Создание вариативной модели предшкольного образования с учетом образовательного заказа семьи ребенка с особыми образовательными потребностями для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Т. В. Создание вариативной модели предшкольного образования с учетом образовательного заказа семьи ребенка с особыми образовательными потребностями для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов / Т. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6334/ (дата обращения: 19.12.2024).



1. Вступительное слова учителя.

Речь — это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» — эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

Все знают, что если заложить неправильный фундамент дома, дом может разрушиться. Но мало кто задумывается о фундаменте обучения для наших детей. А ведь все точно так же: правильно сформированный фундамент — залог успешного обучения ребенка. Неправильный старт — и учеба у ребенка превращается в настоящую проблему для всей семьи

Родителей и педагогов будущих первоклассников беспокоят разные вопросы: в какую школу отдавать ребенка? В каком возрасте? Справится ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому ученику с нарушениями речи преодолеть первые школьные трудности? Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько будет успешным начало школьного обучения, зависят успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, к учению и, в конечном счете — благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Успешный старт — это не призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат успешного процесса психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников будет развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.

Сегодня мы научимся, как сделать этот старт успешным и счастливым, а для этого попытаемся провести новую для нас форму взаимодействия- мастерскую. Что же это такое?

2. Определение слова «мастерская».

Мастерская — это помещение для выполнения каких-либо работ. Наша же мастерская — это попытка путем анализа педагогического опыта научиться, как сделать обучение ребенка с ТНР в школе успешным.

3. Работа с понятием «успешный старт».

Напишите слово, которое ассоциируется у вас понятием «успешный старт». (Рисунок общий, групповой (4–5 человек рисуют на одном листе) Афиширование рисунков-слов)

4. Игра «Полоса препятствий».

Что может помешать ребенку с ТНР на пути к успеху в школе? Изобразите «врагов» успешного старта в обучении в школе. (Необходимо нарисовать путь обучения ребенка с ТНР в школе и препятствия, которые могут подстерегать его — «Полоса препятствий»). Покажите работы друг другу. Нарисуйте общегрупповую «Полосу препятствий». (Демонстрация общих рисунков от группы).

5. Занятие «Школа успешного старта».

А можно ли сделать так, чтобы первые и последующие дни обучения в школе стали удачными, чтобы у ребёнка с ТНР все получалось? К этому нужно стремиться.

Групповые задания:

1 группа

Опишите ребенка с ТНР, идущего в первый класс. Покажите его надежды, эмоции, возможности, черты, жизненный девиз (выбрать 1 человека от группы).

2 группа

Представьте, что в нашем городе открылась «Школа успешного старта». Какие бы предметы были в расписании? Чему бы в ней учили? Какие бы учителя, специалисты в ней работали?

3 группа

Создайте образ выпускника «Школы успешного старта»: покажите его надежды, эмоции, возможности, черты, жизненный девиз (выбрать 1 человека от группы).

4 группа

Кто может помочь детям стать успешными? Конечно, родители. Как научить родителей детей с ТНР поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу? Подберите наиболее эффективные методы и приемы с родителями на их взгляд.

Пока группы работают 2 мин текст

Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько будет успешным начало школьного обучения, зависят успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, к учению и, в конечном счете — благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Цель «Успешного старта» заключается в подготовке родителей (законных представителей) и будущих первоклассников с ТНР к обучению в школе, Повышение педагогической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми; повышение эффективности семейной социализации дошкольников в преддверии школьного обучения.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задачи:

— развитие новых форм информационно-просветительской работы с родителями и общественностью;

— расширение знаний родителей о подготовке детей к школе;

— формирование у детей осознанной мотивации к учебе;

— создание условий для совместной деятельности всех субъектов образования.

Выступления представителей групп.

Обучающие семинары и практикумы по вопросам школьной успешности, зрелости будущих первоклассников проводят специалисты. Родительские чтения, конференции, видеоконференции — это своеобразные формы педагогического просвещения родителей, предусматривающие расширение и углубление знаний по вопросам подготовки детей к школе и роли родителей. На первом собрании (январь) родители определяют вопросы, которые их наиболее волнуют по подготовке детей к школе. Педагоги собирают информацию и анализируют ее, подбирают книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Темы могут определяться по результатам анкетирования. Темы должны заинтересовать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Необходимо установить определенные сроки. Ответственные за организацию и проведение (педагог-психолог, социальный педагог, заместители директора по воспитательной работе и др.) могут использовать мультимедийные презентации, отражающие актуальные вопросы темы, которые потом можно предложить для закрепления знаний родителям на электронных носителях.

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю необходимо, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса

Основными направлениями работы учителя-логопеда является:

— развитие фонематического слуха;

— формирование общих представлений о слове и предложении;

— формирование навыков звукового анализа и синтеза;

— формирование первоначальных навыков письма;

— развитие лексико-грамматической стороны речи.

Эти цели обучения дошкольников с ТНР рассматривается в логике приоритетных целей начального образования — направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода — учебной деятельности.

7. Составление опорной модели-бабочки.

А сейчас самое главное мы занесем в опорную модель. Сегодня она в виде бабочки. Как вы думаете, почему? Это красивое, свободное, легкое существо. Украшает собой мир. Прикасается ко всему легко и бережно. А кроме того, у каждого человека должны быть крылья успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия. Напишите на крыльях бабочки составляющие модели, которые помогут добиться успешного обучения в школе ребенку с ТНР. Расскажите о том, что вы написали. (Каждой группе вручается шаблон бабочки, на нём цветными фломастерами нужно записать составляющие вариативной модели. Например:

Специалисты ПМП-сопровождения: формы работы: фронтальные и индивидуальные занятия с детьми, работа с родителями и т. д.

Учитель: формы работы: разработка единых требований к ребенку с ТНР, рекомендаций по организации обучения и общения для педагогов, работающих с детьми с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) в условиях инклюзивной формы обучения : выступления на педагогических советах, методических объединениях, индивидуальные консультации, круглый стол, тренинги и т. д.;

Родители . Содержание, формы и методы взаимодействия с родителями дошкольников с ТНР: — родительские чтения, тестирование, анкетирование, диагностика, консультации специалистов, беседы и рекомендации, наглядность, школьная видеопанорама, организация «Горячей линии», «Справочной службы» по вопросам подготовки детей к школе, дни «Открытых дверей» в образовательном учреждении, открытые уроки, конференции.

Логопед. Формы и методы работы с детьми: фронтальные и индивидуальные занятия, занятия в подвижных микрогруппах, игры, логосказки, презентации, компьютерные игры и упражнения и т. д.

Расскажите о модели, которая поможет добиться успешного обучения в школе ребенку с ТНР. (Демонстрация ярких, разноцветных «бабочек»-моделей).

8. «Шкатулки рассуждений» (напутствие учителя-мастера, рефлексия).

А сейчас вы получите «шкатулки» рассуждений. В них лежат сокровища — россыпи чужих мыслей, раздумий о том, что может привести ребенка к успеху в учении, сделать его успешным. Откройте же эти шкатулки, выберите 2–3 высказывания, наиболее близкие вам. Прочитайте вслух. Возьмите их на память.

9. Обобщение учителя.

Школьные годы — долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет, а также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно — первые шаги.

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”. На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и мы — педагоги.

—Я хотела бы поблагодарить вас за то, что вы сегодня работали в моей мастерской, делились своими мыслями и размышлениями, помогли приблизиться к созданию модели успешного старта.

Похожие статьи

Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях)

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Опыт подготовки будущих педагогов-психологов к работе с принимающими семьями в России

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению форм наказаний в семье, по определению уровня осведомленности родителями и педагогами прав ребенка и форм защиты прав и экспертное наблюдение симптомов насилия различных форм над дошкольниками

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Похожие статьи

Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях)

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Опыт подготовки будущих педагогов-психологов к работе с принимающими семьями в России

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению форм наказаний в семье, по определению уровня осведомленности родителями и педагогами прав ребенка и форм защиты прав и экспертное наблюдение симптомов насилия различных форм над дошкольниками

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задать вопрос