Конспект образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Широкая Масленица!»
Автор: Ярош Марина Васильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 24.05.2021
Статья просмотрена: 215 раз
Библиографическое описание:
Ярош, М. В. Конспект образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Широкая Масленица!» / М. В. Ярош. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6407/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: создание условий для развития у детей интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.
Задачи:
- Обогащать представления детей о празднике Масленицы, его значении и традициях празднования;
- Продолжать знакомить воспитанников с малыми жанрами русского народного фольклора — закличками;
- Способствовать развитию творческих способностей воспитанников, связной речи, памяти, внимания, воображения;
- Содействовать развитию умения и желания детей исполнять характерные народные песни и танцы, совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Способы:
– Организационный момент «Слава дому всему!»;
– Беседа;
– Самомассаж «Сударыня-печка»;
– Чтение закличек о весне;
– Русская народная подвижная игра «У Маланьи»;
– Пальчиковая игра «Брынцы — брынцы»;
– Дидактическая речевая игра «Блинчики»;
– Хоровод «Масленица пришла»;
– Рефлексия.
Средства:
– Макет русской печки;
– Русская народная посуда;
– Самовар;
– Лавка, стол;
– Кукла Масленицы;
– Каравай;
– Рушник;
– Поднос;
– Русские народные костюмы для детей и взрослого;
– Аудиозаписи.
Предварительная работа:
– Беседа и просмотр презентации «Широкая Масленица»;
– Чтение и заучивание закличек о весне;
– Пение песни «Ой, блины»;
– Подвижные русские народные игры «У Маланьи», «Ты катись, горячий блинчик», хоровод «Масленица пришла»;
– Изобразительная деятельность: лепка посуды из соленого теста.
Словарная работа: Масленица, лакомка, лакомиться, блинцы.
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент «Слава дому всему!»
Воспитатель в русском костюме входит в помещении с приветствием:
Слава дому сему,
Слава саду вашему!
Мира, счастья вам желаю
И хозяев восхваляю!
Много лет, здоровья вам:
И большим и малышам.
Воспитатель :Здравствуйте, мои друзья! Здравствуйте, гости, милости просим!
- Беседа.
Воспитатель: Ребята, а почему мы все встречи начинаем со слова «здравствуйте»?
Дети : Этим мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.
Воспитатель : На этой неделе слово «здравствуйте» звучит по-особенному, потому что идёт масленичная неделя — праздник прощания с зимой. Напомните мне, какой сегодня день недели?
Дети : Сегодня среда.
Воспитатель : В праздники Масленицы среду называли лакомкой, ходили друг к другу в гости, ели пироги, ватрушки, блины с вареньем и сметаной, лакомились этими угощениями.Пора и нам праздничный хлеб готовить, ведь «Хлеб — всему голова». Если мы с вами вместе отведаем хлеба — соли, то будем дружить и никогда не поссоримся.
Ребенок берет каравай и идет угощать гостей.
Пойдёмте в избу, погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.
- Самомассаж «Сударыня-печка».
Идут в «избу», встают около печки, «греют руки» (массируют произвольно пальчики) и приговаривают:
Ой, ты печка — сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси.
Дети и воспитатель садятся на лавку.
Воспитатель: Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Этот праздник очень веселый и разгульный, длился он целую неделю. Проходят ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. Главное угощение праздника — это блины. Масленицу встречали песнями и закличками.
- Чтение закличек о весне.
Ребенок :
Ну — ка, Солнце, просыпайся в чисто небо выбирайся,
Будешь по небу ходить песни петь и всем светить.
Ребенок :
Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко,
Солнышко, Солнышко, покажись немножко,
Тут твой любимчик — симпатичный блинчик.
Ребенок :
Масленица! Прогони от нас метели, прокати на карусели.
Растопи холодный лед, пусть весна скорей придет!
Пора зиму провожать,
Весну — Красную встречать!
Воспитатель: А для этого ребята я зову вас поиграть в игру «У Маланьи».
- Динамическая пауза. Русская народная подвижная игра «У Маланьи».
У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. |
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. |
С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой... |
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п. |
Ничего не ели, Целый день сидели, На нее (на него) глядели, Делали вот так... |
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. |
Воспитатель: Но главное угощение Масленицы — это блины. Давайте их сейчас и напечем.
- Пальчиковая игра «Брынцы — брынцы».
Брынцы — брынцы, |
(ладушки) |
Пеките блинцы, |
(хлопки ладонь о ладонь горизонтально) |
Мажьте маслянее, Будьте повкуснее! |
(поглаживание друг другу ладони) |
Трын — трынца, |
(ладушки) |
Подайте блинца! |
(протягивают руки вверх ладонями) |
Воспитатель: Напекли блинов, а теперь слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
- Дидактическая речевая игра «Блинчики».
- На тарелке он один — называем просто...(блин).
- Много испекли их мы — назовём тогда … (блины).
- Испекли для дочек — назовём …(блиночек).
- Будет кушать их сынок — назовём тогда … (блинок).
- Огромный, как домище — назовём … (блинище).
Звучит звук колоколов. Появляется Масленица.
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите звон колоколов! Это к нам Масленица дорогая едет. Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей.
Воспитатель и дети: Здравствуй, гостьюшка годовая.
Масленица: Здравствуйте!
Спасибо, что старинные обычаи не забываете,
Широкую Масленицу празднуете,
Весну — красную встречаете.
Воспитатель : Масленица дорогая, мы с ребятами готовились к празднику и знаем, чтобы ты помогла нам зиму проводить, надо нам вокруг тебя хоровод водить.
- Хоровод «Масленица пришла».
Масленица, Масленица, |
(ведут хоровод) |
Дай блинком полакомиться. |
(гладят живот) |
Прогони от нас метели, |
(разводят руки) |
Прокати на карусели |
(кружатся вокруг себя) |
Растопи холодный лед, |
(медленно приседают) |
Пусть весна скорей придет! |
(кланяются) |
Воспитатель: Ребята, Масленица спешит всех людей известить о приближении скорой весны. Давайте простимся с ней.
Ребенок:
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ребенок :
Спасибо тебе, Масленица,
За блины твои да маслице,
За слова твои красивые!
Ребенок :
Кони ждут тебя ретивые!
Мы проводим тебя до ворот.
Приезжай к нам на следующий год!
Масленица «уходит» под песню «Масленица, прощай»
- Рефлексия. Воспитатель спрашивает у детей о том, что им понравилось на занятии.