Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками
Авторы: Колтун Екатерина Александровна, Романцова Оксана Геннадьевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 26.05.2021
Статья просмотрена: 470 раз
Библиографическое описание:
Колтун, Е. А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками / Е. А. Колтун, О. Г. Романцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6361/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важным средством формирования доброжелательных отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. Л. С. Выготский писал, что «игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью».
В игре старшие дошкольники проявляют определённые поступки, индивидуальные качества и взаимосвязь между людьми. Но это совершенно не говорит о том, что ребенок показывает свои личные качества и реальные черты. Он выполняет в игре роль, которая требует от него проявить доброжелательность. Да! Он её проявляет, а в жизни этот ребёнок может быть иногда эгоистом и грубияном. Вот почему так важен педагогический подход к играм, который обеспечит максимальный воспитательный эффект. Сюжетно-ролевая игра- это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко была выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как: воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке; сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме, самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая отображается детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнка определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Вопрос содержания сюжетно-ролевых игр был подробно освещен Д. Б. Элькониным: «Содержание игры — это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального или характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности». В сюжетно- ролевых играх дошкольников старшего возраста главным содержанием становятся отношения между людьми. Детальная представление отношений между людьми в игре учит ребёнка передавать отчетливые правила. Через игру дети знакомятся с общественной жизнью взрослых, всё больше приобщаясь к пониманию главенствующих функций взрослых и правил отношений между ними. В игре существует два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли.
Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределять роли, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Эти вопросы могут возникать по поводу игры, когда дети только договариваются между собой, но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры. В этом случае, сюжетные отношения становятся, формой, в которой проявляются реальные взаимоотношения.
Сюжет сюжетно-ролевой игры выражается ребёнком с помощью роли, которую он на себя берёт. Роль — это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Ребёнок принимает на себя различные роли, воссоздает поступки людей, чувствует их переживания, видит цели, и как итог, ориентируется в их взаимоотношениях. В длительной игре у ребёнка быстрее вырабатываются навыки и привычки доброжелательных отношений. Педагог в этом случае должен направить линию развития сюжета, обогатить содержание роли, доброжелательных межролевых взаимоотношений, тем самым влиять на формирование доброжелательных межличностный отношений между детьми. Так, например, в игре «семья» педагог обращает внимание детей на то, что папа доброжелательно относится к своим детям и их маме.
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания особенно хороша тогда, когда дети сами ее организовывают, руководят, подчиняются, оказывают помощь. По-прежнему любимыми остаётся у детей старшего возраста игры в семью, в детский сад, в больницу. В них дети показывают различные отношения. Эти отношения характеризуются любовью и гуманизмом. Отсюда возникает формирование таких качеств, как доброта, заботливость. Д. Б. Эльконин в своих трудах пишет: «Игра — это подлинно социальная практика ребёнка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения». В работах Т. И. Бабаевой, Т. А. Марковой. С. Н. Карповой и С. Г. Якобсон рассмотрен огромный воспитательный потенциал игры в дошкольном детстве, способствующий осознанию человеческих взаимоотношений, связанных с ними норм и правил. Например, в игре «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить, поддержать разговор.
В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что оказывает благоприятные условия для развития коллективных взаимоотношений, в которых воспитатель формирует доброжелательность в отношениях со сверстниками. Доброжелательные отношения между большими группами играющих, образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другу, возможность действовать в общих интересах.
Формирование доброжелательных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
В сюжетно-ролевой игре хорошо видны реальные взаимоотношения детей. Формирование организаторских умений здесь проходит наиболее эффективно, кроме того, создается возможность для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру, проявлять доброжелательность. Выделяются способы поведения, характерные для доброжелательных взаимоотношений дошкольников в игре. Это соблюдение очередности при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, признание равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.
Дети имеют обобщенные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому задача воспитателя привлечь ребёнка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных проблемных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей. Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в сюжетно-ролевой игре ситуации, формируют у детей представление о честном, справедливом отношении друг к другу. В течение длительного времени детям важно давать такие поручения в игре, которые могут принести пользу другим детям, повысить ответственность, создать дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт во взаимоотношениях. В коллективной игре дети учатся языку общения, обсуждают свои действия с действиями другого. Возникает взаимопонимание и взаимопомощь.
Чем сложнее игра, тем интереснее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешить конфликт, быть дружными. Сюжетно-ролевая игра — это школа, где ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к людям. Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из её характерных черт.
Игра не увлечет детей, не вызовет эмоций, не сплотив их, а превратится в манипулирование с предметами, если воспитатель не будет использовать приемы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержание игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.