Инклюзия — путь к толерантности
Автор: Рыбалко Ольга Игоревна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 02.04.2021
Статья просмотрена: 101 раз
Библиографическое описание:
Рыбалко, О. И. Инклюзия — путь к толерантности / О. И. Рыбалко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6242/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования в целом и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями в частности.
Ключевые слова: толерантное отношение, инклюзивное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, интеграция.
The article deals with the problems of inclusive education in general and tolerant attitude to people with disabilities in particular.
Keywords: tolerant attitude, inclusive education, child with disabilities, integration.
Долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья прошла человеческая цивилизация за период своего существования. Примеры как доброты, заботы, милосердия, так и равнодушия, ненависти, агрессии встречались на долгом пути духовной эволюции общества. Сотрудничество на равных условиях никогда, не встречалось в тех отношениях.
Категория лиц, имеющих ограничения психофизиологического характера или отсутствие способности к осуществлению деятельности способом, считающимся вариантом нормы для человека данной возрастной категории, относится к понятию «лица с ограниченными возможностями здоровья».
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в мире ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья способствует ряд нерешённых медицинских, социальных, психолого-педагогических проблем, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей). Около 8 % процентов всей детской популяции, или 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в настоящее время в России. Именно поэтому необходимо совершенствование социальной помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и осмысление их положения в обществе.
Частью нашего общества являются люди с ограниченными возможностями здоровья. Своеобразным показателем уровня морального состояния любого общества можно считать то, насколько комфортно чувствуют себя инвалиды вне стен своего дома. К духовной деградации всего общества ведут равнодушие и жестокость по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование адекватного восприятия к присутствию людей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах деятельности и толерантного отношения к ним, является одной из важнейших социальных задач. Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо формировать ещё в дошкольном возрасте, и ни на одной из ступеней взросления не прекращать эту работу.
Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья подразумевает под собой уважение и сострадание по отношению к ним. Толерантность не следует путать с жалостью. В признании человека с ограниченными возможностями здоровья как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании необходимой помощи, проявляется толерантность по отношению к инвалидам.
В ограниченности общения с природой, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении связи с миром, отсутствии доступа к культурным ценностям, а иногда — и элементарному образованию, заключается главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Негативное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, это ещё одна проблема, существующая наряду с вышеперечисленными. Иногда эти проблемы усугубляются тем, что педагоги сами интолерантно относятся к детям с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование способно решить большинство проблем ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии понимается под инклюзивным (включённым) образованием. Со ссылками на трудности создания индивидуального образовательного маршрута для детей с различными образовательными потребностями и по истечении времени встречает возражения идея создания единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Посредством обеспечения детям с ограниченными возможностям здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих уровень образования детей, не имеющих таковых ограничений, достигается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья должна быть социальная адаптация и реабилитация.
Педагог сам должен быть толерантен и открыт к детям, это на мой взгляд самое важное, только в этом случае он будет убедителен для детей.
Я не случайно затронула эту тему, так как сама работаю в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья и заметила, что процент детей с особыми образовательными потребностями постоянно растёт. Ежедневно я нахожусь в поиске методов и приёмов, способствующих формированию толерантности как у самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и по отношению к ним.
Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, посещающая наше дошкольное учреждение, по своему составу достаточно неоднородна. Это определяется тем, что в неё входят дети с различными нарушениями: тяжёлыми множественными нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, нарушениями зрения и слуха, с интеллектуальными нарушениями. Личностно-ориентированный подход с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, является приоритетным в работе с такими детьми.
На основании заключений ПМПК основывается и организовывается пребывание детей с ОВЗ в нашем дошкольном образовательном учреждении. Полная или частичная форма интеграции у этих детей. Дети посещают обычные группы, в которых создана адаптивная среда (гибкий режим, релаксационные уголки, комнаты хорошего настроения). На всех детей составлены и успешно реализуются адаптированные образовательные программы.
Родители детей обеих категорий (и здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья), как показывает анализ современных исследований и многолетний опыт работы с детьми данной категории, нуждаются в помощи со стороны специалистов при включении их в систему инклюзивного образования. Присутствием в группе детей, которые требуют особого внимания и значительной поддержки, развитие нормотипичного ребёнка может задерживаться, такие опасения высказывают родители здоровых детей. Развитие здоровых детей не становится хуже в интегративных и инклюзивных группах, а очень часто их показатели оказываются значительно выше, чем в обычной, традиционной группе, этот накопленный опыт, который я считаю необходимо доносить до родителей данной категории при работе с ними. Цикл занятий, направленных на развитие толерантности, должен составлять основу работы с родителями здоровых детей. Развитие умения проявлять эмпатию, элементарно налаживать контакты, формирование установок на понимание и принятие чужого мнения — вот основная цель таких занятий. На решение следующих задач направленны тренинговые упражнения:
— через установление эмоционального контакта и регулярного общения овладение умением сопереживать;
— развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
— осознание собственной уникальности и уникальности других.
Рассказать об особенностях детей с ограниченными возможностями, о том, что такое инклюзия, о преимуществах инклюзии для всех категорий детей, о возможных трудностях инклюзии и способах их решения — вот основная цель совместных занятий родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и родителями здоровых детей. Реализовать основной принцип инклюзии, защитить права детей с ограниченными возможностями на равный доступ к образованию и общению со сверстниками, помогает совместное обсуждение конкретных примеров о детях с ограниченными возможностями здоровья, которые успешно учатся в массовых школах.
Требует деликатного и гибкого подхода в общеобразовательном пространстве проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в связи с тем, что в среду здоровых сверстников могут адаптироваться не все дети с особыми образовательными потребностями.
Ни своё поведение, ни поведение других мы не сможем в одночасье сделать толерантным. Но даже самый маленький шаг в этом направлении очень важен.
В заключении хотелось бы отметить, что только совместными усилиями, мы можем помочь наполнить яркими и светлыми тонами, чёрно-белый мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Богданова, Т. Г. Проблемы психологического сопровождения инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //Ребенок с ОВЗ в современном инклюзивном образовательном пространстве: проблемы, пути помощи, перспективы. — Пермь: ПГГПУ, 2014, — с. 8–15.
- Кудрявцева, Е.О., Дорохова, Т. С. Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении // Совушка. 2019. N1
- Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики/ Н. Н. Малофеев //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. — с. 3–10
- Сорокоумова С. Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования / С. Н. Сорокоумова // Приволжский научный журнал. — 2011. — № 3. — с. 214–218.
- Ткачева, В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2004. — № 2. — с. 81–86.
- Тюрин, А. В. История появления и развития инклюзивного образования // Точки над Е. — 2015. — № 1 — с. 94–134.
- Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников / Н. Д. Шматко / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — No5. — с. 12–19
Ключевые слова
инклюзивное образование, интеграция, толерантное отношение, ребенок с ограниченными возможностями здоровьяПохожие статьи
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой — реализация права на образование без дискриминации.
Исследование толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматривается понятие «толерантность», ее составляющие и компоненты. Также представлены результаты эмпирического исследования толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от изоляции к социализации
В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность
Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория
В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды
В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.
Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии
В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.
Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...
Похожие статьи
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой — реализация права на образование без дискриминации.
Исследование толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматривается понятие «толерантность», ее составляющие и компоненты. Также представлены результаты эмпирического исследования толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от изоляции к социализации
В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность
Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория
В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды
В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.
Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии
В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.
Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...