Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы»
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Косткина Мария Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 28.04.2021
Статья просмотрена: 185 раз
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы» / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6288/ (дата обращения: 20.12.2024).
Цели коррекционные:
— Активизировать словарь по теме «Перелётные птицы»;
— Закрепить понятие «гласный и согласный звук», учить различать их;
— Закрепить умение выделять звук из состава слова и определять его позицию;
— Продолжать учить определять количество и последовательность звуков в слове и составлять графические схемы;
— Закреплять и совершенствовать навык проведения звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
— Закреплять и совершенствовать навык проведения слогового анализа и синтеза слов;
— Совершенствовать навык чтения;
— Укреплять зрительные мышцы глаз путём специальных упражнений;
— Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
Цели педагогические:
— Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.
Ход занятия.
- Орг. момент
Игра «Кто больше назовёт перелётных птиц».
Картинки вывешиваются на доску по мере называния перелётных птиц.
- Основная часть
Л.: Сегодня на занятии мы продолжим проводить игры со звуками и буквами, будем делить слова на слоги, проводить звуковой анализ, а говорить мы будем о перелётных птицах.
- Игра «Прочитай слово по первым звукам»
Назовите картинки, изображенные на карточке. Выделите первый звук в каждом слове и составьте из выделенных звуков получившееся слово. (утка, аист, грач)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Игра «Три ветки»
На доске картинки с изображением птиц. Три картинки с изображением веток разной длинны (короткая, средняя, длинная). Детям предлагается: на самую короткую ветку «посадить» птиц, название которых состоит из одного слога, на среднюю ветку — из двух слогов, на третью — из трёх слогов.
Словарный материал: утка, ласточка, кукушка, соловей, цапля, чайка, лебедь, аист, иволга, чиж, грач, стриж.
- Игра «Слово рассыпалось»
Детям предлагается поменять буквы местами, чтобы прочитать название птицы.
ПЯЛЦА — цапля
ИАСТ — аист
РЧАГ — грач
КАУТ — утка
- Игра «Буква потерялась»
Нужно расшифровать название птицы, добавив вместо точки пропущенную букву.
. тка
. оловей
. укушка
. кворец
. рач
- Игра «Внимательные глазки»
Л.: В каждой строчке есть одна лишняя буква, которая отличается от других. Если вы увидите эти буквы, то сможете прочитать слово-название птицы.
О О О О О С О О О О (С)
П П К П П П П П П П (К)
Б Б Б Б Б Б В Б Б Б (В)
С С С О С С С С С С (О)
В В В В В В В Р В В (Р)
Р Р Е Р Р Р Р Р Р Р (Е)
Ш Ш Ш Ц Ш Ш Ш Ш Ш Ш (Ц)
- Физ. минутка
«Глазкам нужно отдохнуть». (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть». (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут». (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо». (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
- Игра «Слоги перепутались».
Детям предлагается поменять слоги местами, чтобы прочитать название птицы.
ЛО — ВЕЙ — СО (соловей)
КА — КУ — КУШ (кукушка)
КА — ЛАС — ТОЧ (ласточка)
ВОЛ — И — ГА (иволга)
НОК — РО — ВО — ЖА (жаворонок)
СО — КА — ГУЗ — ТРЯ (трясогузка)
- Игра «Кормушки»
На доске предметные картинки с изображением птиц и графические схемы. Детям предлагается определить, какая птичка подлетит к какой кормушке. Для этого надо соотнести название птицы с графической схемой. (чиж, чайка, кукушка)
- Игра «Разгадай ребус» (слова для разгадывания: утка, ласточка, стриж, иволга, чайка, аист, цапля, грач.)
Л.: Ребус быстро разгадай,
Что получится, узнай.
III. Итог занятия.
Л.: Дети, вы все молодцы! Все задания выполнили быстро и правильно.