Эффективные формы поддержки семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 08.05.2021

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Громова, Н. А. Эффективные формы поддержки семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями / Н. А. Громова, В. Е. Тулиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6349/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы делятся опытом работы с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инновационные формы, взаимодействие, опыт, сотрудничество, родители.

Образование детей с особыми образовательными потребностями (ООП) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной психолого-педагогической помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных специальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач образовательной политики, что позволяет данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми.

С 1996 года в нашем учреждении функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Одно из психолого-педагогических условий для успешной реализации Программы ДОУ, согласно ФГОС ДО — это поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно развитие ребенка с ООП.

Цель: коррекция недостатков психического, психофизического и речевого развития воспитанников, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований федерального государственного стандарта

Задачи:

  1. Создавать специальные условия для воспитания и образования детей с ОВЗ
  2. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка
  3. Обеспечивать вариативность и разнообразие организационных форм получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, индивидуальных особенностей
  4. Формировать социокультурную и образовательную среду с учетом общих и особых образовательных потребностей
  5. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для решения поставленных задач используем разнообразные формы работы с родителями, воспитывающих детей с ООП.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Выстраивая взаимодействие с родителями, развиваем и используем как традиционные, так и инновационные формы работы.

Информационно-познавательная деятельность специалистов ДОУ является неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса. Практические рекомендации по корректировке условий жизни ребенка в семье родители получают на индивидуальных консультациях учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В ходе таких консультаций родители овладевают знаниям, умениями, методами и приемами преодоления нарушений у своих детей. Присутствие родителей на коррекционных занятиях знакомит их с приемами работы педагога, его манерой общения с детьми, повышает компетентность родителей в вопросах развития и образования детей с ООП.

Педагоги детского сада принимали участие в реализации проекта по оказанию психолого-педагогической, медицинской помощи гражданам, имеющим детей, в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». Участие в данном проекте позволило скоординировать усилия специалистов по обеспечению доступной и качественной консультативной помощи родителям детей с особыми образовательными потребностями.

Учитывая особенности семей, организуем взаимодействие с родителями посредством информационных технологий. Одним из видов такого взаимодействия служит официальный сайтМАДОУ № 30, следующим видом взаимодействия является блог специалиста, который решает те же задачи что и сайт детского сада, только ориентируясь на направление (музыкальное, физическое, психологическое или развитие речи). Не менее эффективным стал ресурс — страница группы в социальной сети В Контакте. Родители сами проявляют инициативу по созданию страниц в социальных сетях, активно используют ее для обмена фото и видеоматериалами, интересными ссылками по развитию детей.

Большой интерес вызывают у родителей семинары-практикумы: «Вежливость и культура общения», «Готовим руку к письму», «Очумелые ручки», «Уроки доброты. Разве мы разные». Родители совместно с педагогами анализируют различные педагогические ситуации. Предлагается не только обсудить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные проблемы.

Предпочтение отдаётся многофункциональным техникам, которые дают информацию об участниках, формируют их социальные навыки. В работе «Педагогических мастерских» принимают участие родители и дети, в ходе которых педагоги на практике обучали родителей приемам взаимодействия с детьми.

В процессе общения педагогов и родителей, создаёмпедагогические ситуации для совместного обсуждения проблем воспитания и коррекции. Как показывает практика, одной из наиболее популярных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах образования детей с ООП является «Круглый стол». Общение в неформальной обстановке благоприятствует обмену педагогическим и семейным опытом, установлению доверительных, партнерских взаимоотношений. Форум для родителей «Время равных возможностей» был проведен для родителей всего детского сада, где каждый мог высказать свои мысли и мнение по проблеме образования детей с особыми образовательными потребностями. Кроме воспитателей и специалистов, в работе форума приняли участие заведующий ДОУ, заместитель заведующего по УВР, медицинская сестра. В мероприятие были включены мастер-классы, игры, просмотр видеороликов, организованы выставки поделок и литературы.

В детском саду регулярно проводятся «Дни открытых дверей» и «Дни самоуправления». Это прекрасная возможность для родителей окунуться в будни детского сада! Понять, почувствовать, чем живёт детский коллектив, попробовать свои силы в роли педагога, получить возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником совместной деятельности, а также преодолеть стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей, что способствует эмоциональному сближению всех участников педагогического процесса, формированию целостного чувственного опыта, укреплению института семьи.

Работа клуба «Содружество» и родительской гостиной «Доверие» — стали наиболее эффективными формами работы с семьями воспитанников с ОВЗ, которые позволили реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ. Обмен знаниями, опытом построен таким образом, чтобы педагог не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку с ОВЗ.

Самая популярная и любимая родителями форма работы — досуговая — концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях

Успешное решение задач по развитию речи дошкольников осуществляется через театрализованную деятельность, организованную совместно с родителями. Каждый раз на мероприятиях в Литературной гостиной собирается множество семей, что говорит о важности и ценности литературы в сплочении и наполнении новыми впечатлениями детских сердец! Важным моментом здесь является сотрудничество с библиотекой.

Большое значение мы придаем организации выставок семейного творчества. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину — каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. Традиционно «Огородные фантазии», Новогодняя ярмарка.

Опыт взаимодействия с Домом-интернатом для детей-инвалидов, Домом милосердия, детской библиотекой способствует формированию у детей с ОВЗ эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу, а участие в благотворительной акции «Кораблик надежды» формируют в воспитанниках отзывчивость, сочувствие, доброту и радость.

Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь дошкольного учреждения. Темы проектов подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями детей каждой группы. Незабываемой и познавательной стала для детей и родителей работа над проектами «Войди в природу другом», «Космос и мы», «Корова рогата, молоком богата», «Скоро в школу мы пойдем», «Открытое сердце» и др.

На данный момент в ДОУ реализуется социальный проект «Платформа инклюзивных технологий «В_Месте». В рамках проекта на базе дошкольного учреждения будет построена специализированная открытая площадка на свежем воздухе для внедрения развивающих игровых технологий, обеспечивающие включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в среду сверстников. Созданная среда позволит воспитанникам осуществить право выбора для себя занятия, чередовать их в течение прогулки, а педагогам и родителям даст возможность эффективно ее организовывать с учетом особенностей детей с ОВЗ.

В результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка. Интересные формы взаимодействия позволяют вовлечь родителей в систему педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.

Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители — один из актуальных вопросов сегодняшнего дня нашей дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации

В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.

Дошкольная инклюзия: как создать комфортную среду для всех детей

Данная статья посвящена внедрению инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Она рассматривает ключевые аспекты создания комфортной и поддерживающей среды для всех детей, независимо от их особых образовательных потребностей. Обсуждаются принци...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме

Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.

«Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению

В статье представлен опыт работы по использованию такой формы взаимодействия с родителями и детьми, как «Мамины сказки» в период адаптации дошкольников к детскому саду.

Похожие статьи

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации

В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.

Дошкольная инклюзия: как создать комфортную среду для всех детей

Данная статья посвящена внедрению инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Она рассматривает ключевые аспекты создания комфортной и поддерживающей среды для всех детей, независимо от их особых образовательных потребностей. Обсуждаются принци...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме

Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.

«Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению

В статье представлен опыт работы по использованию такой формы взаимодействия с родителями и детьми, как «Мамины сказки» в период адаптации дошкольников к детскому саду.

Задать вопрос