Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»
Автор: Волкова Татьяна Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 23.03.2021
Статья просмотрена: 1191 раз
Библиографическое описание:
Волкова, Т. Н. Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р» / Т. Н. Волкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6165/ (дата обращения: 20.12.2024).
Цель: Научить различению звуков Р-РЬ на слух и артикуляционно, в словах и предложениях . Автоматизировать звук [Р], [РЬ] в словах, предложениях и чистоговорках.
Задачи:
Обучающие:
— дифференцировать звуки на слух и артикуляционно;
— закрепить правильное произношение звуков [Р], [РЬ] в словах, предложениях, чистоговорках.
— закрепить умение определять место звука в слове, делать звуко-буквенный анализ, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложениях;
Развивающие:
— развивать умение произносить звук [р], [рь] в словах, предложениях, чистоговорках.
— развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;
— развивать мелкую и общую моторику;
— развивать артикуляционный аппарат.
Воспитательные:
— формировать положительную установку на участие в занятии;
— воспитывать усидчивость, умение слушать сверстников и педагога;
— воспитывать желание и стремление помочь другу.
Тип занятия : комбинированное. Занятие — повторение и закрепление пройденного материала.
Форма занятия: малой подгруппой.
Материалы и оборудование: Зеркала,посылка, письма, картинки для выкладывания слов РЕКА и РУКА, предметные картинки со звуками [р]- [р`], рюкзак, корзина, ручка, ремень, фартук, ракетка, робот, карандаш, краски, журнал, раскраска, резинка, букварь, тетрадь, пластилин, конструктор «ТИКО — грамматика».
План занятия:
1. Организационный момент (5 минут).
— Мотивация к работе, активизация внимания детей, готовность педагога и детей к занятию.
— Сообщение темы, цели, задач занятия.
2. Основная часть (15–20 минут).
— Актуализация необходимых знаний.
— Закрепление материала (практическая работа).
3. Заключительная часть (5 минут).
— Обобщение.
— Подведение итогов работы детей.
Ход занятия:
I . Организационный момент:
— Доброе утро, девочки! Доброе утро, гости.
Логопед: «Сегодня утром мне пришло странное голосовое сообщение и посылка, и они адресованы вам, ребятки. Давайте его вместе послушаем (учитель-логопед включает запись голосового сообщения в телефоне): «Пивет доогие дузья! Обащаются к Вам Звуковички из Буквогада. У нас случилась беда, сташный Буквоед съел одну очень нужную букву. Без этой буквы мы не можем ничего понять, все пеепуталось. Пожалуйста, помогите выполнить задания Буквоеда и вените нам эту букву. Заанее спасибо!»
Логопед: «Кто же догадался, какую букву съел Буквоед?»
Дети: «Букву Р»
Логопед: «Правильно букву «Р», а это значит, что пропали звуки [р]- [р`]. Согласны помочь Звуковичкам? Тогда давайте выполним задания, которые они нам послали».
Совместно с детьми учитель-логопед распечатывают посылку. В посылке находятся шесть пронумерованных конвертов с заданиями. Дети их выполняют по порядку.
Логопед: «Ребятки, давайте вместе откроем посылку и посмотрим, что в ней».
II . Основная часть:
1 задание «Веселая зарядка» (учитель-логопед достает из посылки конверт под № 1 и выполняет совместно с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалом)
Логопед: «Возьмите зеркала и давайте вместе сделаем зарядку для язычка»:
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Раз, 2,3,4,5!
Язык можно убирать.
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
«Чистим зубки»
Чищу зубы, чищу зубы
И с наружи и внутри…
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
«Чашка»
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась — чаша.
Ее чуть –чуть ты подержи,
А позже в ротик убери.
«Маляр»
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем,
Поведем вперед — назад –
Наш маляр работе рад!
«Грибок»
Язычок я подниму
Его к небу прилеплю.
Раз, 2,3,4,5 –
Ты попробуй отыскать.
«Гармошка»
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист он не плохой.
— Молодцы, язычок размяли, с заданием справились. Какое задание будем выполнять следующим?»
Дети: «Второе» (или под № 2).
2 задание «Путаница».
Логопед: «В этом конверте какое-то странное стихотворение. Сейчас я вам его прочитаю и если вы услышите что-то необычное, поправьте меня». (Логопед читает стихотворение, а дети исправляют ошибки.)
— Расцвели на клумбе козы ,
В огород забрались розы .
— Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
— На конверт наклею маску ,
На лицо одену марку.
— Я возьму от сыра кош ку,
Угощу я нашу корку.
Логопед: «Молодцы! Выполнили задание второе Буквоеда, ошибки исправили, приступаем к какому заданию»? (к третьему).
3 задание «Собери слово» (звуко-буквенный анализ слов)
Логопед: «Ребятки, посмотрите, здесь картинки? Что на них нарисовано?
Дети: «На картинках нарисованы РЕКА, РУКА».
Логопед: «Возьмите себе по 1 картинке и выполните звукобуквенный анализ». (Дети самостоятельно выполняют звукобуквенный анализ, используя конструктор «ТИКО-грамматика» и делают взаимопроверку.)
Логопед: «Отлично! Но это еще не все, звуковички просят вас вспомнить чистоговорку, где встречаются оба этих слова. Кто помнит? Давайте ее повторим: Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».
Логопед: «С третьим заданием тоже справились. Давайте немного отдохнем:
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Логопед: «Отдохнули? Тогда продолжим, какое задание мы будем выполнять сейчас? (четвертое)
4 задание игра «Назови ласково»
Логопед: «Посмотрите здесь картинки, я вам буду показывать и назвать картинку, а вы называть ее ласково (превращать в маленький предмет).
Ведро — ведерко Река — речка Топор — топорик Гриб- грибок Береза — березка Шнур — шнурок Марина — Мариночка |
Рука — ручка Дерево — деревце Грабли — грабельки Двор — дворик |
5 задание «Наведи порядок»
Логопед: «С четвертым заданием справились, приступаем к … (пятому). (Логопед читает задание из конверта: «.ебята, пока Буквоед был у нас в Буквог.аде, он уст.оил ужасный беспо.ядок. Все наши вещи пе.епутались. Помогите.азложить все по местам».)
Логопед: «Ребята, как мы сможем им помочь, если у нас есть КОРЗИНА и РЮКЗАК? Какие предметы мы сложим в РЮКЗАК? А какие в КОРЗИНУ?
Дети: «Предметы, где есть звук [Р], мы положим в корзину, а предметы, где есть звук [Рь] в рюкзак (ручка, ремень, фартук, ракетка, робот, карандаш, краски, журнал, раскраска, резинка, букварь, тетрадь и т. д.
Дети: «Ручка в корзину, ремень в рюкзак… и т. д».
Логопед: «Молодцы ребятки, с пятым заданием справились и навели порядок. Какое задание следующее»? (шестое)
6 задание «Подарок».
Логопед: «Так странно… В этом конверте нам Звуковички отправили воздушный пластилин. Как вы думайте, для чего? Что мы из него должны слепить?»
Дети: «Пластилин нужен чтобы слепить букву «Р»».
Логопед: «Вы правы, нужно слепить букву «Р», но чтобы она получилась красивая, давайте сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Наши ручки» (с мячиками — Су-джок)
Это ручка — правая. Это ручка — левая. Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. Будет сильной правая. Будет сильной левая. Будут ручки у меня ловкие, умелые. |
Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. |
Логопед: «Пальчики размяли, теперь давайте вылепим букву. Возьмите пластилин. (Во время выполнения задания логопед задает вопросы: Каким цветом будете лепить букву? А почему не красным? Какие звуки мы обозначаем красным цветом? А какой звук [Р]? (дети дают характеристику звуку)). Разделите пластилин на 2 части. Скатайте из них 2 колбаски и соедините их между собой».
Логопед: «Отличные у вас получились буквы, давайте мы положим их в красивую коробочку и после работы я отправлю эту посылку Звуковичкам в город Буквоград».
III . Заключительная часть.
Логопед: « Девочки, вы молодцы, выполнили все задания. Сейчас я предлагаю вам отправить голосовое сообщение Звуковичкам. Что мы им скажем? (Добрый день, Звуковички! Мы выполнили все задания и посылаем вам буквы «Р». Всего вам хорошего!)
Подошло к концу наше занятие. Трудно вам было? А что же самое важное вы поняли?
Дети: «Если в алфавите теряется буква, то все стает непонятным. Нужно всегда говорить красиво и правильно».
Логопед: «Вы слепили Звуковичкам подарок, а я хочу подарить подарки вам. Это медали, на них написано «Я дружу со звуком [Р]». Молодцы!»
Литература:
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — Автор-составитель О. А. Зажигина — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016г.
- Куликовская Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г.
- Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии, Екатеринбург: Издательство «Литур»,1999г.