Увинская мозаика: занятие в клубе «Мир эмоций» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцева, Н. Н. Увинская мозаика: занятие в клубе «Мир эмоций» / Н. Н. Мальцева, С. Б. Гамберова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6.1 (43.1). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6391/ (дата обращения: 16.11.2024).



Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Возрастная группа: дети старшего возраста (5–7 лет).

Цель занятия: создание условий для расширения представлений у детей о своей малой Родине.

Задачи занятия:

Образовательные:

– Совершенствовать знания детей об истории возникновения родного посёлка, его названия «УВА», его эмблеме и их назначении.

– Формировать социально-коммуникативные компетенции детей: умение работать в команде, понимая, что общий результат зависит от приложения сил каждого.

Развивающие:

– Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.

– Развитие слухового, зрительного внимания.

– Развитие умения работать в команде, парами, микрогруппах.

– Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

– Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости и привязанности к родному посёлку.

– Воспитывать дружелюбие, отзывчивость, взаимовыручку.

– Воспитывать интерес к командным играм.

– Воспитывать эмоциональную отзывчивость на «виртуальное восприятие родного посёлка».

Планируемый результат: ребенок имеет представления о культурном облике родного посёлка, географическом своеобразии родного посёлка; сформированы нравственные качества: любовь к малой Родине Удмуртии, родному посёлку, уважение к людям труда; умеет свободно мыслить, излагать свои мысли в диалогической и монологической речи; имеет устойчивый интерес к совместной деятельности в детских игровых объединениях; умеет соблюдать и выполнять нормы и правила поведения в совместной игре.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: слайд-шоу о истории возникновения посёлка, его названии, местонахождения, достопримечательностями и зданиями поселка; проектор, экран; дидактическая игра «Замочная скважина»; музыкальное сопровождение для игры «Водяной», канат; два стола, два кубика в цвет флажков, стулья для детей; два комплекта разрезных букв «УВА», «УДМУРТИЯ»; два комплекта моделей флагов: России, Удмуртии, Татарстана, Чувашии, Литвы, Германии; два комплекта пазлов с гербами посёлка Ува и Увинского района, сундучок, русский и удмуртский народный костюм.

Раздаточный: цветные ленты по числу детей, флажки трёх цветов, фишки — «солярный знак солнца» с флага Удмуртии, раскраски с гербом посёлка, медали победителям с изображением достопримечательности Увы.

Словарная работа: столица, посёлок, Италмас, лесозаготовители, топливо, лесопункт, оберег, эмблема, перевозка дров, сплав, деловая древесина, узкоколейная железная дорога, поселенцы, геологи, торфяной массив, промышленная разработка дешевого топлива — торфа, замочная скважина, деревянная скульптура.

Подготовительная работа:

1) беседы о России, об Удмуртии, о родном посёлке;

2) рассматривание фотографий с видами посёлка;

3) заучивание стихотворений о Родине.

Ход занятия:

I . Организующий этап:

(Снятие эмоциональной напряженности, привлечение внимания, создание «ситуации успеха» для ощущения потребности узнавать что-то новое.

*Знакомство « Круг радости »

(звучит фоновая музыка ).

Матрешка 1: Здравствуйте, ребята! Как мы рады гостям.

Матрёшка 2: Рады видеть всех сейчас, ведь давно мы ждали Вас. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Матрешка 1: Скажите, а вы, любите, ходить в гости?

Мы с вами все из разных групп. Предлагаю познакомиться с помощью «душевного тепла». Согласны?

Для этого потрём свои ладошки друг о друга. Что вы чувствуете? ( Тепло).

Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем «свое тепло» друзьям и говорим: «Друг на друга поглядим, про себя проговорим: “Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?».

(Дети поочередно называют ласково своё имя).

Матрёшка 2: Какие мы молодцы, познакомились. Мы приглашаем вас в увлекательное виртуальное путешествие по нашей малой Родине. Присаживайтесь, где вам будет удобно смотреть на экран. (Дети самостоятельно выбирают место).

II . Практический этап:

организация детских видов деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной) работы с учетом индивидуальных особенностей детей.

*Слайд-шоу «Рабочий посёлок УВА» (Слайд 2)

Матрёшка 2 : Как вы думаете, что это? (карта России).

— Это карта нашей большой родины — России. Как называется столица России? (город Москва). Москва. А это наша малая Родина — республика…( Удмуртская республика (Удмуртия) ). Как сердечко в центре России.

(Слайд 3–4) Это карта Удмуртии. Точками обозначены города нашей республики. Кто знает название столицы нашей республики? (город Ижевск).

— А это обозначен на карте наш посёлок. Как называется наш посёлок?

— Кто знает, что такое посёлок? …

— Это небольшое поселение — вокруг железнодорожной станции.

(Слайд 5) Давным-давно, когда ваши бабушки были маленькими детьми (в 1923 году) на берега речки Ва,

(Слайд 6) где рос цветок солнца — Италмас (символ Удмуртии),

(Слайд 7–8) и бежали чистые и звонкие родники,

(Слайд 9–11) пришли первые лесозаготовители — сезонные рабочие из близлежащих деревень Ува-Тукля, Рябово, Пекшур. В те времена лес был основным видом топлива.

(Слайд 12) Деловая древесина весной по реке Ва сплавлялась до реки Валы, затем до Кильмези, Вятки, Камы и далее по Волге. Год спустя появилось первое деревянное строение — контора лесопункта. Именно с него и началась история будущего поселка.

(Слайд 14) Для перевозки дров в город Ижевск в 1927 году построили узкоколейную железную дорогу.

(Слайд 15) Из-за отсутствия пригодных для строительства земель у реки, поселенцы возводили жилые дома вдоль полотна узкоколейки. Тогда названия у рабочего поселка еще не было, называли его попросту «поселок у (реки) Ва».

Одной из главных улиц поселка является улица Школьная. Раньше она называлась Центральной и была первой улицей в нашем поселке. Так у железной дороги от депо до лесопункта расположились первые улицы — Станционная, Центральная (Школьная) и Лежневая (теперь Пушкина).

(Слайд 16–18)

В бассейне реки геологами был найден большой торфяной массив, (в 1929 году) начались промышленная разработка дешевого топлива- торфа.

Так создавалась Ува, как поселок лесозаготовителей и торфодобытчиков.

(Слайд19–21) Вот какая интересная история названия нашего красивого посёлка Ува. Мы — увинцы отмечаем в этом году 95 летие.

(Слайд 22)А это наш посёлок с расстояния птичьего полёта. Красиво?

Матрёшка 1 : Вы любите играть? Знаете, весёлую удмуртскую народную игру «Водяной»? (Если знают, напоминают правила. Самостоятельно выбирают водяного, предложенным детьми способом).

* Игра «Водяной»

Матрёшка 1 : Что бы вам было у нас в гостях весело и интересно, мы приготовили для вас интересные игры — задания. За каждый правильный ответ вы будете получать солярный знак ( показывает ) . Кто знает, что он обозначает? Это оберег, обозначающий солнце.

Посмотрите какие красивые флажки стоят у нас на столе. Можно выбрать и взять тот, который вам понравился.

* Викторина по краеведению «Люби и знай свой край»

Матрёшка 2 : Я буду задавать вопросы, а вы быстро поднимайте свой флажок, если знаете ответ.

1.Столица России? (Москва )

2.Как называется наша республика? ( Удмуртия)

3.Как называется наш посёлок? ( Ува)

4.Как называют жителей посёлка? (Увинцы)

5.Сколько лет нашему посёлку ? (95)

6.Как называется река, протекающая по нашему посёлку? (Ва)

* Работа микрогруппами.

«Пазлы с картинками посёлка Ува»

Матрёшка 1: Предлагаю разделиться на команды по цвету флажков. У каждой команды на столе пазлы. Постарайтесь вместе собрать картинку и назвать, что на ней нарисовано. (Дети сами находят место, где они будут собирать картинку).

«Флаги России и Удмуртии»

Матрёшка 2: У каждой страны и республики есть свой флаг. Я не могу найти флаг России и флаг Удмуртской Республики. Вы мне поможете? У вас на столе флаги стран и республик Российской Федерации, среди них флаг России и Удмуртии. (Дети выбирают флаги и называют).

(Слайд 23).

— Кто знает значение цветов на флаге России? (белый — правда благородство красный — огонь отвага синий — небо духовность верность)

— Кто знает значение цветов на флаге Удмуртии? (черный — земля плодородная, белый — знак чистоты, красный — знак солнца символ жизни) (Слайд 23).

«Грамотейка» с использованием грамматических игр с портала «Мерсибо»

Матрёшка 1 : Поднимите руки, кто умеет читать, а кто умеет писать. Выберите из своей команды одного, кто может читать и писать. (Выбирают)

Сейчас мы с вами вместе вспомним, как пишется название нашего посёлка….

Составление из букв название посёлка, столицу Удмуртии, названия детского сада (УВА, ИЖЕВСК, РОДНИЧОК)

«Узнай место по фотографии»

Матрёшка 2: Мы сфотографировали различные места нашего посёлка. Кто узнал, поднимает свой флажок, называет место, где была сделана фотография.

(Слайд 24- 27).

1.Стадион «Юбилейный»

2.Музей художественных искусств.

3.Школа № 2

1.Музыкальная школа

2.Школа № 1

3.Парк деревянных скульптур

C:\Users\я Лущикова\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\изображение_viber_2021-05-04_07-47-03.jpg Дидактическая игра с фотографиями «Замочная скважина»

Матрёшка 1 : А смогут ли наши гости узнать место, по фрагменту изображения?

(Командам предлагается конверт с фотографией места в посёлке Ува. На конверте «замочная скважина» через которую виден фрагмент фотографии. Дети советуются и называют место).

« Черный ящик» с гербом посёлка Ува, санатория «Ува»»

Матрёшка 2 : Вы любите сюрпризы? В этом «чёрном ящике» находиться сюрприз. Его получит тот, кто угадает, что это. Готовы?

Это отличительный знак, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца — страну, город, поселок и т. д.). (Герб — эмблема).

Мы дарим вам раскраски — герб нашего посёлка.

III . Практический этап:

*Итог.

Матрёшка 1: Вот и закончилась наша встреча — путешествие по нашей малой Родине.

Рефлексия.

На полу лежат обручи разного цвета. Если вам понравилось у нас в гостях возьмитесь рукой за красный обруч, если было что-то не понятно, трудно — то за зелёный, а если было скучно — то за синий. (Дети делают выбор)

C:\Users\я Лущикова\Desktop\Ува журнал\изображение_viber_2021-05-04_07-47-02.jpg

Награждение .

Матрёшка 2 : Нам было очень приятно познакомиться с такими умными, добрыми ребятами. А сейчас подведем итоги наших игр. ( Дети подсчитывают фишки. Награждение памятными подарками- медалями).

«Мост дружбы».

Матрёшка 2: Ана прощанье построим «Мост дружбы». Возьмемся за руки, поднимем их вверх. Вот наш «Мост дружбы». Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. До свидания.

Задать вопрос