Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему «Портрет» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Терехова, Н. Н. Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему «Портрет» / Н. Н. Терехова, К. Ш. Золотарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6131/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: портрет, художник, изобразительное искусство, этюд головы, занятие, педагог.

Цель занятия — сформировать у обучающихся навыки рисования портрета.

Задачи:

образовательные: сформировать у обучающихся знания о портрете как жанре изобразительного искусства, и его разновидностях; познакомить обучающихся с известными портретами; научить компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, используя живописные средства художественной выразительности; научить их отражать в портрете настроение человека, его характер и индивидуальные особенности;

развивающие: развивать практические навыки изображения портрета; развивать творческое воображение и художественный вкус, глазомер; развивать умение находить красоту как во внешнем, так и во внутреннем облике человека;

воспитательные: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, мультимедийная презентация, доска, изобразительный ряд, карточки с заданиями; мольберты, гуашь, палитра, кисти, бумага.

На занятии педагог использует мультимедийную презентацию, с которой можно ознакомиться по QR-коду, представленному на рисунке 1.

QR-код для просмотра презентации к занятию по изобразительной деятельности на тему «Портрет».

Рис. 1. QR-код для просмотра презентации к занятию по изобразительной деятельности на тему «Портрет».

Ход занятия.

1. Организационный момент

(Слайд 1 на экране). Приветствие педагогом обучающихся, выявление отсутствующих.

2. Вводная часть.

Педагог: Ребята сегодня у нас итоговое занятие на тему «Портрет». Наше занятие сегодня условно можно разделить на две части: теоретическую и практическую. В первой части мы с вами посмотрим презентацию по теме занятия и вспомним материал, который уже изучили. Во второй части занятия мы с вами будем рисовать портрет с натуры — выполним этюд головы гуашью, попробуем отразить в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.

3. Основная часть.

3.1. Теоретический блок.

(Слайд 2 на экране). Педагог: Ребята, давайте немножко вспомним о чем, мы с вами говорили на прошлых занятиях. Художники, изображая людей, пытаясь оставить в истории их красоту.

(Слайд 3 на экране). Распространенным является мнение о том, что первые портреты создали в Египте.

(Слайд 4,5 на экране). Популярны были портреты и в Древней Греции. Однако, формирование портретного жанра в изобразительном искусстве произошло в Древнем Риме, ведь именно там большое внимание уделялось изображению индивидуальных черт человека.

(Слайд 6 на экране). В Средневековье появился групповой портрет.

(Слайд 7 на экране). А в эпоху Возрождения изображение внутреннего мира стало основой основ живописи.

(Слайд 8 на экране). В России складывалась своя школа портрета, отличающаяся разнообразием. Мы видим на картинах человека разных людей: мальчики и девочки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. Каждый из этих людей — отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать. Что такое портрет? (Ответы обучающихся). Портрет — это лицо, изображённое художником так, как он его видит.

(Слайд 9 на экране). Я хочу познакомить вас с портретом, который создал Валентин Александрович Серов, и который сейчас хранится в Третьяковской галерее. Это портрет Мики Морозова. Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию? (Ответы обучающихся). Правильно. Он в ночном костюме и волосы его спутались.

(Слайд 10 на экране). Педагог: А это автопортрет великого русского художника Ильи Ефимовича. Художник смог передать на портрете свой характер и свое отношение к окружающему миру.

(Слайд 11 на экране). Педагог: А здесь перед нами портрет Веры Репиной. Он называется «Стрекоза». Как вы считаете, почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»? (Ответы обучающихся). Действительно, она очень непоседливая, посмотрите, как высоко она взобралась и весело покачивает ногами, сидя на высокой перекладине штакетника.

(Слайд 12 на экране). Педагог: Ребята, перед вами работа великого итальянского художника Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Это портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, молодой и очень красивой девушки, которая жила несколько веков назад [1].

Педагог: А теперь, ребята, давайте вспомним с вами то, то проходили на прошлых занятиях. Ответьте на вопрос: «Какие виды портрета есть в изобразительном искусстве?». (Ответы обучающихся).

Педагог предлагает обучающимся решить несколько практических задач на определение видов портретов.

Педагог: На прошлых занятиях мы с вами уже ознакомились с этапами ведения рисунка головы человека. Основная задача, которая стоит перед вами сегодня на практической части занятия — передать форму, конструкцию и характер головы, поэтому давайте вспомним с вами самые важные моменты, о которых мы уже говорили на прошлых занятиях:

  1. Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?
  2. В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?
  3. Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?
  4. Перечислите основные пропорции лица человека.

Педагог: Какие вы молодцы, все помните и все знаете! Ребята, сейчас мы прервемся на перемену. После того, как вы сделаете все свои дела, не забудьте подготовить рабочее место к практической части.

3.2 Практический блок

Педагог: Сегодня, как я уже говорила, мы с вами выполняем этюд головы гуашью. План наших действий:

  1. Выполнение рисунка под живопись карандашом.
  2. Тонкими линиями передать конструктивное строение головы.
  3. Подмалёвок: общие тональные и цветовые отношения больших плоскостей.
  4. Небольшими мазками лепим форму.
  5. Прорисовка деталей.
  6. Все обобщаем для достижения цельности [2, 3].

Напоминаю вам, что начинать работу лучше с темного места в натуре. Тени на лице почти прозрачны. Белый цвет на бумаге временно замещает освещенные участки поверхности. Прорабатываем одновременно все части натуры, работаем методом отношений. В процессе передачи объема следите, чтобы мазки ложились по форме. Цвет лица и одежды всегда принимает оттенок, дополнительный к цвету фона. На последнем этапе работы внимательно отнеситесь к выразительности силуэта головы, его соприкосновение с фоном. Где-то следует растворить линии контура, а где-то сделать их более четкими.

В это время педагог следит за правильностью выполнения работы, помогает обучающимся исправить ошибки и добиться желаемого результата.

4. Заключительная часть.

Идет выставка работ обучающихся. Они вывешивают свои работы на доску с помощью магнитов. Педагог оценивает работы по критериям: эстетически аккуратно выполненная работа, грамотное композиционное и цветовое решение.

Работы обучающихся творческого объединения «Народные узоры»

Рис. 2. Работы обучающихся творческого объединения «Народные узоры»

Педагог: Сегодня мы с вами узнали, что портреты бывают разными. Художники используют разные приемы — цветовые, композиционные, чтобы мы могли понять характер героя, его положение в обществе, время в котором он живет, его увлечения.

5. Рефлексия

Педагог: Что Вы сегодня узнали на занятии? Что Вас сегодня удивило на занятии? Названия каких картин Вы запомнили? Кто их написал? (Ответы обучающихся).

Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо.

Уборка рабочего места и инвентаря.

Литература:

  1. Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Портрет». — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-portret-3741659.html (дата обращения: 28.02.2021).
  2. Методика создания живописной композиции в технике гуаши. — Текст: электронный // Allbest: [сайт]. — URL: https://otherreferats.allbest.ru/culture/00555564_1.html (дата обращения: 28.02.2021).
  3. Последовательность выполнения живописного произведения.. — Текст: электронный // Wow-informer: [сайт]. — URL: https://wow-informer.ru/posledovatelnost-vypolneniya-zhivopisnogo-proizvedeniya-testy/ (дата обращения: 28.02.2021).

Похожие статьи

Конспект занятия по художественному труду на тему «Портрет моей мамочки»

Конспект занятия по художественному труду на тему «Листья, листья, листопад»

Конспект занятия по художественному труду на тему «Наш друг Тюбик»

Конспект занятия на тему «Работа над репертуаром»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Путешествие точки»

Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»

В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.

Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок»

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству

Конспект занятия по хореографии на тему «Лучший танцор»

Активизация восприятия студентов при изображении объемной формы в процессе обучения рисунку

В данной статье рассматриваются приемы воспроизведения предметов с натуры, по памяти, по представлению.

Похожие статьи

Конспект занятия по художественному труду на тему «Портрет моей мамочки»

Конспект занятия по художественному труду на тему «Листья, листья, листопад»

Конспект занятия по художественному труду на тему «Наш друг Тюбик»

Конспект занятия на тему «Работа над репертуаром»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Путешествие точки»

Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери»

В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.

Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок»

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству

Конспект занятия по хореографии на тему «Лучший танцор»

Активизация восприятия студентов при изображении объемной формы в процессе обучения рисунку

В данной статье рассматриваются приемы воспроизведения предметов с натуры, по памяти, по представлению.

Задать вопрос