Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Мачалкина, С. Н. Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи / С. Н. Мачалкина, С. И. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6310/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов на коррекционных занятиях при подготовке старших дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

– развивать речевую активность, активизировать словарь детей,

– совершенствовать навыки звукового анализа,

– развивать фонематический слух,

– развивать внимание, мышление, воображение,

– развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук,

– развивать навыки работы с ноутбуком,

– создать положительный эмоциональный настрой.

Методы и приемы:

Игровые: игровая ситуация, выполнение игровых действий.

Практические: работа с карточками и картинками

Наглядные: демонстрация презентации, иллюстраций, самостоятельные действия детей

Словесные: ситуативная беседа, вопросы, пояснения, обобщения, уточнения.

Материал: ноутбук, проектор, экран, колокольчик, магнитная доска с буквами, звуковые схемы, цветные карандаши, листы для раскрашивания

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

Добрый день, дети! Я рада вас приветствовать. Предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Упражнение называется «Хлопушка». Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, вы кладете свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх — причем тянемся очень высоко, как только можем достать, не разъединяя рук). «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости — руки быстро разводятся в стороны «фонтаном». Во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.

Введение в игровую ситуацию .

Ребята, посмотрите на экран. Угадайте слово по первым звукам. Вам нужно назвать картинки, выделить первый звук и обозначить его буквой.

Прочитав получившееся слово, вы узнаете куда мы отправимся.

Слова названы, прочитано главное слово — это «школа». Вы — будущие первоклассники и сегодня мы с вами проведем школьный урок.

Рассаживайтесь на ковер в круг.

«Закройте глаза. Представьте, вы спите крепким сном в своей мягкой постели под теплым одеялом. Но вот вы услышали, что звонит будильник. Ваша мама разбудила вас. Вы встаете, надеваете свою красивую школьную форму, берете портфель и с хорошим настроением идете в школу. Вот вы открываете школьную дверь, и звенит звонок. Звенит школьный звонок, значит, начинается урок! Открываем глаза».

Начинается урок.

Слушают психолога, выполняют нужные

действия

Слушают логопеда, выделяют первые звуки в словах, обозначают их буквами.

Дети читают слово.

Слушают психолога. Представляют ситуацию, выполняют задание.

Сформировано слуховое внимание, умение ориентироваться на сигнал взрослого.

Сформирован интерес к деятельности. Развивается память, внимание, мышление, умение слушать друг друга.

У детей развивается воображение.

3.

Игровая ситуация. «Какие предметы нам нужны для школы?

Ребята, посмотрите на экран. Из представленных предметов оставьте только те, которые необходимы для обучения в школе, а лишние уберите. Подойдите к ноутбуку и сделайте выбор, нажав правую кнопку мыши.

Какой звук объединяет все эти предметы?

Да, верно, эти предметы объединяет звук [А]. Дайте характеристику звуку [А].

Следующее задание: вам нужно определить место звука [А] в словах: ластик, ручка, линейка, альбом, азбука, карандаш, тетрадь, пенал…

Слушают логопеда.

Выделяют звук [А], дают его характеристику.

Работают с ноутбуком.

Определяют место звука [А] в словах, расставляют картинки.

Совершенствуются фонематические процессы, навыки работы с ноутбуком.

Совершенствуются навыки звукового анализа.

4.

Ребята, наш урок продолжается. Отгадайте загадку.

У меня нарядов много, и со всеми я дружу. Кто письмо писать захочет, все, что хочешь, напишу. (Ручка)

В тетрадях палочек ряды — мои упорные труды. Чем со мною вы дружнее, тем палочки ровнее. (Карандаш)

Увидишь ты карандаши,

И линейку, и точилку –

Очень много для души

Чтоб не потерялись, кучкой

Карандашики и ручки,

Ластик, скрепки — всё собрал

Красивый новенький...(пенал)

Загадки отгадали. Теперь вам нужно подобрать схемы к этим словам-отгадкам.

Отгадывают загадки, подбирают звуковые схемы к словам-отгадкам.

Развивается внимание, логическое мышление.

Совершенствуется навык звукового анализа слов. Активизируется словарь.

5.

Хорошо, справились с заданием. Наступает перемена и нам пора отдохнуть. Выполняем движения и проговариваем слова.

Стали мы учениками, (шагаем на месте.)

Соблюдаем режим сами: (хлопки в ладоши.)

Утром мы, когда проснулись, (прыжки на месте.)

Улыбнулись, потянулись. (потягивание.)

Для здоровья, настроенья (повороты туловища влево-вправо.)

Делаем мы упражненья: (рывки руками перед грудью.)

Руки вверх и руки вниз, (рывки руками поочередно вверх-вниз.)

На носочки поднялись. (поднялись на носочки.)

То присели, то нагнулись (присели, нагнулись.)

И опять же улыбнулись. (хлопки в ладоши.)

А потом мы умывались, (потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)

Аккуратно одевались. (повороты туловища влево-вправо.)

Завтракали не торопясь, (приседания.)

В школу, к знаниям, стремясь. (шагаем на месте.)

Повторяют движения за педагогом.

У детей снимается мышечное напряжение.

6.

Ребята, наша перемена закончилась. Продолжим урок. Предлагаю пройти и сесть за столы. Задание называется «Найди буквы». Среди разных перепутанных букв вам нужно найти и раскрасить буквы, обозначающие только гласные звуки. Раскрашиваем аккуратно, не выходя за контур. Ребята, давайте назовем буквы, обозначающие гласные звуки и проверим, все ли правильно справились с заданием.

Выполняют задание за столами,

раскрашивают, называют буквы, обозначающие гласные звуки

Развивается внимание, мелкая моторика, речь, зрительное восприятие.

7.

Урок закончился. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер в круг.

Закройте глаза. Звенит школьный звонок, наш урок закончен. Сегодня каждый из вас выполнял разные задания, и был самым настоящим первоклассником. Вы собираете свой портфель, прощаетесь с одноклассниками и с большим удовольствием идете домой, чтобы поделиться с родителями своими успехами. Открываем глаза и мы в детском саду.

Дети стоят в кругу, бросаю мяч по очереди.

«Тот, у кого окажется мяч, поделится, что для него было самым тяжелым, а что самым легким во время занятия». Кем тебе больше всего понравилось быть — дошкольником или учеником? Почему?

Отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями.

Развивается способность анализировать свою деятельность.

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Задать вопрос