Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании
Авторы: Асеева Елена Ивановна, Богданова Екатерина Владимировна, Кувшинова Светлана Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 09.05.2021
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Асеева, Е. И. Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании / Е. И. Асеева, Е. В. Богданова, С. В. Кувшинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6350/ (дата обращения: 19.12.2024).
Предпринята попытка использования лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников. Обсуждается проблема формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Доказано, что язык является средством взаимодействия коммуникантов, и функционирование языка тесно связано с ситуативным, социальным и психологическим контекстом его употребления. Показана интеграция музыкальных и воспитательных образовательных событий с позиции лингвистической прагматики.
Ключевые слова: лингвистическая прагматика, дошкольники, интеграция, образование, коммуникация.
Введение. Обращение к теме лингвистической прагматики применительно к младшим дошкольникам не было случайным. Есть множество работ, посвящённых прагмалигнвистическим исследованиям, но все они основаны на эмпирических базах студентов и взрослого населения. Как можно использовать лингвистическую прагматику в дошкольной образовательной организации, да еще в младшей группе детей, которые не вполне хорошо владеют речью и нуждаются в корригирующих занятиях? Мы предприняли попытку использования лингвистической прагматики в развитии речи при проведении интегрированных занятий в системе воспитатель — музыкальный руководитель. Полученный опыт и данные мониторинга изложены в данной статье. Актуальность избранной темы исследования обусловлена возрастающей проектной и исследовательской деятельностью в образовательных организациях, требующей совершенствования методов воспитательно-образовательного процесса, научной новизны. Прагматика воспроизведения речевого акта в коммуникативных действиях среди младших дошкольников до настоящего времени не изучалась глубоко.
Для начала определимся с термином «лингвистическая прагматика».
И. П. Сусов рассматривает лингвистическую прагматику как «область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий, слушающий и читающий…» [3, с. 269].
Е. М. Беспаленко на основе проведенного исследования сделала вывод о том, что в каждой речевой личности повторяются типовые черты, выступающие как конкретно общие, что свойственно речевому поведению, и индивидуальное, которое характеризует речевую личность. Речь же является средством, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром [1].
Описание проблемы речевой коммуникации и образования речи содержится в лингвистических исследованиях К. Л. Бюлера [2], Г. Г. Матвеевой, Н. И. Формановской и других авторов. Они определяют речевой акт как способ достижения человеком определенной цели. Это когда осуществляется целенаправленное речевое действие в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.
Изучение этих и других научных исследований позволило сформулировать цель исследования — какова роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании.
Задачи:
— изучить научную литературу по теме исследования;
— установить и сравнить использование разновидностей речевого акта при обучении детей вежливому обращению или просьбе («волшебные слова»)
— изучить речевое поведение при интерпретации сказок и музыкальных постановок.
Объект исследования — развитие речевого акта в режимных моментах ДОО и на музыкальных занятиях.
Предмет исследования прагматика детей младшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в том, что предпринимается попытка проанализировать речевое поведение младших школьников и одновременно использовать лингвистическую прагматику для развития речи детей с построением коммуникативных актов.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие младшие дошкольники и педагоги МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая, Воронежской области. Исследование началось в 2020 году. Методы исследования: модель лингвистической прагматики как средство развития речи детей; музыкальные занятия «Какая песня?», «Раскрась звучащую мелодию», «Этикет общения»; «Оцени поступок». При проведении исследования мы столкнулись со следующими трудностями: процесс развития речи сам по себе представляет собой сложную многоступенчатую систему. Но использование лингвистической прагматики дает возможность диагностировать речевое поведение, коммуникативные навыки, отношение к собеседнику, т. е. психосоциальные и индивидуальные качества, которые проявляются в выборе отправителями текстов речевых сигналов грамматических категорий, соотносящих речевые поступки говорящих с компонентами речевого акта. Обязательным условием является учет возрастных особенностей.
Результативность реализации модели оценивалась по четырех бальной системе: 0 баллов — неучастие или нежелание участвовать коммуникантов в речевом событии (воспитательно-образовательных, музыкальных); 1 балл — актуализирует участие в речевом событии, но не проявляет инициативу; 2 балла — развиты коммуникативные способности; 3 балла — проявляет инициативу в общении, не агрессивен; 4 балла — использует сложные грамматические конструкции, эмоциональный интеллект развит в соответствии с возрастными данными. Результат определялся среднеарифметическим значением.
Рис. 1. Модель лингвистической прагматики как средства развития речи младших дошкольников
Описание модели: модель представляет собой систему развития речи младших дошкольников идеями лингвистической прагматики. Речь, как психический познавательный процесс является центральным звеном. Восприятие речи говорящего и использования собственной речи для общения тесно связано с мышлением. Условия формирования и развития содержания речемыслительных процессов включают музыкальные занятия, развивающую предметно-пространственную среду, образовательную программу, образовательные события, индивидуальный маршрут. Конечным результатом являются новообразования в свойствах и структуре речи. И все это — речемыслительная деятельность ребенка.
Таблица 1
Сравнительный анализ реализации модели лингвистической прагматики как средства развития речи младших дошкольников
Название методики |
2020 г. |
2021 г. |
Проблемная ситуация «Поздравь друга» |
2,67 |
3,79 |
Музыкальная игра «Узнай песню» |
2,31 |
2,48 |
Квест-игра «Оцени поступок» |
2,01 |
2,32 |
Вывод. Речевое поведение, личностные характеристики младших дошкольников представляют собой неразрывное единство индивидуальных, психологических, социальных и культурных особенностей поведения. Лингвистическая прагматика представляет собой когнитивное общение, контролируемое мотивационно-потребностным решением коммуникативных задач.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 07.05.2021).
- Бюлер, К. Л. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. — 502 c.
- Сусов, И. П. История языкознания Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия». М.: АСТ; Восток — Запад, 2007. — 382 с.
Похожие статьи
Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен
В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...
Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...
Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду
Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...
Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...
Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников
В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...
Принципы реализации коммуникативно-когнитивного подхода при развитии речи у дошкольников второй младшей группы
В статье рассматривается коммуникативно-когнитивный подход при развитии речи у дошкольников второй младшей группы. Анализируются научные публикации по проблеме. Сделан вывод об эффективности коммуникативно- когнитивного подхода. Доказано, что при раз...
Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками
Статья посвящена изучению возможностей личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Разработана модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возрас...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков
В статье автор пытается определить, как родители могут влиять на уровень развития автоматизации поставленных звуков ребенка в зависимости от домашней среды, которую создают взрослые в семье. Выявить степень влияния работы родителей на детей и качеств...
Похожие статьи
Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен
В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...
Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...
Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду
Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошк...
Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...
Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников
В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...
Принципы реализации коммуникативно-когнитивного подхода при развитии речи у дошкольников второй младшей группы
В статье рассматривается коммуникативно-когнитивный подход при развитии речи у дошкольников второй младшей группы. Анализируются научные публикации по проблеме. Сделан вывод об эффективности коммуникативно- когнитивного подхода. Доказано, что при раз...
Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками
Статья посвящена изучению возможностей личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Разработана модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возрас...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков
В статье автор пытается определить, как родители могут влиять на уровень развития автоматизации поставленных звуков ребенка в зависимости от домашней среды, которую создают взрослые в семье. Выявить степень влияния работы родителей на детей и качеств...