Театрализованная деятельность как средство обогащения связной речи у детей с нарушениями зрения и речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 29.01.2021

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Кутакова, Л. Н. Театрализованная деятельность как средство обогащения связной речи у детей с нарушениями зрения и речи / Л. Н. Кутакова, З. В. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6013/ (дата обращения: 16.11.2024).



У детей с патологией зрения наблюдается нарушение в развитии эмоционально-волевой сферы, снижен познавательный интерес, проявляются трудности зрительно-двигательной ориентировки, а также нарушена речь. Ребенок чувствует внутренний дискомфорт, и это отражается в его поведении и уровне общения.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушениями зрения и речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих как эмоциональному благополучию, так и максимальной коррекции. Театр как один из самых доступных видов искусства для детей, помогает адаптироваться в социальной среде, а также является огромным стимулом для развития и совершенствования связной речи. Актер спектакля должен уметь четко, грамматически правильно произносить текст, выразительно передавать мысли автора, особенности интонации героя, логическое ударение, силу, темп, диапазон его голоса.

Театрализованная деятельность в работе с такими воспитанниками органично входит в педагогический процесс всех специалистов ДОУ, оказывает положительное влияние на развитие связной речи у детей, развивает эмоциональную и коммуникативную сферы. Чтобы добиться успехов в данном направлении, необходимо включать в работу с детьми этюды, упражнения на развитие эмоций, жестов, ритмопластики. Они направлены на формирование дыхания, свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, разнообразной интонацией. Музыкальное и театральное искусство всегда дополняют и обогащают друг друга, поэтому взаимосвязь воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ актуальна и обоснована в работе над развитием связной речи у детей. Интегрированные занятия, объединяющие эти искусства, находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Вариант одного из таких занятий мы предлагаем вашему вниманию [4].

План-конспект интегрированного занятия музыкального руководителя и воспитателя по теме: развитие связной речи у детей с нарушениями зрения и речи через театрализованную деятельность(подготовительная группа)

«ПРИГЛАШЕНИЕ В ТЕАТР»

Цель: Развитие связной,грамматически правильной монологической и диалогической речи посредством участия детей в различных видах музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

Мотивировать детей к развитию связной речи, расширять и активизировать словарный запас.

Учить перевоплощаться под музыку, проводить ее через себя

Содействовать умению анализировать музыкальное произведение, определяя характер звучания и настроение.

Воспитывать культуру общения со сверстниками в ходе музыкально-театрализованной деятельности.

Закреплять умение определять эмоции и передавать их в диалогической речи

Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие;

Совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;

Улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй;

Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;

Углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;

Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать.

Оборудование: Иллюстрации театров; портрет П. И. Чайковского; модальности эмоций; билеты в театр, парик голубого цвета, нос для Буратино, колпачок, костюм Карабаса — Барабаса, золотые шоколадные монеты — 10 штук

Ход занятия: Дети входят в музыкальный зал под музыку «Приходи, сказка», встают в круг.

Музыкальное приветствие

Воспитатель: Как хорошо начать день с такой доброй приветственной песенки! Сразу видно, что вы дружные ребята. А еще было бы не плохо с самого утра сказать друг другу приятные слова. Давайте будем дарить приятности тому, кто справа от вас. Можно сказать одно слово, а можно сразу несколько.

Музыкальный руководитель: Мне эта идея очень нравится, пожалуй, я и начну! Зоя Владимировна, на вас сегодня очень симпатичное платье, оно вам идет! (Дети по очереди говорят друг другу приятные слова)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира. Эта страна называется театр. Вы знаете, что такое театр? (Большое здание, где показывают спектакль) Какие бывают театры? (кукольный, драматический, театр оперы и балета)

Как называют людей, которые играют в театре? (актеры)

А где в театре выступают актеры? (на сцене)

Как называют людей, которые пришли посмотреть спектакль? (зрители)

Зрители также как и актеры располагаются на сцене? (нет)

А где же? (в красивых креслах в зрительном зале)

Давайте подойдем к фотографиям и рассмотрим здания (дети называют изображенные театры, среди фотографий есть и цирк)

(Одновременно идет беседа о том, что в драматическом театре на сцене выступают актеры, в кукольном — куклы и управляют ими кукловоды, озвучивая их своими голосами, а в театре оперы и балета выступают оперные певцы или танцоры балета — балерины и балероны. Под музыку они рассказывают историю или сказку при помощи красивых движений, то есть языком танца.)

А в цирке тоже показывают спектакли? (нет) Цирковые артисты — люди или животные, показывают отдельные номера, не связанные сказочным сюжетом или какой либо историей, поэтому цирк — это не театральный вид искусства. А сейчас я приглашаю вас отправиться в музыкальный театр, вот вам билеты (раздает билеты, на каждом определенный символ, на стульчиках такие же символы). Проходите и занимайте места, в соответствии с билетом (дети самостоятельно занимают места)

Музыкальный руководитель: Ярада приветствовать вас в музыкальном театре! Здесь, конечно, главная — музыка, сейчас вы её услышите. И возможно, что она вам знакома.

Прослушивание композиции «Подснежник» муз. П. Чайковского

Узнали? Как называется это музыкальное произведение? Какой композитор написал эту музыку? О чем она рассказывает? Какой характер? Настроение? Я хочу вам предложить послушать эту пьесу еще раз, но при этом перевоплотиться и превратиться в подснежники, передать характер и настроение музыки через движение, почувствуйте себя подснежником на лесной полянке, а музыка вам в этом поможет.

Музыкально-ритмическое упражнение «Подснежники»

Мне понравилось ваше выступление, вы были как настоящие актеры музыкального театра. (Появляется Карабас-Барабас, переодетый воспитатель)

Карабас-Барабас: Что за шум в моем музыкальном театре? Неужели новых кукол привезли?

Музыкальный руководитель: Нет, сегодня у тебя гости , дети из детского сада! Но они тоже могут быть актерами.

Карабас-Барабас: Да, но мои куклы всему обучены, а эти ничего не умеют…

Музыкальный руководитель: Почему же?Мы умеем перевоплощаться в сказочных героев!

Карабас-Барабас: Некогда мне тут с вами! Я ищу куклу с голубыми волосами и её деревянного дружка. Куда они пропали? (ворчит и уходит)

Музыкальный руководитель: Вы догадались, кого ищет Карабас-Барабас? (Мальвину и Буратино)

Давайте поучимся перевоплощаться в сказочных героев! Мальчики будут Буратино, а девочки — Мальвины. Буратино — кукла какая? (деревянная) Какие у такой куклы должны быть движения? (Резкие, четкие) Какая музыка подойдет для передачи образа Буратино? (маршевая, ритмичная) А какие движения у куклы Мальвины? (плавные, спокойные) Какой танец поможет передать образ Мальвины? (вальс)

Музыкально-ритмическое упражнение «Мальвина и Буратино»

Воспитатель: Ой, я сейчас наблюдала за вами, мне очень понравилось, как вы перевоплощались в образы кукол театра Карабаса-Барабаса. Я знаю, что Мальвина и Буратино были друзья. Предлагаю вам тоже дружить и соединиться в пары. У нас получилось пять пар, и сейчас мы будем играть в театре. Вы актеры, каждая пара должна показать маленькую сценку общения Мальвины с Буратино.

Музыкальный руководитель: Мне эта идея очень нравиться, давайте я буду Мальвиной, а Зоя Владимировна — Буратино (надеть атрибуты: парик, колпачок, нос)

СЦЕНКА:

Мальвина: Что же ты наделал, Буратино? Зачем ты засунул нос в чернила?

Буратино: Ну, это же так весело! Чернила капают с носа прямо в тетрадку!

Мальвина: Как тебе не стыдно?

Буратино: Ябольше так не буду, прости меня!

(дети берут смайлики с различными эмоциями, называют их и обыгрывают сценку, одевая атрибуты)

Музыкальный руководитель: Понравилось вам быть актерами? Трудно ли было? Предлагаю исполнить любимый танец кукол из театра Карабаса-Барабаса!

Полька «Птичка» (вновь появляется Карабас-Барабас)

Карабас-Барабас: Опять музыка и веселье! Здесь Мальвина и Буратино?

Музыкальный руководитель: Все наши мальчики — Буратино, а девочки — Мальвины!

Карабас-Барабас: Вот и отлично! Буратино, вот тебе пять золотых, отнеси их папе Карло!

Музыкальный руководитель: Ау меня есть пять золотых для Мальвины! Давайте разделим все монеты, мы же друзья! (угощают детей шоколадными монетами)

Подводя итог, воспитатель акцентирует внимание детей на то, чей дуэт был самым интересным. В процессе взаимодействия в диалоге воспитатель также следит за правильным звукопроизношением.

Таким образом, взаимодействие участников коррекционного процесса, обеспечивает достаточно качественный уровень работы и способствует успешному развитию связной речи у детей с нарушениями зрения. Тесное педагогическое сотрудничество взрослых и детей ведет к накоплению определенного опыта, дети приобретают знания и умения, которые мотивируют их на свободу общения и выражения вербальных мыслей и чувств. Привычку к выразительной связной речи, необходимую для последующего обучения в школе, можно воспитывать только путем привлечения ребенка в выступлениях перед аудиторией. Впоследствии дети используют готовые диалоги в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации [5].

Литература:

  1. Играем в кукольный театр — Москва, «Арити» 1997
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1994; № 1, 1996.
  3. Журнал «Обруч» № 4, 1996.
  4. Театрализованные игры в детском саду — Москва «Школьная пресса», 2000.
  5. Учим детей общению — Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Что такое театр — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос