Реализация развивающего обучения в образовательном процессе
Авторы: Ковалева Дарья Евгеньевна, Рожкова Елена Валерьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 28.05.2021
Статья просмотрена: 125 раз
Библиографическое описание:
Ковалева, Д. Е. Реализация развивающего обучения в образовательном процессе / Д. Е. Ковалева, Е. В. Рожкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6421/ (дата обращения: 16.11.2024).
Большинство школ в современном мире работают по разным системам развивающего обучения: П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина. Одна из концепций развития обучения гласит, что задача педагога — побудить учащихся проявлять особое рефлексивное отношение к собственному обучению или «формировать учебную деятельность» (по мнению Давыдова и Эльконина), когда ведущей функцией становится контроль и оценка знаний учащихся. Выполнение контрольно-оценочных мероприятий, по мнению В. В. Давыдова, способствует тому, что учащиеся акцентируют внимание на значение своих действий с точки зрения соответствия выполняемых действий решаемой задаче. Такая оценка школьников собственных действий (или рефлексии) служит необходимым пунктом правильности их построения и преобразования.
Реализация контрольных действий допускает наличие определенных критериев, которые позволяют убедиться в успехе исследования. В традиционном образовании эти критерии предлагаются преподавателем, в развивающем образовании рефлексивные действия учащихся выполняют наиболее динамичную роль, а сама оценка осуществляется в процессе взаимодействия участников обучения в процессе решения образовательных задач.
Использование видеозаписей образовательной деятельности способствует значительному росту уровня объективности оценки. В связи с этим в учебных классах рекомендуется установить оборудование для видеозаписи как минимум две видеокамеры для съемки учебного процесса с разных ракурсов. Первую видеокамеру следует установить позади класса, показывая все, что записывается на доске, вторую камеру разместить сзади учителя.
Использование такой техники особенно важно при групповом обсуждении в классе, когда все принимающие участие в процессе дискуссии объединяют идеи, высказанные в ходе обсуждения, для дальнейшей работы. Зафиксированные таким образом заметки на доске позволяют неоднократно ссылаться на содержание обсуждения. Ученики могут обдумать свои умозаключения и аргументы своих сверстников, что значительно улучшает эффект образовательного развития. Коррекция образовательного процесса с использованием камеры и дальнейшая работа с видеороликом способствуют развитию рефлексивной активности.
С точки зрения В. В. Рубцова организация совместных действий предлагает включение ученика в систему групповых отношений, чтобы взаимодействовать с учителем и другими участниками образовательной деятельности; формирование совместной деятельности с помощью трансформации заданных моделей поведения; развитие взаимопонимания и общения.
Тем не менее на практике педагог не всегда может следить за динамикой этих отношений во время урока. Наличие видеозаписи позволяет организовать рефлексивные процессы с учетом методов и средств взаимодействия, взаимопомощи и взаимного контроля учащихся, выявленных при просмотре.
Первичные видеозаписи подвергаются дидактической обработке, чтобы стать средством рефлексивного анализа:
— учитывая то, какой вид образовательной деятельности представлен в записи урока наиболее полно, она делится на несколько частей;
— затем выбранные части переносятся на каждую личную видеокассету.
Вследствие этого образуется архив видеоинформации, который в будущем послужит основой для рефлексивной деятельности.
Осуществление сравнительного анализа учебных действий каждого ученика происходит:
— в процессе решения различных по своей логической форме учебных задач по одному и тому же предмету;
— при решении равнозначимых учебных задач по разным предметам;
— при взаимодействии с другими учениками;
— в свободной дискуссии с одноклассниками.
Педагогическая видеотехнология также влияет на развитие рефлексии в самих учителях. Обычно их обучение в вузах направлено на развитие установившихся методов и средств учебной деятельности. Система развивающего образования требует особого подхода, в котором главная роль отдана профессиональному мышлению, способности к педагогической рефлексии. При формировании этих качеств целесообразно использовать определенные способы методической работы с учителями для развития профессионального мышления в педагогической деятельности. К ним относятся, например, «самоопределение», «рефлексия» и «концепция» (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов, И. Н. Семенов).
Необходимо отметить активное включение в традиционный образовательный процесс различных действий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической областей ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций, что особенно важно в решении педагогических задач коллектива.
Значение вышеперечисленных занятий в общеобразовательном процессе обусловлено тем, что образовательная деятельность, направленная на освоение учащимися требований основной школьной программы, неверно связана с творческой активности, способной привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкнув к выполнению стандартных задач, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный предопределенный способ его достижения на основе определенного алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать свой интеллектуальный потенциал.
Следовательно, лейтмотивом использования развивающих упражнений является повышение творческой активности детей, что одинаково важно для учащихся, развитие которых соответствует возрасту или опережает его, и для школьников, которым необходима специальная корректирующая работа, так как они отстают в развитии и, как следствие, у них происходит снижение работоспособности, которая чаще всего связана с недостаточным развитием основных психических функций.
Методические подходы к проблеме эффективной реализации развивающего обучения
Занятия, разработанные в соответствии с методиками, ориентированными на непрерывную практическую деятельность учащихся, индивидуальную и групповую работу, заставляющие детей задуматься о применении полученных знаний, призваны повысить интерес и уровень мотивации к изучению нового материала. На этой основе формируется активная деятельность мышления, которая способствует полноценному психическому и психологическому развитию. И окончательное размышление, как индивидуальное, так и групповое, помогает ученикам наиболее точно понять степень усвоения материала.
Творческий подход к проведению урока, добавление соревновательного эффекта, а также активное общение учеников друг с другом и с учителем заставляют их принимать непосредственное участие в ходе урока, а не просто посещать его.
Эта ситуация проходит красной нитью через содержание образовательных систем развития В. В. Давыдова и Л. В. Занкова, является их общей составляющей и наиболее эффективна в психолого-педагогической практике в общеобразовательной организации.
На основе основных положений изученных систем были сформированы следующие рекомендации:
1) педагогическая работа в общеобразовательной организации должна осуществляться в соответствии с уровнем умственного и умственного развития той категории учащихся, с которой она ведется;
2) занятия должны быть четко спланированы и иметь 60 % деятельностного компонента. Для этого необходимо предоставить учащимся возможность заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Выполнение проектов как в классе, так и во внеурочной деятельности является многогранным и интересным процессом. Для учащихся больше всего интересен тот факт, что в результате такой деятельности получается реальный продукт, который либо представляется сразу, либо в будущем. Научно-исследовательская деятельность представляет большой интерес для детей благодаря самому процессу поиска и изучения информации. В то же время у учащихся есть возможность самостоятельно оценить свои действия и уровень достигнутых результатов. Результаты представляются одинаково, обсуждаются и оцениваются как командой, так и индивидуально. При таком подходе происходят сложные психические процессы, направленные на формирование неординарной, нестандартно мыслящей и продуктивно действующей личности;
3) учащиеся должны учиться самостоятельно ставить перед собой цели, и планировать действия для их достижения;
4) педагог должен выполнять сопровождающую, наводящую роль, уступая лидирующие позиции в освоении материала учащимся;
5) способы изучения нового материала должны меняться;
6) представление общей информации по теме с поиском причин и следствий следует заменять независимым приобретением знаний на все большей основе;
7) учащиеся должны уметь логически рассуждать и придумывать определенную целостную картину, которая является конечной точкой в разработке конкретной темы;
8) скорость умственного развития сугубо индивидуальна, поэтому занятия должны быть организованы таким образом, чтобы каждый ребенок думал и действовал индивидуально. Есть много способов повысить уровень мотивации к учению. Одним из таких методов является использование личностно-ориентированной методологии в преподавании предмета. Грамотно составленные практические упражнения с использованием личностно-ориентированных методов, вынуждающие учащихся самостоятельно приобретать необходимые знания различными способами, а также регулярную поддержку, руководство и стимулирование со стороны учителя, значительно повышают интерес к предмету и профессии в целом;
9) эффективность образовательного процесса должна оцениваться в первую очередь самими учащимися, что позволит усовершенствовать механизмы саморегуляции и самоконтроля психики;
10) итоговая рефлексия должна завершить любой урок любого типа, открывая учителю наиболее точную картину правильности методов и приемов работы, выбранных для урока;
11) формирование универсальных учебных действий не должно находиться в узких рамках изучения одной темы или предмета. Необходимо раскрыть учащимся возможность их применения в других областях знаний.
Данные рекомендации свидетельствуют о том, что одной из важнейших целей развития образования является формирование у учащихся научного мировоззрения. Оно основано на целостности и единстве полученных знаний, построении их систем и уровней, разнообразии и логических взаимосвязях между уровнями.
Таким образом, при регулярном применении разработанных рекомендаций, основанных на системах развивающего обучения при планировании и проведении занятий, достигается необходимый уровень результатов, которые также прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте для каждого уровня образования. В систематической работе аналогичного характера учащиеся не только поддерживают, но и развивают и укрепляют свои индивидуальные таланты и способности, что определяет полноценное психическое и психологическое развитие личности.
Литература:
- Атутов П. Р., Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. — 2011. — № 2. — С. 236–239.
- Гуревич П. С., Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С.
- Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя / В. С. Кукушкин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 189 с.
- Микерова Г. Г. Современные тенденции управления системой образования в России / Г. Г. Микерова // Современные технологии управления. — 2017. — № 4 (76). — С. 15–21.
- Соколова Е. В. Система образования в РФ: модель системы образования в перспективе 2020 года / Е. В. Соколова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2017. — № 5. — С. 147–152.