Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Московская, Н. П. Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации / Н. П. Московская, Н. В. Тупикина, Е. В. Китаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6331/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креативного отношения к своей деятельности. Сделан вывод о том, что разработанная модель организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации выполняет свою функцию.

Ключевые слова: образовательная организация, управление, организация, педагоги, профессионализм, креативность, модель.

В результате постоянных изменений, происходящих в мире и стране, управление современной дошкольной образовательной организацией также реформируется в зависимости от современных требований. Реализуемые Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Стандарт профессиональной деятельности педагога изменили подход к образовательной деятельности, а это, в свою очередь, требует особых подходов к менеджменту ДОО.

Качество дошкольного образования и применение к реализации программ контроля результатов основано на ФГОС ДОО.

Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева обращают внимание на то, что образовательная программа в настоящее время связанна с реализацией образовательных услуг и выполнением государственного заказа на образование. Образовательно-воспитательный процесс авторы рассматривают как «точки роста» и потенциал развития детского сада, который требует грамотного управления и организации [3].

Исследователи И. И. Бойцова, Н. А. Виноградова, Н. Ю. Житнякова, И. В. Красильников, А. А. Маринюк, Н. В. Микляева, Т. М. Палий, Ж. В. Садовникова, С. Н. Толстикова и др. управление дошкольной образовательной организацией рассматривают с различных позиций: взаимовоздействие между системами и людьми; профессиональная деятельность; взаимодействие субъектов [3.с.12].

Основатель советской школы тайм-менеджмента П. М. Керженцев сформулировал теорию организационной деятельности. Ученый выделил в организации труда три основных элемента — труд, производство и управление. Самым важным он считал управление людьми, коллективом профессионалов [2].

А. К. Гастев, разработал курсы инструкторов в коллективах, которые наблюдали за выполнением трудовых установок и впервые предложил «социальную инженерию», видя в ней алгоритм управленческой деятельности [3].

Т. Е. Горина описала практический опыт повышения профессионального мастерства педагогического коллектива и описала условия, позволяющие достигнуть цель в этом направлении [3].

Многими учеными (Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. Т. Третьяков) рассмотрены функции, подходы, принципы управленческой и организационной деятельности. Однако, мало исследований, направленных на описание особенностей организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов. В связи с этим, целью нашего исследования является разработка и практическая реализация модели организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.

Задачи:

– разрабатывая модель, выявить особенности управления творческим и профессиональным видом деятельности;

– подготовить критерии оценки эффективности модели;

– описать условия реализации модели;

– провести сравнительный анализ эффективности реализации модели.

Объект исследования — процесс управления образовательной организацией.

Предмет исследования — организационно-управленские формы и их особенности, а также влияние на профессионализм и творчество педагогов — воспитателей.

Научная новизна в разработке модели организации руководства творческим и профессиональным видом деятельности воспитателей ДОО.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие руководители и педагоги МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая, Воронежской области. Непосредственное участие в эксперименте заведующей детским садом и старшего воспитателя помогло достичь более достоверных результатов исследования.

Методы исследования: маркетинговые технологии; выполнения совместных научно-прикладных проектов; структурно-функциональный подход для создания сублокального взаимодействия ОО; цифровые технологии.

Критерии оценивания — качественный и количественный анализ на основе наблюдения и анкетирования.

Схема 1. Модель организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности воспитателей ДОО

Модель организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности воспитателей ДОО МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области представляет собой систему организационно-педагогической деятельности заведующей детским садом в коллаборации с педагогическим коллективом. Вся деятельность направлена на повышение уровня конкурентоспособности образовательной организации.

Е. М. Беспаленко, В. В. Беспаленко одним из механизмов повышения конкурентоспособности образовательной организации считают сопоставление потенциала образовательной организации и условий внешней среды с учетом динамики в целях дальнейшего долгосрочного планирования образовательных мероприятий и услуг [1, с. 173].

В связи с этим профессионализм и творческая направленность педагогов образовательной организации являются средством создания условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и адаптации, его личностного развития.

Таким образом, руководство дошкольной образовательной организацией в режиме развития, управляя профессиональным мастерством педагогов и их творческим подходом к деятельности, необходимо учитывать особенности стратегического управления, конкретно формулировать ее миссии и формировать бренд-систему.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М., Беспаленко В. В. Управление конкурентоспособностью образовательной организации. Вестник ВИРО. — Вып. 3. — Воронеж: ВИРО, 2019, с 165–178.
  2. Керженцев, П. М. // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  3. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 394 с.

Похожие статьи

Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает методы и способы оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации для принятия оперативных и тактических решений. Научная новизна состоит в разработке авторами технологической Модели эффектив...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников

Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

О модели профессиональной деятельности учителя начальной военной подготовки в формировании здорового образа жизни будущего защитника отечества

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с профессиональной деятельностью учителя в формировании здорового образа жизни. Положения, раскрытые в статье имеют многолетний опыт апробации.

Похожие статьи

Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает методы и способы оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации для принятия оперативных и тактических решений. Научная новизна состоит в разработке авторами технологической Модели эффектив...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников

Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

О модели профессиональной деятельности учителя начальной военной подготовки в формировании здорового образа жизни будущего защитника отечества

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с профессиональной деятельностью учителя в формировании здорового образа жизни. Положения, раскрытые в статье имеют многолетний опыт апробации.

Задать вопрос