Конспект непрерывно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие за Азбукой»
Авторы: Примак Татьяна Геннадьевна, Гузенко Марина Николаевна, Абдулкаримова Фания Имангиязовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 12.03.2021
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Примак, Т. Г. Конспект непрерывно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие за Азбукой» / Т. Г. Примак, М. Н. Гузенко, Ф. И. Абдулкаримова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6142/ (дата обращения: 15.11.2024).
В занятии приведено описание непрерывно-образовательной деятельности, направленное на развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: словесно-речевые игры, лексико-грамматические упражнения, общение, гласных и согласных звуков. антонимы; положение звука в слове; счет слогов; воспитание.
Организационный момент:
Эмоциональный настрой на занятие. — Доброе утро
— Ребята, какое у вас сегодня настроение? — Хорошее, радостное, веселое.
— Давайте передадим друг другу свое хорошее настроение.
— Улыбнемся друг другу.
Основная часть
Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь её похитил Карабас — Барабас. Он отдаст Азбуку если вы выполните задания, которые он для вас приготовил».
— В конверте лежат и задания от Карабаса — Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?
1 задание : Чистоговорки
Ра-ра-ра — начинается игра,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Са-са-са — под кустом сидит лиса,
Ша-ша-ша — мама моет малыша,
Ар-ар-ар — кипит наш самовар,
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь,
Та-та-та — у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч — наступила ночь.
2 задание «Слова наоборот». Я называю слово, а вы противоположное.
Гордость — скромность.
Легкий — трудный.
Ласка — строгость.
Хороший — плохой.
Радость — горе.
Брать — отдавать.
Труженица — лентяйка.
Встречать — провожать.
Хороший — плохой.
Говорить — молчать.
Добрый — злой.
Плакать — смеяться.
Высокий — низкий.
Легко — трудно.
3 задание «Слово»
Вы знаете, уже много слов. Как можно одним словом назвать следующие слова:
Мячик, кукла, кубики, зайчик, машинка (игрушки)
Дуб, береза, ель, осина, тополь (деревья)
Лось, олень, кабан, лиса, волк (дикие животные)
Корова, овца, коза, лошадь, свинья (домашние животные)
Тарелка, чашка, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)
Какой посуда может быть, по материалу, из чего она сделана? (из глины-глиняная, из метала — металлическая, из стекла — стеклянная, из фарфора — фарфоровая).
4 задание «Согласование числительных с существительными»
— Ребята давайте посчитаем –
Один карандаш, два карандаша, пять карандашей.
Одна тетрадь, две тетради, пять тетрадей
Один портфель, два портфеля, пять портфелей.
Одна книга, две книги, пять книг.
Одна кисть, две кисти, пять кистей.
Один альбом, два альбома, пять альбомов.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5 задание «Звук и буква».
Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас.
Воспитатель: Возьмите листок с заданием от Карабаса продолжи дорожку
Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете, и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:
А-а-а мама моет малыша. (звук А)
Зо-зо-зо — Зое повезло (звук З)
Ба — ба — ба — на избе была труба. (звук Б)
Пароход гудит трубой, (звук У)
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко: «У-У-У!»
«У меня прекрасный слух!» — (звук К)
Кукарекает петух.
«Ко-ко-ко!» — наседка вторит –
«Станешь ты артистом вскоре!»
«Ко-ко-ко!»
Анечка упала на пол, (звук А)
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плачет: А-А-А!
Воспитатель : Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.
— Чем отличаются звуки от буквы? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? — (на гласные и согласные)
Какие бывают согласные? — (твердые и мягкие)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки — (красным),
каким твердые согласные — (синим)
мягкие согласные — (зеленым)
А теперь, проведем звукобуквенный анализ слова.
Разделим слово Азбука на слоги. Какое правило мы знаем: Сколько гласных в слове столько и слогов, поставим ударение (на какой слог падает ударение, запишем слогоударную схему
Построим звуковой домик
Запишем слово буквами
Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Молодцы ребята! Занятие закончено.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика- Синтез, 1999. — 272с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 64 с.
- Колесникова Е. В. «Программа От звука к букве», Москва, 2016г.
- Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 56 с
Ключевые слова
воспитание, общение, лексико-грамматические упражнения, словесно-речевые игры, гласных и согласных звуков. антонимы, положение звука в слове, счет слоговПохожие статьи
Работа по развитию речевого слуха учащихся
В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы
На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...
Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»
В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...
Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта
В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...
Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...
Использование сказкотерапии в процессе коррекции недостатков речи старших дошкольников
В статье представлено содержание работы по развитию речи детей (обогащение словаря, связная речь, формирование грамматически правильной речи). Описаны игры и упражнения, которые можно использовать при ознакомлении дошкольников со сказкой (образовател...
Похожие статьи
Работа по развитию речевого слуха учащихся
В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Работа над выразительным чтением на уроках морфологии и параллельных им уроках литературы
На уроках литературы необходимо дать школьникам понятие о членении речи. О членении речи на предложения и о необходимости пауз в устной речи между предложениями учащиеся знают из начальных классов. Основываясь на этих знаниях, преподаватель дает перв...
Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»
В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...
Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта
В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...
Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...
Использование сказкотерапии в процессе коррекции недостатков речи старших дошкольников
В статье представлено содержание работы по развитию речи детей (обогащение словаря, связная речь, формирование грамматически правильной речи). Описаны игры и упражнения, которые можно использовать при ознакомлении дошкольников со сказкой (образовател...