Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению
Авторы: Болковенко Ольга Антоновна, Курова Елена Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 11.03.2021
Статья просмотрена: 464 раза
Библиографическое описание:
Болковенко, О. А. Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению / О. А. Болковенко, Е. С. Курова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6139/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.
Ключевые слова: игровая терапия, развитие речи, классификация игр, внимание, память, мышление, подготовка к школьному обучению.
Игровая терапия — это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой — установить отношения с педагогом и детьми.
Цель игровой терапии — дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.
В современной общей педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребёнка имеет большое значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению.
Развитие речи — процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий. Волнение, тревога, страх, гнев — все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот, язык. Иными словами, речевой механизм находится в прямой зависимости наших чувств. То же самое наблюдается и у ребёнка — его речь сильно затрудняется, причём происходит это совершенно непроизвольно.
Все эти обстоятельства можно изменить, причём, чем быстрее, тем лучше. В подобных ситуациях легче предотвратить болезнь, нежели бороться с ней.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, а одним из эффективных методов игры является игротерапия.
Почему же так? Потому что, во-первых, играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им неосвоенному.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное — поле для свободного проявления индивидуальности.
В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире.
Существует множество классификаций игр. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Наблюдается такая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр», ребёнок повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук и развивается речь.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их ещё и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают.
Например, «Птичка», «Коза рогатая», «Колокольчик» и др.
Массаж пальцев рук — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти. Это очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.
Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой.
- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
- Интенсивные движения большого пальца вперёд — назад, вверх –вниз, по кругу.
- Сгибание — разгибание всех пальцев одновременно, поочерёдное загибание и выпрямление.
- Аккуратное сгибание — разгибание руки в кистевом суставе.
- Интенсивное растирание всех пальцев.
- Повторить первое упражнение.
Работа с использованием «бросового материала» (шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц).
Шнуровка — идеальная игрушка для развития речи. Дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно — незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев рук, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Игры — шнуровки готовят косвенно руку к письму
Упражнения с прищепками очень нравится детям. Например, детям предлагается ведёрко, на нём наклеена травка, цветочки, макет дачного участка. Ребёнок должен построить заборчик вокруг участка из прищепок. Детей это упражнение увлекает, они стараются изо всех сил, доводят дело до конца.
Фасолевые ванны — в миску нужно насыпать фасоль и горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок запускает руки в крупу и выискивает игрушки. Эффект: массаж, развитие координации пальцев. В зависимости от возраста ребенка будем определен вариант поиска. Что можно предложить ребенку старшего дошкольного возраста найти в такой фасолевой ванне? А ребенку младшего дошкольного возраста?
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, это игра также массирует руки, развивает координацию пальцев рук.
Продолжая тему, хотим отметить, что, выбирая игры для игровой терапии, необходимо обращать внимание на те, которые по содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические. Больше всего дети с нарушением речи страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, слове. Внимание ребёнка зависит от “настройки” его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство.
Внимание — усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния. Развивать внимание у детей с нарушением речи столь же важно, как учить звуки. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом.
Среди других средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры — упражнения.
«Сколько чего?»
Ведущий просит ребят осмотреть групповую комнату или игровую площадку на прогулке и назвать как можно больше предметов начинающихся на букву “к” или “т”, можно не целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить “засечь вниманием” круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее — деревянные, потом металлические, затем — предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов.
Игры со словами и слова очень важны, ведь владение словом — инструментом общения, мышления — неоценимое богатство. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.
Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
«Добавь словечко»
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причём в рифму.
«Все скороговорки не переговорить»
Игра-соревнование, в которой участники повторяют ту или иную скороговорку. Кто ошибся, к примеру, три раза, выбывает из игры.
Игры, развивающие памятьне маловажны для детей, так как память — это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни, весь запас хранящихся образов, явлений жизни.
Все дети замечательные актёры, лицедеи с сотнями масок. Ребята любят изображать артистов, танцоров или подражать им. Дошкольникам помогает хорошее воображение — психологический процесс, который свойственен лишь людям. С помощью воображения они выстраивают образ средств и результатов своей предметной деятельности, создают программы своего поведения, придумывают заменители деятельности, т. е. представляют результаты деятельности, творчества ещё до их начала.
Воображение тесно связано с развитием речи. В воображении ребёнка почти всегда присутствует магическое “как будто бы”, детская мечта и фантазия связаны с их мышлением.
Считать, что есть творчески ограниченные дети — это глубокое заблуждение. Все дети изначально талантливы. Их просто необходимо раскачать, развивать их природные задатки. Эту задачу помогут решить так называемые “артистические ” игры.
«Изобрази без предмета»
Предложить детям, проявив воображение, проделать следующее (напоминаю, без предмета): вдеть нитку в иголку; пришить пуговицу; подбросить и поймать мяч; заточить карандаш; брать поочерёдно в руки холодный, тёплый, горячий предметы и т. д.
«Расскажи жестами»
Двум (трём) группам даются небольшие сюжетные рассказы (сказки), необходимо прочесть их жестами, мимикой. Соперникам надо быстро догадаться, о чём идёт речь, перевести жесты на язык слов.
«Расскажи стихи руками»
Для лучшего запоминания стихов, поддержания интереса, детям предлагаются карточки, где вместо слов напечатаны символы. Они должны произносить вслух обозначения символов одновременно изображая это руками.
Данного вида задания разнообразны по форме и содержанию, что помогает детям при подготовке к школе.
Выкладывание букв из различных материалов — серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу. Данного вида игру разбивают на несколько этапов. Сначала выкладывают или рисуют на бумаге букву — образец. Затем предлагают ребёнку скопировать её из предложенного материала. Следующий этап — когда дошкольник с помощью выкладывает слова, учится их читать. Для таких игр используют мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счётные палочки, толстые нитки.
Драматизацию всвоей практике педагоги используют как один из методов игровой терапии. Данная форма работы очень близка детям, так как им предоставляется возможность самостоятельно выбрать роль. Особенно подходящими для драматизации являются сказки, которые любят слушать дети. Практически все игры просты и основаны на импровизации — бесценной импровизации детей.
Игровая терапия представляет собой разноцветные мгновения счастливой жизни ребят, где в игре приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни.
Таким образом, преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются все то, что так необходимо при подготовке ребёнка к школе, психические процессы — внимание, память, мышление, воображение, и, конечно, речь.
Литература:
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред.Т. А. Марковой. М.:Просвещение,1982.С.285.
- Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.С.325.
- Основы специальной психологии, под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. С.480.
- Соколова Н. Д. Коррекционное обучение аномального дошкольника. М.: Просвещение, 1989. С.238.
- Тверитина Е. Н., Баразкова А. С. Руководство игр детей в дошкольном учреждении, под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение,1986.С.310.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А. В. Запорожца. М.:Просвещение,1976.С.315.
Ключевые слова
развитие речи, мышление, память, внимание, игровая терапия, подготовка к школьному обучению, классификация игрПохожие статьи
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения
В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.
Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича
В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики
Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...
Играем — мелкую моторику развиваем!
В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.
Похожие статьи
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения
В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.
Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича
В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики
Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...
Играем — мелкую моторику развиваем!
В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.