«Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Долгих, М. В. «Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста / М. В. Долгих, Л. И. Синельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6344/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность работы педагогов дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых обусловлена ФГОС дошкольного образования. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду. Задача педагогов — найти педагогические форматы освоения дошкольниками знаний и эмоционального принятия особенностей труда взрослых, показав общественную значимость труда, сущность трудовых действий, результаты труда и условия наиболее действенного влияния труда взрослых на жизнь других людей в новых, интересных для детей формах.

Дошкольная образовательная организация — первая ступень в формировании базовых знаний и представлений о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием существующих и «живущих» возле них профессий по ряду причин:

– дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий;

– родители воспитанников работают на разных предприятиях города (села), а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей. Возрастное желание подражать во всем любимым родителям отражается в стойком желании стать такими, как папы и мамы, в том числе быть похожими в выборе профессии, понять, чем их родители занимаются на работе.

Для решения поставленных задач (расширять знания детей о профессиях и взаимосвязи различных видов труда; знакомить детей с современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда; формировать умение переносить приобретенное знание детей о труде взрослых в игровую деятельность; воспитывать интерес и уважение к человеку труда; формировать желание трудиться на благо других) педагогический коллектив нашего детского сада разработал следующую логику взаимодействия с воспитанниками старшего дошкольного возраста:

  1. Составление плана по ознакомлению дошкольников с миром профессий в соответствии с темами недели. Выбор профессий для разработки методического комплекта.
  2. Теоретическая разработка методического комплекта по выбранным профессиям. Методический комплект состоит из педагогического проекта; педагогической профессиограммы; детской профессиограммы; сценария экскурсии; газеты для родителей; «банка» игр для детей.

Одним из нововведений образовательной работы с детьми по вопросам формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях является «Зеркальная»профессиограмма .

«Зеркальная» профессиограмма состоит из двух частей. Когнитивная подборка для воспитателей (педагогическая профессиограмма) и наглядно-образный материал или видеоматериал для воспитанников (детская профессиограмма). Оба методических продукта отражают содержание по одной профессии и разрабатываются воспитателями одновременно. Педагогическая профессиограмма выглядит как таблица, которая включает в себя описание особенностей определенной профессии.

  1. Практическая реализация методического комплекта: проведение проектной деятельности, экскурсии, игровой деятельности с детьми и взаимодействие с семьями воспитанников по выбранной теме.

Остановимся подробнее на знакомстве читателей с педагогической профессиограммой. Педагогическая профессиограмма состоит из следующих компонентов: функционал профессионала, характер работы (режим рабочего времени профессионала), орудия труда профессионала (специальные средства), личные качества профессионала, активный словарь профессионала (терминологический словарь), социальная значимость профессии, смежные профессии, отношение ребенка к профессии.

Рассмотрим пример педагогической профессиограммы для изучения профессии «Модельер».

Таблица 1

Педагогическая профессиограмма для изучения профессии «Модельер» детьми старшего дошкольного возраста

п/п

Компонент профессиограммы

Показатели компонента профессиограммы

1

Функционал профессионала

– делает зарисовки и создает образы;

– знает все о текстуре тканей и принципах их сочетания (подбор тканей);

– занимается подбором элементов декора для придания наряду индивидуальности;

– разрабатывает выкройки (лекало) одежды;

– проводит примерки и обеспечивает хорошую «посадку» по фигуре клиента;

– иногда перешивает или заново украшает одежду.

2

Характер работы (режим рабочего времени профессионала)

– ненормированный рабочий день.

3

Орудия труда профессионала

(специальные средства)

– карандаш;

– мел;

– линейки;

– гибкая измерительная лента;

– выкройка (лекало) для шитья одежды;

– плотная бумага;

– швейная машинка;

– нитки, ножницы.

4

Личные качества профессионала

– способность к рисованию;

– способность к конструированию,

– внимательность;

– усидчивость;

– развитое чувство цвета;

– обладание чувством прекрасного.

5

Активный словарь профессионала

(терминологический словарь)

– эскиз, лекало, текстиль, манекен, гибкая измерительная лента, декор одежды.

6

Социальная значимость профессии

– модельеры — это профессионалы, которые создают красивую одежду. Они приносят в жизнь разнообразие, красоту нарядов и ярких образов, хорошее настроение.

7

Смежные профессии

– технолог швейного производства;

– швея;

– скорняк;

– обувщик;

– закройщик.

8

Отношение ребенка к профессии

– Рефлексия. Примерные вопросы педагога:

– Тебе нравится профессия модельера?

– Как думаешь, модельеры — какие люди?

– Хотел (а) бы ты стать модельером?

– Работа модельера тебе кажется интересной?

– Как жили бы люди без модельеров?

Содержание педагогической профессиограммы сопровождается профессиограммой для детей: наглядным материалом, картинками, презентациями, видеороликами для детей. Данный формат педагогического сопровождения обеспечивает подробное знакомство дошкольников с содержанием профессиональной деятельности, личностными и профессиональными качествами специалиста, способствует процессу осознания собственного отношения к той или иной профессии и глубокому изучению специфики деятельности профессионалов.

В 2017–2020 учебном году педагогический коллектив нашего детского сада реализовал подробное знакомство детей старшей и подготовительной к обучению в школе группах с профессиями: «Полицейский», «Строитель», «Врач», «Агроном», «Учитель», «Экономист», «Модельер», «Водитель», «Актер». Такая профессиональная деятельность позволяет делать выводы об актуальности подобранных методических и педагогических средств. Подтверждением тому являются результаты педагогический диагностики.

Для изучения уровней сформированности представлений дошкольников о профессиях использовался следующий инструментарий:

Диагноста проводилась в начале и конце учебного года.

Таблица 2

Показатели представлений дошкольников о профессиях и педагогический инструментарий

Показатели

Инструментарий

Знание профессий

Дидактическая игра «Угадай профессию»

(В. П. Кондрашов)

Осведомленность о труде взрослых

Опросник Л. В. Куцакова «Профессиональная деятельность взрослых»

Ранние профориентационные склонности

Опросник Е. А. Климова «Профориентационный опросник»

Игровая деятельность (игры профессионально-ориентированного характера)

Педагогическая диагностика В. П. Кондрашова «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)

Выявление уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях на основе дидактической игры «Угадай профессию» (В. П. Кондрашов) показало следующее: 82 % детей безошибочно определяют по картинкам профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности; безошибочно соотносят атрибуты (орудия) и результаты труда. Транслируют свое отношение к профессии и оценивают значимость профессии для жизни людей. Рассуждают о характере профессионалов и сложностях профессии.

18 % детей перечисляют названия профессий по картинкам, могут описать особенности труда профессионала, однако допускают ошибки и не выражают эмоционального отношения к профессии.

Результаты опроса детей по опроснику Л. В. Куцаковой следующие: высокий уровень знаний о трудовой деятельности взрослых у 87 % воспитанников; знания основных трудовых процессов на высоком уровне освоили 78 % детей; знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы профессионала на высоком уровне транслировали 64 % воспитанников; знания о взаимодействиях людей разных профессий освоили 56 % детей; бережное отношение к труду на высоком уровне транслируют 62 % детей.

Результаты опроса детей по профориентационному опроснику Е. А. Климова следующие: 41 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-техника»; 28 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-природа»; 21 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-человек»; 10 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-художественный образ».

Диагностика игровой деятельности реализовывалась посредством наблюдения. Высокий уровень игровой деятельности в играх профессионально-ориентированного характера диагностирован у 76 % детей, средний — у 20 % детей, низкий — у 4 % детей.

Таким образом, обобщая результаты работы, можно сделать вывод о том, что методичная и целенаправленная работа педагогов детского сада по направлению «формирование представлений детей о профессиях», результативна: большинство детей знают и перечисляют наименования профессий, могут объяснить специфику труда, понимают значение профессий для человека, положительно относятся к труду взрослых. Это означает, что выбранные нашим коллективом педагогические средства оказались верными.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Задать вопрос