кинестетики активно двигаются, им необходимо ощущать пространство времени игры, для них эффективны активные игры. Они всегда находятся там, где кипит деятельность и их внимание привлечено к двигающимся предметам. Эти дети любят все потрогать, понюхать.

Дигиталы. Таких детей меньше всего. У них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Система восприятия у таких детей связана с логическим построением внутреннего диалога, т. е. они обращают внимание на логику и связи, редко проявляют эмоции в общении. Поэтому в ходе обучения нужно выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать: схемы, интеллект-карты, сжатые планы.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. На что обязательно обращают внимание?

Таблица 1

визуал

аудиал

кинестетик

Словарь общения

Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением ( смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д).

Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием ( голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т . д . ).

Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения ( схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда

при общении взгляд направлен в основном вверх

по средней линии

у кинестетиков — вниз

Особенности внимания.

Визуалу шум практически не мешает.

Аудиал легко отвлекается на звуки

Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно

Проводя логопедические занятия по устранению ФФНР[1] с детьми с учётом их доминантной модальности, быстрее достигается положительный эффект.

Ребёнок следует своей природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребёнок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы верного звукопроизношения, а, следовательно, быстрее и качественнее происходит автоматизация поставленных звуков. Создавая определенные условия развития для ребенка, родители и педагоги могут самостоятельно развивать недостающие зрительские, слушательские или деятельностные навыки у ребенка, учитывая при этом его приоритетные потребности восприятия.

Литература:

  1. Волковой, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд. — Москва: центр ВЛАДОС, 1998. — 680 c. — Текст: непосредственный.
  2. Кузьменкова, Е. В. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева (тест) / Е. В. Кузьменкова. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/03/26/diagnostika-dominiruyushchey-pertseptivnoy-modalnosti-s-efremtseva
  3. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. / М. Ф. Фомичева. — Текст: непосредственный // Дошк. воспитание. — 1989. — № 03.08. — С. 38–39.

[1] Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Ключевые слова

ребёнок, доминантная модальность, система восприятия, автоматизация звуков

Похожие статьи

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Полисенсорный подход в развитии пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Похожие статьи

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Полисенсорный подход в развитии пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Особенности развития эмоционального слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Задать вопрос