Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
Авторы: Скаргина Светлана Валерьевна, Ключникова Ирина Анатольевна, Тюкалова Надежда Егоровна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.
Дата публикации: 07.02.2021
Статья просмотрена: 310 раз
Библиографическое описание:
Скаргина, С. В. Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников / С. В. Скаргина, И. А. Ключникова, Н. Е. Тюкалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6053/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формирования здорового образа жизни у детей. Приводятся примеры эмпирического исследования и анализ полученных данных.
Ключевые слова: дошкольники, проблемное обучение, культура здоровья, образовательные технологии.
Актуальность исследования в осознании обществом значимости формирования здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. В период пандемии COVID-19 эта тема очень актуально и требует нового подхода в изучении. Анализ причинно-следственных связей показал, что проблема требует разрешения уже сегодня. К настоящему времени сделано немало попыток поиска наиболее рациональных путей формирования здорового образа жизни у дошкольников. Некоторые исследователи (В. А. Радченко, А. С. Фетисов, Т. А. Козлова и др.) сходятся во мнении, что здоровый образ жизни тесным образом связан с проблемой духовного развития и является показателем общей культуры человека. Обновление образовательных технологий по формированию здорового образа жизни и воспитание здоровой личности связано с развитием сознания и самосознания. Однако, у ребенка дошкольного возраста самосознание формируется в шести — семи годам, когда активно развивается интеллектуальная сфера. А как быть с детьми раннего возраста? Ведь именно этот период является плодотворным для образовательных и психологических новообразований.
Изучение научной литературы по теме исследования позволило выявить, что вопрос формирования здорового образа жизни детей стоял в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, социологов, физиологов, медиков. Обоснование связи физического и психического состояния человека описаны в исследованиях Е. М. Беспаленко, И. С. Бериташвили, В. М. Бехтерева, С. П. Боткина, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнера и др.
Проблема психосоматических заболеваний рассматривалась также ведущими неврологами и психиатрами, такими как В. А. Куташов, Л. С. Степанова, Т. Ю. Хабарова и др. Принцип взаимосвязи физиологического и психического развития также был реализован в трудах психологов П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.
О важности психологического здоровья детей описано в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Т. А. Репиной, М. Ю. Стожаровой, Т. Ю. Хабаровой и др.
Анализ литературы позволил сформулировать цель исследования — какова роль проблемного обучения в формировании у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Объект исследования — культура здоровья дошкольников.
Предмет исследования — проблемное обучение как фактор формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Методы исследования и участники эксперимента
В эксперименте приняли участие дети дошкольного возраста МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» город Воронежа. Специально дети не выбирались. В образовательную деятельность были включены дополнительно к плановым образовательным событиям занятия по формированию здорового образа жизни с использованием проблемного обучения.
Для этого была разработана Модель — схема, реализация которой предполагала решение детьми заданного предметного материала путем выдвижения воспитателем специальных познавательных задач-проблем или ситуаций.
Рис. 1. Модель использования проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
Методика проблемного обучения построена так, что дети, используя критическое и знаковое мышление, «подводятся» воспитателем на известное решение или направление решения задачи по здоровьесбережению. Эвристический подход к проблеме формирования здорового образа жизни у дошкольников позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует воспитателя и ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.
В основе проблемного обучения лежит идея С. Л. Рубинштейна. Смысл технологии в том, что способ развития сознания ребенка проходит через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку воспитателем проблемного вопроса, задачи и ситуации, и мотивированием дошкольников на их решение.
Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем. Примеры проблемных вопросов: «Почему, если не мыть руки перед едой, то можно заболеть?», «Почему нельзя есть немытые фрукты?», «Почему дорогу переходят на зеленый сигнал светофора?», «Почему при пандемии COVID-19 необходимо часто мыть руки и обязательно с мылом?» и т. д.
Проблемная задача — это познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. В основе проблемной задачи лежит противоречие между существующими знаниями. Пример проблемной задачи: «Что необходимо сделать, чтобы, выходя зимой на улицу, не простудиться?», «Как нужно себя вести, если на улице подойдет незнакомый дядя и будет угощать конфетой?» и др.
Проблемная ситуация предполагает, что ребенок хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. В соответствии с реализацией ФГОС ДО — это одно из условий развития самостоятельности дошкольника. Такая ситуация характеризует психологическое состояние ребенка, его волевые качества, потребность в познании, возникающие в процессе выполнения задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности. Пример проблемной ситуации: «Разложите в три разные корзинки полезные и вредные продукты», «Найдите ошибки на рисунках» (Нелепицы), «Найдите на рисунке людей, не соблюдающих масочный режим в период пандемии COVID-19. Дайте характеристику поведения таких людей. Дайте пояснение» и др.
Совместная деятельность с педагогом-психологом предполагает формирование психологического здоровья. Педагогом-психологом также используется проблемное обучение как для формирования ЗОЖ так и для коррекции психологических проблем у дошкольников.
Личная гигиена и питание сопряжены с требованиями ФГОС.
Физическая культура — неотъемлемая часть формирования ЗОЖ у дошкольников. Двигательная активность стимулирует иммунную систему, способствует интеллектуальному развитию, и таким образом, использование проблемного обучения становится приемлемым и необходимым.
Таким образом, основная цель проблемного обучения в деятельности воспитателя дошкольной организации — развитие ребенка при сохранении его здоровья.
Результаты эксперимента и их обсуждение
Эксперимент проводится в течение двух лет и дал положительные результаты. По сравнению с детьми других групп, где не было целенаправленного обучения, решать проблемные задачи, проблемные ситуации и проблемные вопросы у детей получалось сразу, быстро, так как техника была отработана, дети знали, как решать проблему. А для детей контрольной группы это создавало проблему и выражалось это в увеличении времени на выполнение задания. Задания по проблемному обучению усложнялись, что вызывало интерес у экспериментальной группы. Когда дали детям контрольной группы усложненные проблемные задания, то для некоторых детей они казались неразрешимыми.
Вывод. Вводить проблемное обучение в детском саду по формированию здорового образа жизни — необходимое условие успешного освоения правил здоровьесбережения детьми. Мы сможем помочь дошкольникам достичь полноценного развития и создать условия для формирования здорового образа жизни.
Литература:
- Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
- Ятьяева Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — № 2. — С. 161–163. — URL https://moluch.ru/archive/188/47710/ (дата обращения: 02.02.2021)
Похожие статьи
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ
В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста
В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку
В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...
Похожие статьи
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ
В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста
В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку
В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...