Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями
Авторы: Солейникова Любовь Васильевна, Штагер Людмила Геннадьевна, Коржевская Татьяна Петровна, Власова Евгения Эдуардовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 03.04.2021
Статья просмотрена: 286 раз
Библиографическое описание:
Солейникова, Л. В. Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями / Л. В. Солейникова, Л. Г. Штагер, Т. П. Коржевская, Е. Э. Власова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6238/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, который позволяет обеспечить системность, целеориентированность и результативность. На сегодняшний день актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказалась проектная деятельность. Проектная деятельность — это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Так в нашей группе разрабатываются и реализуются проекты, целью которых является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами через совместное решение воспитательно — образовательных задач.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонично развитой личности ребенка. Повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Родителям это необходимо для того, чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Итак, в нашем дошкольном образовательном учреждении были разработаны и реализованы педагогические проекты: «Альбом интересных дней», «Спасибо деду за победу!", «Мамы разные нужны, папы разные важны», «Нет хлеба, нет обеда», «Спорт — это здорово» и последним реализованным проектом стал проект «Наш удивительный космос».
Паспорт проекта
ФИО автора |
Солейникова Любовь Васильевна Штагер Людмила Геннадьевна Коржевская Татьяна Петровна Власова Евгения Эдуардовна |
Территория |
Республика Хакасия, город Черногорск |
Место работы |
МБДОУ «Ручеек» |
Название проекта |
«Наш удивительный космос» |
Тип проекта |
Информационно — творческий |
Сроки реализации проекта |
15.02.2021–05.03.2021 (3 недели) |
Проблемное поле |
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. |
Цель проекта |
Создание социальной ситуации для развития у детей представлений о космосе посредством совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей |
Задачи проекта |
Создать условия для: —формирования представлений о космосе, познакомить со словами: планета, космос, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт; —развития творческих способностей (музыкальное, изобразительное); — двигательной и познавательной активности; —развития коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений; —активизирования совместной деятельности родителей и детей по внедрению проекта. |
Этапы проекта и их содержание |
1.Подготовительный 2.Практический 3.Заключительный |
Итоги проекта: Результат Продукт Презентация |
Результат: Дети и родители стали одной командой, дети узнали много интересного и загадочном о космосе, выполнили несколько замечательных творческих работ. Были реализованы цели и решены задачи данного проекта. Продукт: 1. Выставка творческих работ «Загадочный космос». 2. Итоговое спортивное мероприятие «Космическое путешествие». 3. Оформление фото зоны «Наши планеты». |
Аннотация проекта:
Данный проект носит информационно — творческий характер. Он способствует развитию любознательности у детей дошкольного возраста. В процессе реализации проекта дети познакомились с планетами, созвездиям. Узнали много интересного о космосе через беседы, дидактические и сюжетно — ролевые игры, заучивание стихов о космосе.
Актуальность:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек — самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Самое главное — предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи — от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. В процессе взаимодействия с дошкольником необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ. Главное — научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос.
Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители
Продолжительность проекта: 15.02.21–05.03.21.
Проектная карта
Этапы проекта (с указанием сроков и длительности) |
Содержание деятельности детей |
Содержание деятельности педагогов |
1. Подготовительный 15.02.21–17.02.21 |
1.Рассматривания книг и плакатов о космосе |
1.Подготовка литературы на данную тему проекта. 2.Консультация для родителей «Космос глазами детей» 3.Подбор материалов для тематической недели «Космос». |
2. Практический 18.03.21–03.03.21 |
Образовательная область «Речевое развитие», чтение художественной литературы |
|
1. Заучивание стихов о космосе 2. Составление рассказа «Планета, на которой мы живем». |
1 .Чтение литературы : П. О. Клушавнцев «О чем рассказал телескоп» Н.Носов «Незнайка на Луне», А.Усачева «Астрологическая считалка» . Рассказы: В.Бороздин « Первый в космосе» , В. Медведев «Звездолет»Брунька» Татьяна Рик»Небо, звезды и синичка Сонька». 2.Чтение стихотворений о космосе и загадки. 3. НОД «Путешествие по планетам». |
|
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» |
||
1. Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Больница для космонавтов» 2. Дидактические игры «Космические ракеты», «Сложи созвездия», «Собери пазлы», «Найди тень», «Космический лабиринт», «Выложи планеты» |
1. Организация и создание условий для проигрывания детьми сюжетных и дидактических игр. |
|
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» |
||
1.Участие детей в продуктивных видах деятельности Лепка « Ракета на взлете», «Космонавт в скафандре» аппликация «Ракета», «Наш космос» рисование «Звездное небо», «Запуск ракеты» музыка прослушивания космической музыки |
1. Оформление выставки детских работ «Космос» 2. Создание аудиотеки «Космическая музыка» 3. Подготовка фотозоны для детей |
|
Образовательная область «Физическое развитие» |
||
1 . Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать», «Космонавт», «Планеты» 2. Физминутка «Полет на марс», «Созвездие», «Отправляемся в полет» 3 . Эстафетные игры «Мы космонавты». |
1.Создать условия для заучивания физминуток, пальчиковой гимнастики. 2.Привлечение родителей для выполнения атрибутов к эстафетам в мероприятии «Космическое путешествие» |
|
Образовательная область «Познавательное развитие» |
||
Беседы с детьми 1. «Профессия космонавт». 2. «Что такое космос». |
1НОД «Этот загадочный космос» |
|
3. Заключительный (04.03.21–05.03.21.) |
1. Участие детей в спортивном мероприятии «Космическое путешествие». |
1. Организация фотосессии «Наши планеты». 2. Оформление выставки «Наш загадочный космос». |
Управление и обеспечение проекта:
Проект обеспечивается благотворительной помощью родителей, собственными средствами ОО.
Оценка результатов проекта:
– сформированы у детей представления о космосе, планетах, летательных аппаратах, космонавтах;
– вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
– реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В дальнейшем планируем совместно с родителями создать лэпбук «Космос глазами ребенка» и провести конкурс «Луноход будущего».
Литература:
- Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
- Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Космос». Художник А.Кукушкин
- Детский сад: теория и практика. Журнал № 9/2012 «Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду», электронная версия: http://editionpress.ru/detsad_021.html
- Жданова И. К. Географический атлас для детей «Мир и человек», М.: ГУ геодезии и картографии, 1989 Теннова Н. А.
- Астрономия для детей: http://www.astrogalaxy.ru/kind5.html