Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему «Портрет»
Авторы: Терехова Наталия Николаевна, Золотарева Ксения Шамильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.
Дата публикации: 02.03.2021
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Терехова, Н. Н. Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему «Портрет» / Н. Н. Терехова, К. Ш. Золотарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6131/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: портрет, художник, изобразительное искусство, этюд головы, занятие, педагог.
Цель занятия — сформировать у обучающихся навыки рисования портрета.
Задачи:
− образовательные: сформировать у обучающихся знания о портрете как жанре изобразительного искусства, и его разновидностях; познакомить обучающихся с известными портретами; научить компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, используя живописные средства художественной выразительности; научить их отражать в портрете настроение человека, его характер и индивидуальные особенности;
− развивающие: развивать практические навыки изображения портрета; развивать творческое воображение и художественный вкус, глазомер; развивать умение находить красоту как во внешнем, так и во внутреннем облике человека;
− воспитательные: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, мультимедийная презентация, доска, изобразительный ряд, карточки с заданиями; мольберты, гуашь, палитра, кисти, бумага.
На занятии педагог использует мультимедийную презентацию, с которой можно ознакомиться по QR-коду, представленному на рисунке 1.
Рис. 1. QR-код для просмотра презентации к занятию по изобразительной деятельности на тему «Портрет».
Ход занятия.
1. Организационный момент
(Слайд 1 на экране). Приветствие педагогом обучающихся, выявление отсутствующих.
2. Вводная часть.
Педагог: Ребята сегодня у нас итоговое занятие на тему «Портрет». Наше занятие сегодня условно можно разделить на две части: теоретическую и практическую. В первой части мы с вами посмотрим презентацию по теме занятия и вспомним материал, который уже изучили. Во второй части занятия мы с вами будем рисовать портрет с натуры — выполним этюд головы гуашью, попробуем отразить в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.
3. Основная часть.
3.1. Теоретический блок.
(Слайд 2 на экране). Педагог: Ребята, давайте немножко вспомним о чем, мы с вами говорили на прошлых занятиях. Художники, изображая людей, пытаясь оставить в истории их красоту.
(Слайд 3 на экране). Распространенным является мнение о том, что первые портреты создали в Египте.
(Слайд 4,5 на экране). Популярны были портреты и в Древней Греции. Однако, формирование портретного жанра в изобразительном искусстве произошло в Древнем Риме, ведь именно там большое внимание уделялось изображению индивидуальных черт человека.
(Слайд 6 на экране). В Средневековье появился групповой портрет.
(Слайд 7 на экране). А в эпоху Возрождения изображение внутреннего мира стало основой основ живописи.
(Слайд 8 на экране). В России складывалась своя школа портрета, отличающаяся разнообразием. Мы видим на картинах человека разных людей: мальчики и девочки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. Каждый из этих людей — отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать. Что такое портрет? (Ответы обучающихся). Портрет — это лицо, изображённое художником так, как он его видит.
(Слайд 9 на экране). Я хочу познакомить вас с портретом, который создал Валентин Александрович Серов, и который сейчас хранится в Третьяковской галерее. Это портрет Мики Морозова. Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию? (Ответы обучающихся). Правильно. Он в ночном костюме и волосы его спутались.
(Слайд 10 на экране). Педагог: А это автопортрет великого русского художника Ильи Ефимовича. Художник смог передать на портрете свой характер и свое отношение к окружающему миру.
(Слайд 11 на экране). Педагог: А здесь перед нами портрет Веры Репиной. Он называется «Стрекоза». Как вы считаете, почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»? (Ответы обучающихся). Действительно, она очень непоседливая, посмотрите, как высоко она взобралась и весело покачивает ногами, сидя на высокой перекладине штакетника.
(Слайд 12 на экране). Педагог: Ребята, перед вами работа великого итальянского художника Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Это портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, молодой и очень красивой девушки, которая жила несколько веков назад [1].
Педагог: А теперь, ребята, давайте вспомним с вами то, то проходили на прошлых занятиях. Ответьте на вопрос: «Какие виды портрета есть в изобразительном искусстве?». (Ответы обучающихся).
Педагог предлагает обучающимся решить несколько практических задач на определение видов портретов.
Педагог: На прошлых занятиях мы с вами уже ознакомились с этапами ведения рисунка головы человека. Основная задача, которая стоит перед вами сегодня на практической части занятия — передать форму, конструкцию и характер головы, поэтому давайте вспомним с вами самые важные моменты, о которых мы уже говорили на прошлых занятиях:
- Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?
- В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?
- Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?
- Перечислите основные пропорции лица человека.
Педагог: Какие вы молодцы, все помните и все знаете! Ребята, сейчас мы прервемся на перемену. После того, как вы сделаете все свои дела, не забудьте подготовить рабочее место к практической части.
3.2 Практический блок
Педагог: Сегодня, как я уже говорила, мы с вами выполняем этюд головы гуашью. План наших действий:
- Выполнение рисунка под живопись карандашом.
- Тонкими линиями передать конструктивное строение головы.
- Подмалёвок: общие тональные и цветовые отношения больших плоскостей.
- Небольшими мазками лепим форму.
- Прорисовка деталей.
- Все обобщаем для достижения цельности [2, 3].
Напоминаю вам, что начинать работу лучше с темного места в натуре. Тени на лице почти прозрачны. Белый цвет на бумаге временно замещает освещенные участки поверхности. Прорабатываем одновременно все части натуры, работаем методом отношений. В процессе передачи объема следите, чтобы мазки ложились по форме. Цвет лица и одежды всегда принимает оттенок, дополнительный к цвету фона. На последнем этапе работы внимательно отнеситесь к выразительности силуэта головы, его соприкосновение с фоном. Где-то следует растворить линии контура, а где-то сделать их более четкими.
В это время педагог следит за правильностью выполнения работы, помогает обучающимся исправить ошибки и добиться желаемого результата.
4. Заключительная часть.
Идет выставка работ обучающихся. Они вывешивают свои работы на доску с помощью магнитов. Педагог оценивает работы по критериям: эстетически аккуратно выполненная работа, грамотное композиционное и цветовое решение.
Рис. 2. Работы обучающихся творческого объединения «Народные узоры»
Педагог: Сегодня мы с вами узнали, что портреты бывают разными. Художники используют разные приемы — цветовые, композиционные, чтобы мы могли понять характер героя, его положение в обществе, время в котором он живет, его увлечения.
5. Рефлексия
Педагог: Что Вы сегодня узнали на занятии? Что Вас сегодня удивило на занятии? Названия каких картин Вы запомнили? Кто их написал? (Ответы обучающихся).
Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо.
Уборка рабочего места и инвентаря.
Литература:
- Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Портрет». — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-portret-3741659.html (дата обращения: 28.02.2021).
- Методика создания живописной композиции в технике гуаши. — Текст: электронный // Allbest: [сайт]. — URL: https://otherreferats.allbest.ru/culture/00555564_1.html (дата обращения: 28.02.2021).
- Последовательность выполнения живописного произведения.. — Текст: электронный // Wow-informer: [сайт]. — URL: https://wow-informer.ru/posledovatelnost-vypolneniya-zhivopisnogo-proizvedeniya-testy/ (дата обращения: 28.02.2021).
Похожие статьи
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.
Активизация восприятия студентов при изображении объемной формы в процессе обучения рисунку
В данной статье рассматриваются приемы воспроизведения предметов с натуры, по памяти, по представлению.
Похожие статьи
Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»
В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.
Активизация восприятия студентов при изображении объемной формы в процессе обучения рисунку
В данной статье рассматриваются приемы воспроизведения предметов с натуры, по памяти, по представлению.