«Клубный час» — технология позитивной социализации
Автор: Лущикова Людмила Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 17.05.2021
Статья просмотрена: 209 раз
Библиографическое описание:
Лущикова, Л. С. «Клубный час» — технология позитивной социализации / Л. С. Лущикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6.1 (43.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6399/ (дата обращения: 19.12.2024).
Социализация ребенка одна из важнейших задач дошкольного периода, и важнейшая ее часть — развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. [4]
Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. [5]
Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
С 2016 года МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» принимал участие в республиканском сетевом инновационном проекте «Разработка и реализация модели педагогического сопровождения позитивной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации», в рамках проекта мы познакомились с новой педагогической технологией «Клубный час».
Что такое «клубный час»?
Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы». Для поддержания дисциплины в начале «Клубного часа» каждому участнику выдается бейдж и три жетона, ребенок лишается жетона, если нарушает какое-либо правило. Безопасность детей во время «Клубного часа» обеспечивается всеми сотрудниками детского сада.
Основными целями «Клубного часа» являются:
– воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
– воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
– обучение ориентировки в пространстве;
– развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
– закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
– развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
– обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
– поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
– приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции. [3]
Данная методика требует от педагогов сложной, кропотливой подготовки, когда весь коллектив в течении длительного времени работает как единый четко настроенный организм. Но результат, который мы получаем, стоит того.
Выбирая тематику клубных часов, важно помнить о необходимости социальной среды приближенной к реальности
Клубный час «В гостях у сказки» посвященный году Василия Сухомлинского.
Опробовать клубные часы мы решили в рамках реализуемого в летний период проекта «В гостях у сказки». Поэтому и тема Клубного часа была выбрана одноименная.
По началу, некоторые педагоги скептически отнеслись к предложенной технологии, а именно плохо представляли, как дети самостоятельно найдут выбранный клуб, как без контроля воспитателя будут перемещаться по зданию, как организовать деятельность детей совершенно не знакомых друг с другом. Поэтому было проведено несколько педагогических часов посвященных данной теме, где старший воспитатель, совместно с педагогом-психологом подробно ознакомили коллектив с технологией Гришаевой Н. П.
Среди педагогов была выбрана инициативная группа, которая в плотную занялась подготовкой к реализации клубного часа. Тематика предложенных клубов соответствовала основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Дети посетили: «Клуб любителей математики», клуб «Очумелые ручки», клуб «Акварелька», клуб «Спортландия» и др.
Клубный час «Играем в школу»
1 сентября в детском саду — это такой же полноценный праздник День Знаний, как и в других учебных заведениях. Мы решили отпраздновать этот день не менее торжественно, чем первоклассники. Хотя бы потому, что в дальнейшем легче будет настроить детей на серьёзный учебный лад и перейти от летних дачных шалостей к учёбе, пусть и не такой сложной, как в школе, но не менее значимой.
Для ребят из старших и подготовительных групп прошел очередной клубный час, под названием «Играем в школу». Утром началось с торжественной линейки и с первого звонка. Педагоги поздравили всех с началом учебного года песней «Чему учат в школе». Дети примерили на себя роль учеников, побывали на уроках: астрономии, химии, математики, русского языка, ритмики, физкультуры и даже на классном часе.
Цель клубного часа — это поддержка детской инициативы, организация естественной социализации через разновозрастное общение и расширение кругозора детей. Наш опыт оказался успешным и мы решили поделиться им с коллегами. В феврале 2017 года детский сад провел межрайонный семинар-практикум «Клубный час как инновационная форма взаимодействия участников образовательных отношений», где поделились опытом работы с коллегами из соседних районов. Дата проведения семинара выпала на тематическую неделю «Зимние забавы», поэтому было решено не отступать от учебного процесса и провести клубный час «Зимние забавы».
Презентацию клубов провели в виде живой открытки, это с первых минут заинтересовало гостей и детей. В первой части семинара гости посетили клубные часы в качестве наблюдателей, а во второй части стали сами их участниками. Для них специалисты подготовили и провели 4 клубных часа по различной тематике на выбор; «Подружись с конфликтом», «Сила метафоры», «Загадки мышления», «Волшебная свеча».
В 2018 году в детском саду реализован проект «Финансовая грамотность» и в рамках проекта прошел клубный час. Мастерили кошельки в технике оригами, играли в старинную игру «Пристенок”, лепили из воздушного пластилина «Денежную жабу”, побывали на капитал-шоу «Кто хочет стать миллионером”, побывали на выставке «Эволюция денег», где рассмотрели старинные монеты и купюры и узнали их историю возникновения денег. А в конце всех ждала достойная награда куча денег (правда шоколадных).
В 2019 год поселку Ува исполнилось 95 лет и именно этому мы посвятили клубный час «Моя Ува — моя Россия». Рисовали священную Чабишурскую сосну, знакомились с продукцией местных производителей (Увинская минеральная вода, молочные продукты «Ува-Молоко», мясные колбасы «Увамясопром и др.), играли в национальные игры (Валэз быжтӥз кут, Узы-боры бичасько, Круген бергаса и др.), слушали песни и стихи местных авторов (Мальцев Ю., Байков П., Филатова Л., Вафин Л. И др), совершили виртуальную экскурсию по самым красивым и значимым местам поселка и района (ООО «Увадрев-Холдиг», санаторий Ува, деревне Эрестем — географический центр Удмуртии, деревня Турынгурт, где сохранилась старинная водяная мельница, центр удмуртской культуры — село Булай и др.)
«Клубный час» доказал: старшие дошкольники не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы. Дети с удовольствием и интересом осваивают новые виды деятельности, учатся моделировать различные ситуации, выстраивать разновозрастное общение по интересам. Педагоги получают уникальную площадку для выявления задатков и предпочтения детей. Родители больше внимания проявляют к жизни детей в детском саду.
Благодаря использованию технологии «Клубный час» мы получаем возможность более гибко подходить к воспитанию у детей таких качеств, как самостоятельность, ответственность за свои поступки, умение планировать свои действия и оценивать их результаты. Восторженные отзывы коллег означают только одно — мы на верном пути!
Литература:
- Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) — М.: Просвещение, 2015.
- Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е. А.: Издательство Вентана-Граф, 2015. http://www.labirint.ru/books/463129
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/01/klubnyy-chas-kak-effektivnaya-tehnologiya-pozitivnoy
- http://detstvogid.ru/klubnyiy-chas-kak-effektivnaya-tehnologiya-pozitivnoy-sotsializatsii-doshkolnikov/.html
- https://aneks.center/index.php/services/workshops/city/1339-Innovatsionnye_praktiki_raboty_vospitatelya_GPD.