Технология создания детской телевизионной передачи как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста со спортивной культурой родного края | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 17.03.2021

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова, Л. А. Технология создания детской телевизионной передачи как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста со спортивной культурой родного края / Л. А. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6156/ (дата обращения: 16.11.2024).



О том, что в дошкольном возрасте пробуждаются первые представления о Родине, формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе, формируются основы патриотического сознания, отмечается в Концепции дошкольного воспитания.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает, в том числе, формирование у обучающихся первоначальных представлений о малой родине и Отечестве.

Л. А. Кондрыкинская считает, что само понятие патриотическое воспитание многогранно — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и преумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности и т. д.

Еще одной важной составляющей содержания патриотического воспитания, на наш взгляд, является ознакомление детей дошкольного возраста со спортивной культурой родного края.

Однако, изученные нами программы и технологии по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, как правило, акцент делают на познавательный и краеведческий материал, а раздел «Спортивная культура» в лучшем случае представлен народными подвижными играми. Тогда как спортивная культура — это понятие, которое включает в себя спортивные праздники и соревнования, известных спортсменов, учреждения спорта, виды спорта, распространенные в регионе и другое.

Наши наблюдения показали, что дети дошкольного возраста имеют фрагментарные знания о том, что такое спорт, виды спорта, известные спортсмены России. Хуже дошкольники могут назвать спортивные достижения, виды спорта, популярные именно в Удмуртии. Назидательные беседы не помогают решить данную проблему в полной мере.

В качестве основного средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста со спортивной культурой родного края мы рассматриваем детскую телевизионную передачу.

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Одной из них является технология создания совместных детских телевизионных передач.

Телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с разнообразным контентом.

Не секрет, что сегодня телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации, оно выполняет различные функции и играет большую роль в жизни современных людей. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино и мультипликационным героям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Значимость и влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей как источника разнообразной информации особенно велико.

Детские программы составляют определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. Красочная, яркая виртуальная картинка на некоторое время способна отвлечь ребенка от реальности. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их отбору для просмотра дошкольниками, но и по их созданию. По мнению А. Я. Юровского, наибольший развивающий эффект имеет передача. в создании которой приняли участие сами дети.

Проанализировав сущность проблемы ознакомления детей дошкольного возраста со спортивной культурой родного края, мы видим обострение противоречия: с одной стороны, очевидна необходимость ознакомления детей дошкольного возраста со спортивной культурой родного края, что влияет на развитие ребенка и стимулирует дальнейшие интеллектуальные процессы, а с другой стороны, достаточно остро встает проблема разработки системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивной культурой родного края средствами создания совместно с детьми детской телевизионной передачи.

Выстраивая систему работы по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивной культурой родного края средствами детской телевизионной передачи, мы исходили из того, что в разделе «Ознакомление детей дошкольного возраста со спортивной культурой родного края» можно выделить 5 блоков: «Спортивные праздники и соревнования в Удмуртской Республике», «Спортивные учреждения в Удмуртской Республике», «Известные спортсмены Удмуртской Республики», «Виды спорта, популярные в Удмуртской Республике», «Подвижные игры народов, проживающих на территории Удмуртской Республики». Для работы по каждому блоку мы подобрали содержание, распределив его для удобства в перфокарте:


Блок

Форма работы

Задачи

Срок реализации

Время в режиме дня

Место проведения

Примечания

Спортивные праздники и соревнования

Цикл бесед: «Мы со спортом крепко дружим!», «Народные праздники в Удмуртии», «Спортивные праздники и соревнования в Удмуртии», «Гербер», «Сельские спортивные игры: летние и зимние» и др.

Познакомить с основными спортивными праздниками и соревнованиями, которые проходят в Удмуртии.

Совершенствовать диалогическую речь, умение поддерживать беседу. Способствовать развитию любознательности.

1 неделя октября

1 половина дня

В группе под руководством воспитателя

Беседы проводятся на усмотрение воспитателя как встреча с интересными людьми, с музыкальным сопровождением, наглядной презентацией и т. п.


Такие перфокарты с электронной картотекой, включающей подборки подвижных и дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, рекомендуемых экскурсий, развлечений, соревнований, подборок художественной литературы и демонстрационных материалов, тематических презентаций, мультипликационных фильмов о спорте, нами оформлены по всем блокам. Далее педагог в зависимости от изучаемой по программе темы может данное содержание использовать в любой момент педагогической деятельности (непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах, на праздниках и развлечениях и т. п.).

Работа каждого блока заканчивается съемкой детской телевизионной передачи «Быстрее, выше, сильнее!». Например, изучение блока «Известные спортсмены Удмуртской республики» заканчивается съемкой очередного выпуска передачи на тему «Герои-олимпийцы».

Технология создания детской телевизионной передачи включает 7 этапов:

  1. Выбор темы для телепередачи по инициативе детей.
  2. Обобщение имеющихся по теме представлений. С этой целью можно проводить обобщающие беседы, игры-викторины, решать кроссворды, отгадывать загадки, составлять рассказы и т. п.
  3. Распределение ролей и функций между участниками проекта (зрители, ведущие, корреспонденты, журналисты, респонденты и т. д.). При этом организуется совместное обсуждение с учетом возможностей каждого ребенка.
  4. Разработка сценария телепередачи совместно с детьми.
  5. Подготовка и съемка видеосюжетов, интервью. Сюжеты снимаются на любую цифровую фото или видео камеру.
  6. Индивидуальная работа с детьми-журналистами, корреспондентами, респондентами, ведущими.
  7. Монтаж передачи в любой из доступных программ. На этом этапе важен сам процесс работы над телепередачей, а не техничность и профессионализм конечного продукта.

Для съемки детской телевизионной передачи «Быстрее, выше, сильнее» мы можем порекомендовать следующие темы выпусков: «Госпожа-лыжня», «Герои-олимпийцы», «Горячий лед», «Гонки по вертикали», «Ледниковый период», «Под прицелом», «Я в спортсмены пойду, где меня научат?», «Удмуртия спортивная».

Для того, чтобы сделать родителей нашими союзниками в вопросах ознакомления дошкольников со спортивной культурой родного края, мы организовали цикл экскурсий: посещение музея Г. Кулаковой (г. Ижевск), Центра истории спорта (г.Ижевск), мини-музея спорта в г. Глазове (МБДОУ д/с № 17 г. Глазов), тур по спортивным учреждениям города, рекомендовали посещение спортивных секций, городских спортивных праздников и соревнований, проводили акции «Спортсмены Удмуртии», «Книжка-малышка о спорте», оформляли наглядные материалы.

Таким образом, наш опыт показал, что, поучаствовав в создании детской телевизионной передачи, дети не только больше узнают о спортивной жизни в Удмуртской Республике, но и сами научатся добывать необходимую информацию, проявлять исследовательскую активность, а также полюбят заниматься некоторыми видами спорта.

Похожие статьи

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр

Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Похожие статьи

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр

Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Задать вопрос