Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи
Авторы: Мачалкина Светлана Николаевна, Игнатьева Светлана Ивановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 26.04.2021
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Мачалкина, С. Н. Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи / С. Н. Мачалкина, С. И. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6310/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов на коррекционных занятиях при подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
– развивать речевую активность, активизировать словарь детей,
– совершенствовать навыки звукового анализа,
– развивать фонематический слух,
– развивать внимание, мышление, воображение,
– развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук,
– развивать навыки работы с ноутбуком,
– создать положительный эмоциональный настрой.
Методы и приемы:
Игровые: игровая ситуация, выполнение игровых действий.
Практические: работа с карточками и картинками
Наглядные: демонстрация презентации, иллюстраций, самостоятельные действия детей
Словесные: ситуативная беседа, вопросы, пояснения, обобщения, уточнения.
Материал: ноутбук, проектор, экран, колокольчик, магнитная доска с буквами, звуковые схемы, цветные карандаши, листы для раскрашивания
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. 2. |
Добрый день, дети! Я рада вас приветствовать. Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Упражнение называется «Хлопушка». Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, вы кладете свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх — причем тянемся очень высоко, как только можем достать, не разъединяя рук). «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости — руки быстро разводятся в стороны «фонтаном». Во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее. Введение в игровую ситуацию . Ребята, посмотрите на экран. Угадайте слово по первым звукам. Вам нужно назвать картинки, выделить первый звук и обозначить его буквой. Прочитав получившееся слово, вы узнаете куда мы отправимся. Слова названы, прочитано главное слово — это «школа». Вы — будущие первоклассники и сегодня мы с вами проведем школьный урок. Рассаживайтесь на ковер в круг. «Закройте глаза. Представьте, вы спите крепким сном в своей мягкой постели под теплым одеялом. Но вот вы услышали, что звонит будильник. Ваша мама разбудила вас. Вы встаете, надеваете свою красивую школьную форму, берете портфель и с хорошим настроением идете в школу. Вот вы открываете школьную дверь, и звенит звонок. Звенит школьный звонок, значит, начинается урок! Открываем глаза». Начинается урок. |
Слушают психолога, выполняют нужные действия Слушают логопеда, выделяют первые звуки в словах, обозначают их буквами. Дети читают слово. Слушают психолога. Представляют ситуацию, выполняют задание. |
Сформировано слуховое внимание, умение ориентироваться на сигнал взрослого. Сформирован интерес к деятельности. Развивается память, внимание, мышление, умение слушать друг друга. У детей развивается воображение. |
3. |
Игровая ситуация. «Какие предметы нам нужны для школы? Ребята, посмотрите на экран. Из представленных предметов оставьте только те, которые необходимы для обучения в школе, а лишние уберите. Подойдите к ноутбуку и сделайте выбор, нажав правую кнопку мыши. Какой звук объединяет все эти предметы? Да, верно, эти предметы объединяет звук [А]. Дайте характеристику звуку [А]. Следующее задание: вам нужно определить место звука [А] в словах: ластик, ручка, линейка, альбом, азбука, карандаш, тетрадь, пенал… |
Слушают логопеда. Выделяют звук [А], дают его характеристику. Работают с ноутбуком. Определяют место звука [А] в словах, расставляют картинки. |
Совершенствуются фонематические процессы, навыки работы с ноутбуком. Совершенствуются навыки звукового анализа. |
4. |
Ребята, наш урок продолжается. Отгадайте загадку. У меня нарядов много, и со всеми я дружу. Кто письмо писать захочет, все, что хочешь, напишу. (Ручка) В тетрадях палочек ряды — мои упорные труды. Чем со мною вы дружнее, тем палочки ровнее. (Карандаш) Увидишь ты карандаши, И линейку, и точилку – Очень много для души Чтоб не потерялись, кучкой Карандашики и ручки, Ластик, скрепки — всё собрал Красивый новенький...(пенал) Загадки отгадали. Теперь вам нужно подобрать схемы к этим словам-отгадкам. |
Отгадывают загадки, подбирают звуковые схемы к словам-отгадкам. |
Развивается внимание, логическое мышление. Совершенствуется навык звукового анализа слов. Активизируется словарь. |
5. |
Хорошо, справились с заданием. Наступает перемена и нам пора отдохнуть. Выполняем движения и проговариваем слова. Стали мы учениками, (шагаем на месте.) Соблюдаем режим сами: (хлопки в ладоши.) Утром мы, когда проснулись, (прыжки на месте.) Улыбнулись, потянулись. (потягивание.) Для здоровья, настроенья (повороты туловища влево-вправо.) Делаем мы упражненья: (рывки руками перед грудью.) Руки вверх и руки вниз, (рывки руками поочередно вверх-вниз.) На носочки поднялись. (поднялись на носочки.) То присели, то нагнулись (присели, нагнулись.) И опять же улыбнулись. (хлопки в ладоши.) А потом мы умывались, (потянулись, руки вверх — вдох-выдох.) Аккуратно одевались. (повороты туловища влево-вправо.) Завтракали не торопясь, (приседания.) В школу, к знаниям, стремясь. (шагаем на месте.) |
Повторяют движения за педагогом. |
У детей снимается мышечное напряжение. |
6. |
Ребята, наша перемена закончилась. Продолжим урок. Предлагаю пройти и сесть за столы. Задание называется «Найди буквы». Среди разных перепутанных букв вам нужно найти и раскрасить буквы, обозначающие только гласные звуки. Раскрашиваем аккуратно, не выходя за контур. Ребята, давайте назовем буквы, обозначающие гласные звуки и проверим, все ли правильно справились с заданием. |
Выполняют задание за столами, раскрашивают, называют буквы, обозначающие гласные звуки |
Развивается внимание, мелкая моторика, речь, зрительное восприятие. |
7. |
Урок закончился. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер в круг. Закройте глаза. Звенит школьный звонок, наш урок закончен. Сегодня каждый из вас выполнял разные задания, и был самым настоящим первоклассником. Вы собираете свой портфель, прощаетесь с одноклассниками и с большим удовольствием идете домой, чтобы поделиться с родителями своими успехами. Открываем глаза и мы в детском саду. Дети стоят в кругу, бросаю мяч по очереди. «Тот, у кого окажется мяч, поделится, что для него было самым тяжелым, а что самым легким во время занятия». Кем тебе больше всего понравилось быть — дошкольником или учеником? Почему? |
Отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями. |
Развивается способность анализировать свою деятельность. |