Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вострикова, Ю. С. Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Вострикова, Д. Н. Ленчевская, М. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6159/ (дата обращения: 19.12.2024).



Семья — неотъемлемая и самая важная часть жизни каждого человека. Сложно переоценить ее значение. Нет ни одной нации, которая обходилась бы без семьи. Именно она способствует формированию гармоничной личности, а значит, психически и физически развитого человека, участника социальных отношений и надежного гражданина своего государства.

В условиях дошкольного образования педагогу и родителям нужно понимать всю важность взаимодействия для создания единого пространства, в котором ребенок мог бы всесторонне развиваться.

Реалии современных дней таковы, что большинство семей занимаются социально-экономическими проблемами, родители отстраняются от вопросов воспитания и развития своих детей. Родители не знают возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка и порой воспитание осуществляется вслепую. Положительных результатов от этого ждать не приходится. При этом в дошкольных образовательных организациях педагоги все вопросы воспитания и обучения берут на себя, хотя родители должны проявлять заинтересованность в общении с сотрудниками учреждения.

Помочь сложившейся ситуации возможно выстроив такую систему, где сотрудники сада и семьи активно бы взаимодействовали между собой. Родители активно включались, проявляли инициативу, чувствовали себя равноправным ответственным участником образовательного процесса. Организация такого взаимодействия между воспитателем и родителем способствовала бы обоюдному включению в процесс развития ребенка как воспитателя, так и родителя, и позволила бы установить равноправные, доверительные отношения.

Процесс взаимодействия воспитателя с родителями носит педагогическую направленность. Это позволяет говорить о педагогическом взаимодействии.

Существует множество форм взаимодействия с родителями, рассмотрим такую форму взаимодействия с родителями как педагогическая мастерская. Использование данной формы в практике детского сада позволит обеспечить педагогическую поддержку и сопровождение семьи. Основные направления деятельности мастерской — это психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей. Оно заключается в обучении родителей взаимодействию с собственными детьми. Главной целью педагогической мастерской как формы взаимодействия с родителями является обеспечение педагогической поддержки и сопровождения семьи. Занятия в мастерской проводят в группах по 3–4 человека и направлены на разрешение конкретных вопросов родителей. Во время занятий родители вовлекаются в образовательно-развивающий процесс с детьми в качестве равноправных и равноответственных партнеров; Целью мастерских является формирование у родителей умения видеть перспективы развития ребёнка, способность понять собственного ребёнка, его потребности.

Построение мастерской создается по определенному алгоритму. Существует несколько авторских подходов к организации педагогических мастерских. Автором алгоритма нижеприведенных конспектов является И. А. Мухина.

Конспект 1

Тема: «Как понять, что ребенок готов к обучению в школе?».

Группа: подготовительная группа.

Цель: создание условий для сотрудничества педагога и семьи в решении проблемы подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  1. Формировать представления родителей о «понятии школьная зрелость», о показателях готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  2. Развивать умения родителей использовать психолого-педагогическую литературу для расширения знаний о понятии «школьная зрелость» и качествах, присущих будущему первокласснику.
  3. Вызвать интерес к сотрудничеству родителей друг с другом и воспитателями в решении данного вопроса.

Материалы и оборудование:карандаши, фломастеры, краски, кисточки, баночки под воду, листы формата А3.

Содержание педагогической мастерской:

Таблица 1

Содержание педагогической мастерской на тему «Как понять, что ребенок готов к обучению в школе?»

Название этапа и его цель

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

1. «Индуктор»

Цель — создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников

Приветствие.

Сообщение темы педагогической мастерской, выделение основных понятий.

Воспитатель предлагает родителям поразмыслить над фразой «Большинство родителей думают, что они подготовили ребёнка к школе, если научили его читать. Но навыки чтения, письма, счёта и другие относятся к обще-учебным умениям и навыкам, которые, безусловно, являются важными в школьном обучении, но не они определяют готовность ребёнка к школе».

Воспитатель предлагает родителям:

—Согласны или не согласны с фразой и почему.

— Высказать отношение к данной фразе.

Ознакомление с темой педагогической мастерской.

Размышление над предложенной фразой.

2. «Деконструкция и реконструкция»

Цель — создание участниками педагогической мастерской творческого продукта

Воспитатель предлагает назвать качества, которые должны быть сформированы к 1 классу, подумать над определением «школьная зрелость».

Воспитатель предлагает родителям разбиться по микрогруппам и составить плакаты на тему «Образ идеального первоклассника».

Размышляют над определением «Школьная зрелость» и называют качества.

Родители составляют плакаты на тему «Образ идеального первоклассника».

3. «Социализация»

Цель — предъявление созданного продукта всем участникам, промежуточная рефлексия. Появление информационного запроса у родителей

Воспитатель предлагает презентовать оформленные плакаты и обсудить полученные результаты с другими участниками педагогической мастерской.

Воспитатель предлагает обсудить, в чем были сложности при оформлении плакатов.

Родители презентуют плакаты, обсуждают результаты.

У родителей появляется затруднение, связанное с недостаточным знанием о школьной зрелости и качествах, которые должны сформироваться к 1 классу.

4. «Обращение к новой информации»

Цель — совершенствование творческого продукта на основании новой полученной информации

Воспитатель предлагает ознакомиться с психолого-педагогической литературой и на основании полученных знаний доработать свои плакаты.

Родители знакомятся с предложенной литературой

Родители дополняют плакаты.

5. «Афиширование»

Цель — представление работ участников мастерской

Воспитатель предлагает представить плакаты и обсудить их еще раз.

Родители презентуют плакаты.

Родители обсуждают результаты.

6. «Разрыв»

Цель — формулирование участниками мастерской самостоятельного вывода, обобщения, закономерности или нового образа

Воспитатель предлагает родителям обобщить представленные плакаты, сделать вывод.

Воспитатель еще раз задает вопрос, что же такое школьная зрелость и какие качества присуще первокласснику.

Родители делают обобщенный вывод о плакатах на тему «Образ идеального первоклассника».

Родители размышляют над определением «Школьная зрелость» и о качествах, которые должны быть сформированы к 1 классу с позиции новых знаний.

7. «Рефлексия»

Цель — формулирование участниками педагогической мастерской возникших чувств, ощущений.

Воспитатель предлагает провести рефлексию и описать свои чувства, ощущения, возникшие в процессе выполнения данного задания; сформулировать направления для саморазвития.

Родители описывают свои ощущения и чувства, формулируют перспективы для собственного саморазвития.

Работа после проведения мастерской: воспитатель оформляет выставку плакатов на тему «Образ идеального первоклассника».

Конспект 2

Тема: «Можно ли готовить ребенка к школе в семье?»

Группа: подготовительная группа.

Цель: создание условий для сотрудничества педагога и семьи в решении проблемы подготовки детей к школе в условиях семьи.

Задачи:

  1. Формировать знания родителей о способах подготовки детей к школе в условиях семьи.
  2. Закреплять умение родителей формулировать советы по подготовке детей к школе в условиях семьи на основе психолого-педагогической литературы.
  3. Создавать условия для проявления родителями любознательности по вопросам подготовки детей к обучению в школе.

Предварительная работа:проведение консультации для родителей по теме: «Какая мотивация будет эффективнее всего способствовать обучению в школе?», разработка памятки «Чему ребенка важно научить до поступления в школу?».

Материалы и оборудование:приводим перечень статей, которые используются для педагогической мастерской, карточки для написания советов, карандаши, ручки.

Содержание педагогической мастерской:

Таблица 2

Содержание педагогической мастерской на тему: «Можно ли готовить ребенка к школе в семье?»

Название этапа и его цель

Деятельность воспитателя

Деятельность

родителей

  1. «Индуктор»

Цель — создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников

Приветствие

Предложить родителям поразмыслить над фразой «Детей к обучению в школе готовить в семейных условиях абсолютно бесполезно»

Воспитатель предлагает родителям:

— высказать отношение к данному мнению, аргументировать его

— подумать, где и когда можно заниматься подготовкой детей к школе, и кто должен этим заниматься: воспитатели или родители

— порассуждать, будет ли полезно для ребенка если к подготовке к школе подключатся родители

Размышление над предложенной фразой

Размышление над вопросами

Проявление эмоционального отклика на предложенную тему

  1. «Деконструкция и реконструкция»

Цель — создание участниками педагогической мастерской творческого продукта

Воспитатель предлагает родителям сформулировать советы по подготовке детей к школе в условиях семьи в микрогруппах

Родители формулируют советы

  1. «Социализация»

Цель — предъявление созданного продукта всем участникам, промежуточная рефлексия. Появление информационного запроса у родителей

Воспитатель предлагает презентовать собственные советы и обсудить полученные результаты с другими микрогруппами

Родители презентуют советы

Родители обсуждают результаты

У родителей появляется затруднение, связанное с недостаточным знанием о подготовке детей к школе в условиях семьи

  1. «Обращение к новой информации»

Цель — совершенствование творческого продукта на основании новой полученной информации

Воспитатель предлагает ознакомиться с психолого-педагогической литературой и на основании полученных знаний доработать советы

Родители знакомятся с предложенной литературой

Родители дополняют советы

  1. «Афиширование»

Цель — представление работ участников мастерской

Воспитатель предлагает представить советы и обсудить их еще раз

Родители презентуют советы

Родители обсуждают результаты

  1. «Разрыв»

Цель — формулирование участниками мастерской самостоятельного вывода, обобщения, закономерности или нового образа

Воспитатель предлагает родителям обобщить представленные советы, увидеть закономерности, сделать вывод.

Воспитатель еще раз задает вопрос верна ли фраза «Детей к обучению в школе готовить в семейных условиях абсолютно бесполезно»

Родители делают обобщенный вывод о способах подготовки детей к школе в условиях семьи

Родители размышляют над предложенной фразой с позиции новых знаний

  1. «Рефлексия»

Цель — формулирование участниками педагогической мастерской возникших чувств, ощущений.

Воспитатель предлагает провести рефлексию и описать свои чувства, ощущения возникшие в процессе выполнения данного задания; сформулировать направления для саморазвития

Родители описывают свои ощущения и чувства, формулируют перспективы для собственного саморазвития

Работа после проведения мастерской:воспитатель оформляет предложенные советы и размещает их на стенде для родителей.

Похожие статьи

Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Похожие статьи

Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Задать вопрос