Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)»
Авторы: Сапельникова Людмила Евгеньевна, Жгутова Ирина Владимировна, Маслова Фаина Витальевна, Козбанова Марина Михайловна, Алемская Екатерина Николаевна, Иванчикова Наталья Владиславовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.
Дата публикации: 15.02.2021
Статья просмотрена: 75 раз
Библиографическое описание:
Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)» / Л. Е. Сапельникова, И. В. Жгутова, Ф. В. Маслова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6072/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из главных задач в работе с дошкольниками является развитие связной речи. При общем недоразвитии речи этот процесс протекает с определенными трудностями. И хотя существует много традиционным методов и приемов по коррекции нарушений связной речи, описанных в литературе, возникает необходимость разработки новых. Исходя из этого, нами был разработан проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники. И на примере лексической темы «Мебель» хотелось бы о нем подробнее рассказать.
Участниками проекта стали дети старшей группы, воспитатели и учитель-логопед.
Актуальность его заключается в следующем — отсутствие у детей навыков составления самостоятельного высказывания на заданную тему или умения поддержать разговор — главная проблема развития связной речи у детей. Её необходимо решать до школы, потому что усвоение школьного материала напрямую связано с речевым развитием ребёнка. Чтобы ребенок мог чётко и ясно выразить свою мысль, ему необходимо научиться правильно строить предложения и только после этого из предложений составлять рассказы.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребёнка. Мнемотаблицы увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, мыслительные задачи, решаются с помощью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование карточек — схем позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами, это изображение характерных признаков предметов.
Целью проекта стали развитие индивидуальности каждого ребёнка, успешная социализация, расширение и укрепление сотрудничества; создание условий для формирования у детей творческих способностей; расширение словарного запаса; создание условий для развития образного и логического мышления; развитие интереса к мнемотехнике.
Формами реализации проекта были выбраны дидактические игры, заучивание стихов и пальчиковой гимнастики, обучение составлению рассказов и сказок, автоматизация звуков в чистоговорках.
А конечным результатом стала красивая и правильно сформированная речь детей по данной теме.
Понедельник — Дидактическая игра «Где игрушка?»
Цель: составление предложений с предлогами с использованием мнемодорожки, развитие мышления, воображения.
Кукла сидит на стуле. Машинка стоит около дивана.
Заяц лежит в шкафу. Мяч лежит под столом.
Понедельник — чистоговорки
Цель : автоматизация звука «л» в чистоговорках с использованием мнемодорожки, развитие памяти, воображения
ал-ал-ал — в углу пенал
ол-ол-ол- на кухне стол
ул-ул-ул — садись на стул
ыл-ыл-ыл — шкаф закрыл
Ла-ла-ла — ножки у стола
Ло-ло-ло — в полке стекло
Лу-лу-лу — пуф стоит в углу
Лы-лы-лы — низкие столы
Вторник — пальчиковая гимнастика
Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук, используя мнемотаблицу
Мебель я начну считать:
Кресло, стул, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали,
10 пальчиков зажали.
Среда — Заучивание стихотворения «Мебель» Н. Нищева
Цель : развитие навыка заучивания стихотворения с использованием мнемотаблицы
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире
Четверг — Пересказ сказки «Три медведя»
Цель : закрепление навыка пересказа сказки по мнемотаблице
Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес по грибы и заблудилась. Шла она по лесу и увидела избушку. Вошла Маша в нее, а там никого нет. Увидела она на столе 3 тарелки: большую, поменьше и самую маленькую. Попробовала кашу из каждой тарелки, все съела из маленькой. Увидела Маша 3 стула: высокий, ниже и самый низкий. Посидела на каждом стуле, а понравилось сидеть на низком. В другой комнате Маша увидела 3 кровати: большую, поменьше и самую маленькую. Понравилась Маше самая маленькая кроватка, в ней она и уснула. В избушке жили 3 медведя. Вернувшись с прогулки, они увидели беспорядок, зашли в спальню и застали Машу, спящую в кроватке. Медвежонок закричал, Маша проснулась, испугалась и убежала.
Пятница — Рассказ «Танина комната»
− Цель: закрепить навык пересказа с использованием мнемотаблицы
У Тани есть своя комната. В комнате большое окно. Около окна стоит круглый стол. Слева от стола кровать. На полу лежит ковер. Рядом со столом стоит стул. В комнате есть шкаф для одежды и игрушек. На стене висит книжная полка. В шкафу лежит коробка с игрушками.
Литература:
- Т. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Детство-Пресс, 2010г.
- Л. Н. Смирнова «Логопедия. Играем со звуками», «Сфера», 2004г.
- Н. В. Нищева «Современная система работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи», Детство-Пресс,2018 г