Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 712 раз

Библиографическое описание:

Рыжова, Л. А. Возможности использования конструктора LEGO для обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Рыжова, Н. В. Балакирева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6338/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы рассматривают возможности конструктора ЛЕГО для формирования и обогащения математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: LEGO, ребенок, дошкольный возраст, математическое образование.

Развитие математических представлений детей дошкольного возраста является одним из перспективных направлений современного дошкольного образования. Основы успешности в мире, пронизанном математизацией и информатизацией, закладываются в дошкольном детстве. В концепции математического образования от 08.10.2021 г. подчеркивается, что качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [2, с. 1]. В отношении дошкольного образования в концепции предлагается создавать условия: предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка, для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Развитие математических представлений — один из значимых компонентов в формировании картины мира ребенка дошкольного возраста, влияющий на формирование математического мышления. Математическое мышление характеризуется четкостью, точностью, краткостью и логичностью мысли, умением пользоваться символикой. Эффективным средством развития математического мышления детей старшего дошкольного возраста можно считать конструктивно-познавательную деятельность с использованием конструктора LEGO. Лего-конструирование основано на действии, а формирование математического мышления эффективнее всего происходит за счет познавательно-практической деятельности, направленной на освоение способов действий с предметами или их заместителями. Конструктор LEGO является современным и перспективным средством математического развития дошкольника, будучи образным, кинестетическим материалом, позволяющим решать множество математических задач.

Конструктор LEGO используется педагогами в образовательной деятельности для развития представлений о числе и количестве, величине, форме, развития пространственной ориентировки.

Развитие конструктивной деятельности с математическим содержанием происходит поэтапно. Первоначально детям предлагаются дидактические игры, позволяющие познакомиться с конструктором LEGO, названиями деталей, способами их скрепления, озвучиваются правила использования конструктора.

На следующем этапе происходит непосредственное формирование элементарных математических представлений с помощью конструктора LEGO. Проводятся преимущественно игровые дидактические упражнения и игры с математическим содержанием. Так, при закреплении понимания отношений между числами натурального ряда педагог выкладывает две карточки с цифрами. Для сравнения чисел сначала предлагает ребенку построить башню из кирпичиков, количество которых соответствует цифре на карточке. Чтобы сравнить два числа, достаточно определить, какая башня выше. Ребенок определяет, в какой башне кирпичиков больше, и ставит соответствующий знак.

C:\Users\User\Desktop\IMG-72c551c26e4f268dd7c9bc0ee81b35e1-V.jpg

Для совершенствования навыков количественного счета предлагаем детям карточки, представленные ниже.

C:\Users\User\Downloads\IMG-ab7c1dfac93bfdc79377f8bc58a2b633-V.jpg

Для формирования у детей измерительных умений предлагаем детям кирпичики LEGO в качестве мерки для измерения предметов. Например, длина машины составляет 3 кирпичика LEGO. Можно также предложить ребенку измерить длину и ширину предмета и сравнить их.

C:\Users\User\Desktop\IMG-d3693ad75f52e522a45255ee780bdd56-V.jpg

При развитии представлений о весе предметов детали LEGO используются в качестве гирек. Так дети в практической деятельности могут узнать и сравнить вес предмета, выявить зависимость веса предмета от вида гирьки. Для измерения одного и того предмета используется разное количество кубиков и кирпичиков LEGO.

Для знакомства детей с составом числа используются кирпичики двух цветов. Педагог показывает на платформе, как получить число разными способами. Так как варианты получения числа будут разные, можно выполнить коллективную работу и выставить на платформе все возможные варианты. Очень доступным для понимания ребенка способом определения состава числа становится измерение башни из кубиков LEGO на весах.

C:\Users\User\Downloads\IMG-787400c157897544cf7ee3230d2b907f-V.jpg

Используем конструктор при развитии у детей умения ориентироваться на ограниченной территории, располагая предметы в указанном направлении на платформе LEGО. С помощью LEGO составляем вместе с детьми схемы и маршруты, «читая» по ним направление движения в пространстве.

Использование конструктора в LEGO развитии у детей элементарных математических представлений является образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия и эффективным средством для развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Белошистая А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: диссертация доктора педагогических наук. М, 2003. 405 с.
  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации https://docs.cntd.ru/document/499067348

Похожие статьи

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников

В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори

В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.

Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника

В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий

В статье авторы исследуют связь развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира при использовании игр и игровых заданий.

Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.

Похожие статьи

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников

В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори

В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.

Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника

В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий

В статье авторы исследуют связь развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира при использовании игр и игровых заданий.

Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.

Задать вопрос