Освоение логики — это увлекательно и занимательно! | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 23.02.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Кривдина, О. В. Освоение логики — это увлекательно и занимательно! / О. В. Кривдина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6108/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен консультативный материал для воспитателей по введению в работу с детьми раннего возраста логических блоков Дьенеша. Из опыта работы приведены примеры игровых упражнений для детей 2–3 лет, которые используются в совместной деятельности с педагогом и при индивидуальной работе, а также для проведения диагностики нервно- психического развития детей раннего возраста. Этот материал может быть также рекомендован родителям для занятий с детьми в домашних условиях.

Ключевые слова: ранний возраст, логика, интерес, развитие, уникальность, совместная деятельность, инновационная технология, увлекательно, занимательно.

Сколько радости приносят нам, педагогам, первые шаги, первые слова наших воспитанников, а впереди у них — новые открытия.

Мир состоит из разных и одинаковых предметов, они могут отличаться цветом, формой, размером… И открытие этих казалось бы простых истин- фундамент будущего математического образования.

Сколько радости и удовольствия получает малыш от совместных игр с педагогом и первых своих успехов. Очень важно не упустить этот момент и создать все условия для его развития.

Среди основных задач познавательного развития детей 2–3 лет по программе «Детство» можно выделить [1; с. 65]:

  1. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами.
  2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
  3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
  4. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов- названия свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше)

Наиболее эффективный материал для решения этих задач геометрические фигуры разного цвета и размера. Таким материалом является набор блоков Дьенеша.

Золтан Пал Дьенеш — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Набор блоков Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, который прекрасно помогает малышам знакомится с формами предметов, а в дальнейшем помогают формированию навыков, необходимых для решения логических и математических задач. В процессе игр с блоками дети приобретают [2; с. 33]:

– представление о форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цвете (красный, желтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур;

– расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, желтые)», «все большие (маленькие), «все квадратные (круглые, прямоугольные, треугольные)», «все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый красный», «такой же прямоугольный синий» и др.

– умения группировки по одному признаку: форме,размеру, цвету; понимание смысла выражения «такой же по цвету (форме, размеру)»

– умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»;

– внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;

– умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа) при выкладывании узоров из блоков.

Примеры игр, которые я использую в работе с детьми 2–3 лет:

«Аквариум»

Начиная игру, педагог обращается к малышам, предлагая ловить рыбу. Объясняет, что рыба у нас волшебная, и ловить мы её будем по волшебному, не удочкой, а руками. Рассыпьте перед ребенком на столе логические блоки Дьенеша. Рассмотрите: рыбки разной формы, цвета, размера и толщины. Главное, продумать обращенную к ребенку речь: мысль должна быть выражена чётко, с минимальным количеством слов. Обязательно эмоционально поддержать ребенка в процессе игры словами: «Молодец! Ты сам догадался! Умница», с одновременной невербальной поддержкой (погладьте по голове, похлопайте по спинке, покажите жестом, похлопайте в ладоши). Итак, начинаем…

— Поймай мне пожалуйста всю круглую рыбу

— Теперь, всю квадратную

— Всю прямоугольную

— И, наконец, всю треугольную

Педагог называет форму, не называя цвет, размер, толщину фигур. Далее произносит те же задания только по другому признаку:

— Поймай мне, пожалуйста, всю красную рыбу (желтую, синюю)

— Вылови всю толстую рыбу (тонкую)

— Вылови большую (маленькую) рыбу

Следующие задания идут с усложнением, теперь задействуем два признака одновременно:

— Поймай мне, пожалуйста, все красные квадратные рыбки (желтые круглые, синие прямоугольные)

— Вылови всю рыбу, как у меня, такую же красную и круглую.

«Подарок для мамы»

Педагог: У мамочки скоро праздник. Давай сделаем ей сюрприз- подарим бусы. Нам нужны все круглые (квадратные, треугольные, прямоугольные) фигуры. Выбрав нужные, выкладываем фигуры в виде бус.

«Бабочки»

Чтобы сделать бабочек, нам понадобятся круглые красные фигуры, круглые желтые, круглые синие. Первую бабочку мы составим из круглых красных, вторую из круглых желтых, третью из круглых синих. Какие получились красивые разноцветные бабочки! Красота!

«Разноцветные полянки»

Вырезать три круга (красный, синий, желтый)- полянки. Выбрать из всех фигур- круглые фигуры (цветочки)

Педагог: Посмотри, у нас есть полянки, посадим на них цветочки. Как ты думаешь, а почему их три?

Ребенок догадывается сам по возможности, а мы еще раз проговорим, почему полянок именно три? (По цвету фигур). «Давай посадим красные цветочки на красную полянку, синие на синюю полянку, жёлтые на жёлтую полянку»

«Репка»

Выкопали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка репку. Очень устали и решили поиграть с разноцветными фигурами. А ты хочешь с ними?

Дед взял круглую красную фигуру, бабка взяла жёлтую треугольную фигуру, внучка- синюю прямоугольную, Жучка- квадратную красную, кошка- жёлтую круглую, мышка- синюю треугольную. А теперь ты возьми фигуру как у деда- такую же круглую красную, как у бабки- такую же жёлтую треугольную, как у внучки- такую же синюю прямоугольную, как у Жучки — такую же красную квадратную, как у кошки- жёлтую круглую, как у мышки- такую же синюю треугольную.

«Прятки»

Поиграем с нашими фигурами в прятки? На столе можно положить три разных фигуры разные только по форме (только по цвету). Предлагаем малышу закрыть глаза. Одну фигуру убираем («Она спряталась»). Какая фигура от нас спряталась? (Когда ребенок освоит один признак можно усложнять, ставить фигуры разные по цвету, размеру, форме одновременно, но не более двух признаков).

«Что изменилось»

На столе лежит синий квадрат. Закрыть глаза малышу и поменять на квадрат другого цвета. Покажи, какого цвета квадрат был прежде. Педагог обобщает: квадрат был синий, а стал жёлтый.

«Кто в теремочке живет»

Заранее подготовить домики на печатной основе:

– Домик большой, где будут жить большие фигуры, домик маленький, где будут жить маленькие фигуры для сортировки фигур по размеру

– Домики с символом (клякса определенного цвета), для сортировки фигур по цвету. Ребенок впервые познакомится с схематичным изображением цвета.

– Домик с изображением треугольника (круга, квадрата, прямоугольника), для сортировки по форме.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений при выкладывании разных композиций на печатной основе, но и говорить, способствуют развитию речи.

Освоение логики — это увлекательно и занимательно!

Литература:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 321 с. 18ВN 978–5–906750–33- 4
  2. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. е.А. Носова, Р. Л. Непомнящая. — СПб.: Акцидент, 1997. — 79 с.
  3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. — Ч.1: Смоленцева А. А., Пустовойт О. В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 191 с.

Похожие статьи

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...

Творческие задания на уроках в начальной школе

В статье раскрывается значение активного использования творческих заданий в условиях внедрения ФГОС. Значимость подобных заданий связано с необходимостью развивать познавательную активность, интеллектуального творчества младших школьников. Автор стат...

Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»

В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...

Похожие статьи

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...

Творческие задания на уроках в начальной школе

В статье раскрывается значение активного использования творческих заданий в условиях внедрения ФГОС. Значимость подобных заданий связано с необходимостью развивать познавательную активность, интеллектуального творчества младших школьников. Автор стат...

Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»

В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...

Задать вопрос