Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность
Автор: Маурина Светлана Юрьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 24.05.2021
Статья просмотрена: 258 раз
Библиографическое описание:
Маурина, С. Ю. Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность / С. Ю. Маурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6406/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ни для кого не секрет, что вопрос охраны жизни и здоровья детей во все времена является одним из самых важных.
Если мы обратимся к статистике Всемирной организации здравоохранения, то увидим, что каждый день во всем мире примерно 2300 детей погибают вследствие неумышленной травмы или несчастного случая. На дорогах в результате ДТП гибнет примерно 620 детей, в результате утопления 460 детей, в пожарах — 250 детей, в результате падения с высоты и от отравлений примерно по 130 детей. Россия занимает первое место в мире по детскому травматизму.
Познавая окружающий мир, дошкольники нередко сталкиваются с ситуациями, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Именно поэтому формирование у детей культуры безопасности целесообразно начинать с дошкольного возраста.
«Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми — все это составляющие общей культуры безопасности», — пишет Н. А. Аралина [1, с. 3].
Проблемы безопасности детей нашли отражение и во ФГОС от 17.10.2013 г. № 1155: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; <…> формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [2].
Одна из основных ролей в решении данной задачи возложена на дошкольное учреждение. При этом важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и, как отмечают Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева и Р. Б. Стеркина, «подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями» [3, с. 3].
Исследования показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
Одним из наиболее эффективных в современной дошкольной педагогике методов по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту является проектная деятельность , в ходе которой воспитатель создает условия, позволяющие ребенку самостоятельно или совместно со взрослым получать в разных видах деятельности практический опыт, а также анализировать и преобразовывать его.
Планируя работу по теме «Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность», мы поставили перед собой задачи :
1) Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту и способах безопасного поведения;
2) Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.
Ожидаемые результаты нашей работы :
1) Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни;
2) Ребенок умеет соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх;
3) Ребенок умеет пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и пр.) и приборами;
4) Ребенок избегает контактов с незнакомыми людьми на улице;
5) Ребенок вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.
В соответствии с содержанием образовательной деятельности, рекомендуемым программой «Детство»[1], мы запланировали в учебном году четыре среднесрочных проекта (длительность 2–3 месяца) с дошкольниками старшего возраста:
– «Огонь — друг, огонь — враг» (сентябрь — ноябрь);
– «Один дома» (декабрь — январь);
– «Наши помощники — электроприборы» (февраль — март);
– «Осторожно — незнакомец!» (апрель — май).
К каждому проекту были составлены паспорта, которые конкретизировали цель и задачи, ожидаемые результаты, а также перспективный поэтапный план работы с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Для успешной работы была пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы наглядно-иллюстративным материалом (альбомы «Правила поведения при пожаре», «Знаки безопасности», «Опасные предметы в доме», «Один дома (правила безопасности)», «Если малыш поранился», «Как избежать неприятностей», «Бытовые приборы»), лэпбуками («Пожарная безопасность», «Электричество», «Один дома»), макетами («Пожарный щит», «Квартира»), атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Пожарная служба», «Полиция», «Больница» и др.), дидактическими играми (домино «Опасные предметы в доме», лото «Знаки безопасности», «Собери аптечку», «Электроприборы», «Опасные предметы в быту», «Профессии» и др.), детской художественной литературой , а также составлена медиатека (интерактивные игры, видеоролики, мультфильмы и презентации) по тематике безопасности .
Данные проекты реализовывались через все виды детской деятельности — игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, музыкальную, двигательную и изобразительную. «Традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, — пишут авторы пособия «Безопасность», — могут применяться и использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта» [3, с. 8].
Так как основной вид деятельности в ДОУ — это игра , то большая часть работы строилась преимущественно на игре и игровых ситуациях. Игры удобно применять как в групповых и подгрупповых формах работы, так и в индивидуальных. Например, в ходе проекта «Наши помощники — электроприборы» использовали такие игры, как лото «Электроприборы», «Расставь приборы, как на схеме», «Какой прибор забыли выключить», «Свет и звук», «Хорошо — плохо» и др. При реализации проекта «Огонь — друг, огонь — враг» использовали лото «Знаки безопасности», «Кому что нужно для работы», «Огнеопасные предметы», «Причины пожара» и т. д. Многие игры были изготовлены своими руками, в том числе и с помощью воспитанников.
Дети с удовольствием включаются в дидактические речевые игры, которые помимо формирования представлений о правилах безопасного поведения, способствуют развитию речи, памяти, внимания: «Загадки-отгадки», «1,2,3 — опасность назови!», «Где хранить предметы?», «Найти и обезвредить» и др. Использование игр возможно в любые режимные моменты в детском саду.
Подвижные игры , такие как, например, «Электрики», «Пожарные на учении», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие», направлены на использование детьми полученных знаний о безопасности и имеющегося у них собственного опыта, а также помогают развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость и ловкость.
В сюжетно-ролевой игре дети самостоятельно решают игровые задачи, принимая на себя роль пожарного, врача, полицейского или спасателя. Они самостоятельно выбирают предметы и создают декорации, необходимые для реализации сюжета, подбирают необходимые игрушки, используют предметы-заместители; придумывают идею игры и развитие сюжета. Тематика сюжетно-ролевых игр в ходе вышеназванных проектов очень разнообразна и часто усложняется за счет объединения нескольких сюжетов в одно целое. Так, при реализации проекта «Наши помощники — электроприборы» дошкольники разыгрывали сюжеты «Магазин бытовой техники», «МЧС спешит на помощь», «Ремонтная мастерская», магазин «Уютный дом», которые нередко сочетались между собой. Воспитателю в этом случае важно поддерживать интерес к игре, развивая инициативы детей и приучая их задумываться над темой. Если вдруг игра затухает, взрослый может разнообразить её новыми персонажами или игровыми действиями, а также принять участие в сюжете на равных с дошкольниками.
Рассматривая с воспитанниками иллюстрации в тематических альбомах и книгах, мы обсуждали ситуации, изображенные на этих картинках, пытаясь ответить на вопросы, как правильно поступить, и давая оценку изображенному событию. Это помогает развитию детского понимания опасной ситуации и способа ее разрешения. Например, в ходе проекта «Один дома» рассматривая иллюстрации в альбоме «Как избежать неприятностей», отвечали на вопросы: «Расскажи, как бы ты поступил на месте мальчика?», «Можно ли брать эти предметы? Почему?», «Правильно ли дети выбрали место для игр?», «Почему девочка обожглась?» и т. д.
Беседы по темам безопасности удобнее проводить в утренние и вечерние часы («Если ты один дома», «Опасные предметы», «Домашние электроприборы», «Не открывай дверь чужим людям», «Как позвонить в службу спасения», «Чем опасен дым», «Кухня — не место для игр» и т. д.).
Нравится детям и такая форма работы, как составление собственных творческих рассказов на заданную тему, например, об электроприборе, правилах его использования. Поначалу можно предлагать детям схемы-алгоритмы для описания, а затем усложнять задачу, используя для этого только иллюстрацию.
Познавательно-исследовательская деятельность — неотъемлемая часть работы над проектом в детском саду, которая включает в себя и наблюдения, и опыты, и практические упражнения. Она помогает ребёнку понять, как устроены вещи, узнать новое о мире и упорядочить представления о какой-то сфере жизни и чаще всего реализовывается в виде детского экспериментирования.
Обсуждая с дошкольниками вопрос об электричестве, мы использовали опыты и эксперименты «Волшебный шарик», «Чудо-прическа», «Вертушка», «Как увидеть молнию?», «Почему лампочка светит». Они помогли нам выяснить, что же такое электричество и электрический ток, для чего он нужен электроприборам.
«Организация опытно-исследовательской деятельности позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения», — отмечает Н. С. Голицына [4, с. 4]. Демонстрируя, например, опыт с поджиганием кусочков дерева, бумаги, пластмассы, взрослый показывает, насколько быстро огонь распространяется и охватывает предмет, а дошкольники приходят к выводу, что нужно соблюдать правила пожарной безопасности.
Важным моментом освоения дошкольниками правил безопасного поведения считаем ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами также дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
В процессе работы над проектами мы широко использовали ИКТ-технологии , что позволило разнообразить образовательную деятельность, сделав её нетрадиционной, яркой и насыщенной. Включение в проекты мультимедийных презентаций, мультфильмов и видеороликов — это хорошая возможность наглядно продемонстрировать дошкольникам опасные события и явления реальной жизни (презентации «Причины пожара», «Внешность обманчива», «Его величество Электричество», «Опасные предметы», «Кто работает с огнем», «Убережем детей от беды» и др.)
Увлекает детей и чтение художественной литературы по теме безопасности (стихи, рассказы, загадки, сказки). Приведем примеры произведений: Л. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Степа», С. Маршак «Электрическая лампочка», Г. Остер «Вредные советы», Т. Нуждина «История спички» и др.
Работа по формированию основ безопасности охватывает все виды детской деятельности так, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность : дошкольники очень любят заниматься рисованием, аппликацией и лепкой по правилам безопасного поведения.
Успех в работе по ознакомлению детей с правилами безопасности может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, необходимо закреплять и в условиях семьи, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. «Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнение какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам проекта», — отмечает О. Н. Григорьева [5, с. 38].
В ходе реализации проектов были проведены анкетирования, которые обозначили проблемы, требующие педагогической помощи, родительские собрания, созданы специальные памятки и буклеты, содержащие советы и рекомендации по вопросам детской безопасности.
Для обеспечения преемственности между ДОУ и семьей старались привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе посредством выставок совместных рисунков и поделок, помощи в составлении тематических альбомов, пополнении развивающей предметно-пространственной среды, изготовлении атрибутов для игр, участии в развлечениях и досугах.
Считаем, что данные формы работы позволили сформировать у родителей умение вести беседы с детьми дома и доносить необходимую информацию, доступную для их понимания.
Проект в ДОУ всегда завершается созданием образовательного продукта . Под продуктом чаще всего понимают фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книги, сделанные в совместной деятельности со взрослым и т. д. Ребенок по завершению проекта непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда .
Так, продуктом проекта «Огонь — друг, огонь — враг!» стала изготовленная детьми совместно с воспитателем книжка-малышка «Правила пожарной безопасности», проекта «Один дома» — выставка рисунков «Схемы — правила безопасного поведения», проекта «Наши помощники — электроприборы» — создание альбома с детскими рисунками «Как электроприборы нам помогают», проекта «Осторожно — незнакомец!» — развлечение «Уроки безопасности».
Результатом проводимой нами систематической работы являются показатели диагностики формирования основ безопасности жизнедеятельности в быту через проектную деятельность, имеющие положительную динамику. Так, к концу старшей группы:
1) Представления воспитанников о безопасном поведении достаточно осмысленны, они могут привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни;
2) Воспитанники соблюдают правила безопасного поведения в подвижных играх;
3) Воспитанники правильно пользуются под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и пр.) и приборами;
4) Воспитанники избегают контактов с незнакомыми людьми на улице;
5) Воспитанники вступают в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.
Таким образом, практика работы по данному направлению показывает, что использование метода проектов в работе по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности приводит к устойчивым положительным результатам. Она помогает нашим детям быть увереннее в окружающем их мире и способствует снижению их травматизма.
Литература:
- Аралина, Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
- Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стеркина, Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Голицына, Н.С., Люзина, С.В., Бухарова, Е. Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.
- Григорьева, О. Н. Проект «Учимся безопасности»// Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 38–47.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – c.108.
[1] Обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, о типичных ошибках в ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог и пр.). Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр. [6]