Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 04.06.2021

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Лотышева, Т. В. Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста / Т. В. Лотышева, С. Е. Кузнецова, В. Г. Махонина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6430/ (дата обращения: 16.11.2024).



Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольной образовательной организации. За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет 10 % от общего количества.

Ежегодно задача по сохранению и укреплению здоровья дошкольников включается в план деятельности дошкольного учреждения на учебный год.

С целью снижения количества детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата и повышения компетентности родителей и педагогов по вопросам профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у воспитанников, с 01 июля 2019 года мы реализуем муниципальный проект «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у воспитанников дошкольных образовательных организаций Шебекинского городского округа» («Калейдоскоп здоровья»).

В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата являются занятия фитбол-гимнастикой. Фитбол-гимнастика не только благоприятно воздействует на все системы организма ребенка (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие, улучшает настроение.

Мячи большого размера — фитболы — появились сравнительно недавно. Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

Эти шары были известны как «шары Пецци», впервые использованы Мэри Квинтон, британским физиотерапевтом, в лечебных программах для новорожденных и младенцев. В 1955 году швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах внедрила использование упражнений с ортопедическим мячом в качестве физической терапии при лечении нарушений нейроразвития. А в 80-х годах её американская коллега Джоан Позднер Мауэр стала использовать мяч после травм опорно-двигательного аппарата.

Две ручки-рожки появились на мяче в 1968 году благодаря сотруднику итальянской компании, производящей резиновые гимнастические шары, Акилино Косани, которому надоело скатываться с гладкой поверхности мяча.

В данный момент применение фитбол-мячей особенно актуально, потому что они имеют ряд преимуществ перед другим инвентарем. Такие мячи, как средство оздоровительно-коррекционной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный, связочно-мышечный аппарат. Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, развитие механизма равновесия и ритма движений.

Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника. Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.

В связи с этим в организованной образовательной деятельности по физической культуре активно использую мячи фитболы.

При проведении занятий с использованием фитболов мы соблюдаем следующие требования:

1) в целях профилактики травматизма занимаемся на фитболе в обуви на нескользящей подошве;

2) при выполнении подскоков на мяче следим за осанкой детей. Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием и скручиванием или поворотом туловища;

3) при выполнении на мяче упражнения лежа (на спине или животе) контролируем, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание.

На занятиях использую фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста детей. Диаметр мяча для детей 3–5 лет должен быть 45 см, для детей от 5 до 6 лет — 50 см, от 6 до 7 лет — 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим

Работу по использованию фитбол-гимнастики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строим в 4 этапа:

На 1-м этапе включаем следующие задачи:

1) дать детям представление о форме и физических свойствах фитбола;

2) учить правильной посадке на фитболе;

3) учить базовым положениям при выполнении упражнений в паре (сидя, лёжа, в приседе).

Структура образовательной деятельности включает традиционные 3 части: вводную, основную, заключительную. На данном этапе включаем 5 -8 упражнений с фитболом. Использование фитбола на 1 этапе не должно превышать 20 % от всего объёма образовательной деятельности.

На 2 этапе включаем следующие задачи:

1) учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе;

2) формировать навык сохранения правильной осанки при уменьшении площади опоры (упражнения на развитие координационных способностей и развития равновесия);

3) учить ребёнка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе;

4) формировать умение выполнять упражнения в расслаблении мышц на фитболе.

Структура образовательной деятельности сохраняется, но увеличивается объём упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями. Объём использования упражнений с фитболом на 2 этапе не должен превышать 40 % от общего объёма образовательной деятельности.

На 3 этапе включаем следующие задачи:

1) учить выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе;

2) формировать умение выполнять упражнения на растягивание с использованием фитбола.

Структура образовательной деятельности сохраняется. Увеличивается объём упражнений с фитболом до 50–60 % от общего объёма выполняемых упражнений.

На 4 этапе включаем задачу по совершенствованию качества выполнения упражнений в равновесии.

В образовательной деятельности фитбол используем как:

— как предмет, можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение);

— как опора, применяем в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.);

— как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч, найти свой мяч по цвету и т. д.), и при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь;

— как амортизатор и тренажер, мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча) и для развития функции равновесия;

— как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя, для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры;

— как препятствие для ходьбы змейкой между мячами, прокатывании мяча, передачи мяча.

С детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения фитбол-гимнастики в качестве фрагмента образовательной деятельности.

Во вводной части образовательной деятельности выполняем с дошкольниками различные виды ходьбы и бега: ходьбу врассыпную между фитболами, ходьбу с подбрасыванием мяча, ходьбу с фитболом на голове, бег «змейкой», оббегая мячи, бег с прокатыванием фитбола.

Во второй части образовательной деятельности выполняем общеразвивающие упражнения: наклоны, повороты приседания, движения руками и ногами из и. п. — стоя, сидя на мяче, лежа на спине. Используем упражнения для развития мышц брюшного пресса, боковых мышц туловища, укрепления мышц спины, выработки навыков равновесия и правильной осанки, увеличения подвижности позвоночника.

Во время основных движений можно предложить детям выполнить упражнения «школы мяча», упражнения на развитие силы, ловкости, гибкости, равновесия, можно предложить детям прокатить мяч по скамье, броски фитбола в паре упражнения на равновесия с мячом в руках и др.

На занятии используем такие подвижные игры, как «Ловишка на фитболе», «Быстрая гусеница», «Сбей кеглю» «Дракон кусает свой хвост» и т. д.

В заключительной части образовательной деятельности фитбол используем в упражнениях на профилактику плоскостопия, на формирование правильной осанки, в упражнениях на релаксацию, во время дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики и др.

Любая деятельность без участия родителей не приносит должного эффекта. Поэтому мы активно вовлекаем родителей используя разные формы физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения оперно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушения осанки).

Одной из форм работы с родителями является участие в работе волонтерского отряда «Мы — за здоровый образ жизни!», целью которого является популяризация здорового образа жизни, профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата.

Волонтерский отряд пропагандирует здоровый образ жизни, показывает преимущества здорового образа жизни на личном примере, способствует сплоченной деятельности коллектива детей, родителей и педагогов.

Волонтеры доносят информацию о пользе ЗОЖ через такие формы работы как:

— проведение акций «Мы выбираем здоровье», «За здоровьем вей семьей», «Здоровые дети — здоровый город»;

— флешмобов «Здоровому телу — здоровый дух!»;

— участвуют в праздниках «Стартуем вместе», единый день здоровья «За ЗОЖ всей семьей», физдосугах, развлечениях;

— подбирают и размещают в социальных сетях видеоуроки для проведения комплексов физических упражнений в домашних условиях по профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата.

В своих выступлениях волонтёрский отряд призывает родителей осуществлять контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха. Волонтеры дают советы родителям как обеспечить дома условия для формирования правильной осанки, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь, сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор — позвоночнику.

Участники волонтерского отряда проводили с детьми беседы на темы: «Правильна осанка — залог здоровья», «Помоги своему позвоночнику», «Что такое осанка?».

Распространяли листовки «Береги осанку», «Осанка — залог здоровья». Размещали информацию в родительских уголках «Фитбол для правильной осанки», «Упражнения на фитболе вместе с мамой», «Использование фитбола в домашних условиях, для укрепления опорно-двигательного аппарата».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что занятия фитбол-гимнастикой повышает интерес у дошкольников к физической культуре, у детей улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.

Похожие статьи

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Изучение топографических знаков с детьми и подростками с ментальными нарушениями

Похожие статьи

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Изучение топографических знаков с детьми и подростками с ментальными нарушениями

Задать вопрос