Организация проектной деятельности в ДОУ
Авторы: Попова Диана Викторовна, Вагатова Татьяна Игоревна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 30.04.2021
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Попова, Д. В. Организация проектной деятельности в ДОУ / Д. В. Попова, Т. И. Вагатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 31-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6306/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.
Ключевые слова: работа с родителями, проектная деятельность, информация.
Современное общество перед детскими образовательными учреждениями ставит задачи по становлению индивидуальной личности. Образовательное учреждение должно способствовать развитию в детях творческих способностей, при этом обогащать их духовно-нравственные состояние.
В настоящее время педагогический процесс неразрывно связан с деятельным подходом и стремлением детей освоить новые знания в той или иной направленности. Познать для себя что-то новое и интересное. Один из таких подходов, которые мы используем в работе — это проектно-исследовательская деятельность. Данный метод очень эффективен, на наш взгляд. И эффективен он как в реализации воспитательных, так и в образовательных вопросах. Он позволяет организовать как группу детей, так и каждого ребенка в отдельности на определённую работу, которая направлена на результат (создание продукта, открытие). Мы, педагоги, должны в первую очередь заинтересовать детей, и превратить достаточно сложный и непростой процесс изучения выбранной темы (проблемы) в интереснейшее и увлекательное занятие.
Данный метод не нов, но с каждым годом в него вносится много нового, при этом сохраняется главная цель метода — это развитие интереса детей к выбранной теме, к постановке и цели проекта. При этом необходимо забывать, что при выполнения задачи надо не только применять полученные знания, но и стараться приобретать новые, как самостоятельно, так и со взрослыми. Для этого мы привлекаем и родителей к данному виду деятельности. Это способствует воссоединению родителя, ребенка и педагога. Родители наравне с детьми познают для себя новое, знакомятся с методикой обучения, втягиваются в образовательный процесс.
При выборе темы наша задача доказать, что всё, что нас окружает — это некая лаборатория, где мы изучаем, познаем и развиваемся. Мы вооружаем детей знаниями и навыками, стараемся помочь им проявить себя в полной мере, проявить свои способности, самостоятельность и творческий потенциал. Мы учим детей добывать знания, а не получать их готовыми или добытыми нами, педагогами. В начале нами ставится проблемный вопрос, далее выясняется актуальность проблемы, далее постановка цели, ставятся задачи и начинается поиск решения. Результат поиска — это открытие для ребенка.
Дети дошкольного возраста — настоящие исследователи, и они с огромным интересом принимают участие в различных проектно-исследовательских делах. Несомненно, что успех каждого исследования зависит от организации работы, она должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В этом большую поддержку нам оказывают родители наших воспитанников.
Использование данного метода подразумевает самостоятельную, индивидуальную, групповую деятельность. Мы стараемся внедрять групповую работу, чтобы каждый ребенок был способен проявить себя в полной мере.
По времени проект может быть краткосрочным (1-3 месяца) или долгосрочным (до 1 года). В нашей работе мы используем краткосрочный проект. На наш взгляд, он более эффективен.
По направленности проекты различаются: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, информационные и приключенческо-игровые. Наш опыт в использование данного метода достаточно большой. Мы старались разнообразить каждый раз выбор направленности. У нас был проект «В гостях у сказки» — это приключенческо-игровая направленность, мы работали и в информационной направленности — проект «Мой любимый город».
На данный момент образовательная организация включилась в подготовку Дня Победы. Педагоги, дети и родители участвуют в поиске материалов о земляках, участниках Великой Отечественной войны, оформляют стенды, готовят письма ветеранам, участвуют в акциях «Георгиевская ленточка» и «Сад Памяти».
Проектная деятельность личностно-ориентирована, она имеет воспитательную и образовательную направленность, вызывает стойкий познавательный интерес, а главное, приносит каждому ребенку огромное удовлетворение от полученного результата. Каков же результат, спросите вы. Это и создание цветных буклетов, открытие музея в детском саду, это постановка сказки в новой интерпретации. Причем в постановке сказки участвуют исключительно дети, взрослые помогают с костюмами и атрибутикой. Дети настолько воодушевлены данной работой, что самостоятельно хотели показать результат своей деятельности.
В условиях правильной организации проектно-исследовательской работы дети овладевают и нравственными нормами и усваивают моральные требования, при этом закрепляются определенные нормы поведения, тем самым происходит формирование нравственных привычек. Самостоятельность, ответственность, старательность, творческий подход — всем этим каждый ребенок овладевает в результате проектно-исследовательской деятельности. Выполняя исследования, повышается уверенность в себе, что мотивирует каждого ребенка на успешную учебную деятельность в дальнейшем.
Но хотелось бы отметить тот факт, что работа над проектами и исследованиями достаточно сложная, поэтому подготовку надо организовывать постепенно. Она должна быть уже изначально свободной, не должна сковывать и напрягать детей. Дети должны быть прежде всего заинтересованы в выбранной теме. В идеале дети должны самостоятельно столкнуться с той или иной проблемой. У них должен возникнуть вопрос, с которым они обратятся педагогу.
Проектно-исследовательская деятельность — это огромный толчок в развитии и в воспитании детей дошкольного возраста. Она является фундаментом воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественно-эстетической культуры.
Нашим опыт проектно-исследовательской деятельности мы стараемся делится с другими образовательными учреждениями. И неоднократно становимся участниками городских и областных конкурсов проектно-исследовательской деятельности. Наши воспитанники активно принимают участие в данных конкурсах. К сожалению, количество участников ограничено, поехать и защитить проект могут не все. И тем не менее, при работе все стараются себя проявить и с огромным удовольствием работают в коллективе. Использование метода проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе показало эффективность данного вида деятельности. Это позволяет включить детей в исследовательскую деятельность, нацелив их на достижение поставленного результата. Несомненно способствует их творческому мышлению, воображению. С помощью этого метода мы реализуем сразу несколько целей: расширяем кругозор воспитанников, способствуем их самостоятельной деятельности, поиску пути решений создавшийся проблемы, закрепляем полученные знания, повышаем уровень культуры детей.
Литература:
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000 г.
- Ева Райхерт-Гаршхаммер: Проектная деятельность в дошкольной организации. Учебно-практическое пособие для педагогов. ФГОС ДО. М., 20183. Исаев Е. И. Проектирование психологического образования педагога. Вопросы психологии. — 1997 г.
Похожие статьи
Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)
В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС
В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.
Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования
В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.
Трансформация открытости дошкольного образования в период пандемии (из опыта работы ДОУ)
В статье автор делится своим опытом преобразования дошкольного образования и воспитания в условиях пандемии и инструментами для взаимодействия с родителями через социальные сети.
Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной
В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,
Похожие статьи
Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)
В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира и ИКН в начальной школе в рамках ФГОС
В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.
Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования
В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.
Трансформация открытости дошкольного образования в период пандемии (из опыта работы ДОУ)
В статье автор делится своим опытом преобразования дошкольного образования и воспитания в условиях пандемии и инструментами для взаимодействия с родителями через социальные сети.
Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной
В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,