Формирование первоначальных вербальных навыков у неговорящих детей
Авторы: Сергеева Надежда Константиновна, Глухова Наталья Александровна, Назарова Татьяна Олеговна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.
Дата публикации: 14.02.2021
Статья просмотрена: 942 раза
Библиографическое описание:
Сергеева, Н. К. Формирование первоначальных вербальных навыков у неговорящих детей / Н. К. Сергеева, Н. А. Глухова, Т. О. Назарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6075/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы в группах компенсирующей направленности отмечается увеличение количества неговорящих детей. Логопедическая работа с неговорящим ребенком — это долгий кропотливый труд для всех участников коррекционно-образовательного процесса. У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Безречевые дети — это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения [4, с.21].
Группа безречевых детей неоднородна. К ней относятся дети с моторной и сенсорной алалией, с темповой задержкой речевого развития, дети с интеллектуальной недостаточностью, с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом и нарушением слуха [3, с.3].
Общим для всех безречевых детей является отсутствие мотивации к общению, недостаточная сформированность всех неречевых функций (слуховое восприятие, внимание, память, мышление), а также повышенная эмоциональная истощаемость и разлаженность поведения [2, с.4].
«Речь» неговорящих детей можно описать следующим образом:
— в речи присутствуют вокализации, звукоподражания или звукокомплексы;
— активная речь состоит из отдельных лепетных слов и/или слогов (ма или мама, па или папа, ав— собака, би-би — машина и т. п.);
— у детей нет потребности подражать слову взрослого, а если и есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в отдельных нечетко произносимых обиходных словах.
Работа по формированию первоначальных вербальных навыков происходит поэтапно.
I этап. Уровень гласных звуков
Основные направления:
— вызывание гласных звуков по подражанию или с механической помощью;
— автоматизация гласных звуков изолированно, в звукоподражаниях, звуковых цепочках.
II этап. Уровень слогов
Основные направления:
— вызывание согласных звуков по подражанию или с механической помощью;
— автоматизация согласных звуков (в прямых / обратных слогах);
— активизация звукоподражаний.
III этап. Уровень слов
Основные направления:
— вызывание двусложных слов;
— вызывание односложных слов;
— вызывание трехсложных слов.
IV этап. Уровень простой фразы.
Основные направления:
— активизация двухсловного предложения;
— автоматизация фраз в рифмовках, коротких текстах.
На всех этапах работах используются следующие вспомогательные средства:
- Звуковые символы Фомичевой М. Ф. [5, с. 178].
- Жесты
- Пиктограммы
- Предметы или предметные картинки
- Схемы, мнемодорожки.
На первом этапе работы в речи детей происходит вызывание гласных звуков и их автоматизация в звукоподражаниях, звуковых рядах. Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.
По мере увеличения количества гласных в речи детей, формируется переключаемость на примере различных звуковых цепочек или сериационных рядов, что является базой для слоговой структуры в будущем.
Произнесение гласных, а в последующем и согласных звуков, сопровождается символами. Символы представляют собой предметную картинку, с которой ассоциируется тот или иной звук. На картинке также присутствует артикуляционная поза звука и соответствующая ему буква. Подобные графические символы помогают вызвать и автоматизировать звуки. Кроме того, символы способствуют концентрации внимания ребенка на артикуляционном укладе звука, а также на букве. Все это является дополнительной зрительной опорой для ребенка, который учится говорить.
На материале гласных звуков дети упражняются в длительном или коротком, в тихом или громком и произнесении звука. Дополнительной опорой в данном случае являются различные схемы и символы-картинки.
После того как отработаны гласные звуки, в речи детей вызываются согласные звуки по подражанию или с механической помощью.
На этом этапе:
— желательно, чтобы согласные звуки М, П, Б, Т, Д не замещались согласными звуками другого места образования, например, К;
— все согласные звуки могут быть недифференцированными на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
— согласные Ш, Ж, Ч, Щ могут заменяться общим фрикативным звуком, например, мягким Сь.
— допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих звуков, например, призубным звуком.
— закономерным является отсутствие соноров [1, с.112].
С опорой на схемы, различные сериационные ряды и мнемодорожки со звуковыми символами осуществляется автоматизация согласных звуков в слогах, а в последующем и в звукоподражаниях. Дети учатся произносить цепочки слогов со сменой гласного или согласного звука, упражняются в переключаемости. Кроме того, на примере слогов проводятся ритмические упражнения. Таким образом, постепенно осуществляется переход к вызыванию первых слов в речи детей.
В основе работы над словами лежат классы слоговой структуры (по А. К. Марковой).
Первые слова, которые автоматизируются в речи детей, представляют собой модели из однотипных слогов (например: мама, папа). На этом этапе в работе с детьми используются предметы, предметные картинки, пиктограммы и теневые изображения предметов. Для вызывания отдельных слов, сложных в произношении для ребенка, используются символы звукоподражаний (например, КУПИ (Символы: КУ — «кукушка», ПИ — «мышка»). Дети упражняются в многократном произнесении слов на примере различных сериационных рядов или мнемодорожек. Автоматизация слов происходит также в играх «Угадай предмет по тени» (из авторского пособия Е. Михайловой), «Один-много» (формирование формы мн.ч. существительного), «Чего нет?» (формирование формы ед. ч. Существительных в родительном падеже). Формирование первых грамматических форм в речи безречевых детей достаточно сложный и долгий процесс. В связи с этим, также целесообразным является использование звуковых символов, которые концентрируют внимание ребенка на окончаниях слов, а также являются дополнительной опорой при произнесении слов (например: нет макА, нет дубА, нет домА (используется символ звука А).
Как только в речи детей появляются двусложные слова и глаголы, начинается работа по формированию простой фразы (например, ЭТО МУХА, ВОТ КОТ и т. д.) Фразы сначала отрабатываются на предметах, потом на предметных картинках и в повседневной жизни ребенка. Различные схемы и мнемодорожки помогают активизировать в речи детей простые предложения (авторские пособия «Фразовый конструктор», «Составь фразу»). Автоматизация фраз осуществляется в различных рифмовках и коротеньких текстах.
Очень важно, чтобы активизация речи у неговорящих детей происходила не только в кабинетных условиях. На всех этапах работы происходит взаимодействие с родителями, их консультирование по возможности использования сформированных речевых навыков в условиях естественного общения с ребенком.
Ниже представлены, примеры упражнений для родителей.
1. Работа на уровне звука.
— укачиваем дома куклу: АААА …
— играем с самолетиком: УУУУ…
2. Работа на уровне слога
— бросаем мяч: ОП
— идем по ступенькам: ТОП-ТОП
— «изображаем» дождик на улице: КАП-КАП
3. Работа на уровне слова
— Игра «Магазин» — на примере отработанных с логопедом слов «совершаем соответствующие покупки», используя предметы или картинки с занятий.
4. Работа на уровне предложения
— Игра «Это…» — перечисляем, что видим дома или на улице.
— Игра «Мой, моя, мои …» — перечисляем предметы с чувством собственной принадлежности (МОИ КЕДЫ, МОИ ДУХИ и т. д.)
— Игра «Магазин» — «совершаем покупки» в сочетании со словом «КУПИ».
Таким образом, целенаправленная работа по вызыванию звуков, формированию слоговой структуры слова, а также фразовой речи дает возможность постепенно запустить и активизировать речь у неговорящих детей, позволяет овладеть первичными речевыми навыками, необходимыми для естественной коммуникации ребенка в жизни.
Литература:
- Глухоедова, О. С. Активизация речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения. — М.: Библио-Глобус, 2016–142 с.
- Кириллова Е. В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей /Е. В. Кириллова/ / Детская и подростковая реабилитация. — 2007. — № 1 (8). — с. 8–15.
- Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской — М.: ВЛАДОС.- 2000. — 528 с.
- Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского С. Н. Шаховской — М.: Просвещение. — 1975. — 143 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. — М.: Просвещение, 1989, — 239 с.