Беседы о Великой Отечественной войне как одно из направлений патриотического воспитания обучающихся старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 03.06.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Катаева, Л. Н. Беседы о Великой Отечественной войне как одно из направлений патриотического воспитания обучающихся старшего дошкольного возраста / Л. Н. Катаева, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6448/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, День Победы, студия развития

Патриотическое воспитание — это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовности защищать свою Родину. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальным на всех этапах развития человеческого общества. «Патриотизм — это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», — писал А. Н. Толстой [5].

Патриотическое воспитание дошкольников особенно актуально в условиях современного общества с его приоритетностью материальных ценностей перед духовными. Патриотическое воспитание обучающихся дошкольного возраста должно проводиться с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком [3]. Дошкольники эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, они подвержены влиянию взрослых, поэтому воспитательная работа, проводимая с ними особо плодотворна.

Патриотическое воспитание обучающихся студии развития «Дошкольник плюс» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» Дворца творчества детей и молодежи города Оренбурга направлено на формирование нравственно-духовных особенностей личности, формирование чувства гордости за свою нацию, формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. Одним из важнейших направлений патриотического воспитания являются мероприятия, приуроченные к празднованию Дня Победы.

«День Победы» — такое привычное для нас россиян словосочетание… Однозначно для всех жителей нашей страны это праздник, который откликается в сердцах и душах разными эмоциями: грусть, радость, гордость, сожаление от потерь. День Победы — великий праздник, великое торжество.

В студии развития «Дошкольник плюс» ежегодно проводится цикл воспитательных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне и Дню Победы. О войне мы знаем из рассказов старшего поколения и из книг по истории. Даже страшно представить, что эти страшные события для миллионов людей были реальностью. И самое малое, что мы сейчас можем сделать для наших защитников, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, это сохранить память о героизме нашего народа: рассказать современным детям о воинских тяготах, ужасных событиях тех страшные времен и о том, как самоотверженно наши деды и прадеды их преодолевали, метр за метром, прогоняя врага с нашей земли.

На занятиях по информатике в графическом редакторе Paint.NET обучающиеся создают поздравительные открытки, посвящённые Дню Победы. Основополагающим элементом этих занятий являются беседы педагога с обучающимися, обсуждение тем, связанных с Великой Отечественной войной.

Гарвиш Кирил и Сермягин Антон рисуют открытки Гарвиш Кирил и Сермягин Антон рисуют открытки

Рис.1. Гарвиш Кирил и Сермягин Антон рисуют открытки

Для осознания детьми всей масштабности трагедии и важности празднования Дня Победы педагог рассказывает им некоторые цифры и факты о Великой Отечественной войне:

— длилась война 3 года 10 месяцев и 18 дней (1418 дней и ночей);

— сражение за Ленинград было самым продолжительным — 1126 дней, блокада города была 871 день;

— война унесла 26,6 миллионов человек, но согласно неофициальным источникам погибло 43 миллиона человек;

— материальный ущерб страны (по официальным данным) составил более 2,5 триллионов рублей (30 % национального богатства государства, оккупационные территории — около 65 %), разрушены 1710 городов и 70000 деревень и сел [4];

— после Победы десять лет СССР формально находился в состоянии войны с Германией , в 1955 году вышел указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией»;

— немецкая верхушка, стоящая у власти, объявила «охоту» с вознаграждением до 250000 марок за диктором Юрием Левитаном, чей голос поднимал боевой дух советского народа и стал одним из символов Великой Отечественной войны, Левитан находился под охраной властей СССР, и информация о его внешности специально искажалась [4];

в Книгу рекордов Гиннесса попал танковый бой экипажа старшего лейтенанта Зиновия Колобанова на танке «КВ» из первой танковой дивизии, как самый успешный, его рота (из 5 танков), перекрыла три дороги к Ленинграду и в этой схватке немцы потеряли 43 танка, и 22 из них лично уничтожили танкисты танка Колобанова за полчаса [2];

— женщин, воевавших за Родину, насчитывалось от 600 тысяч до 1 миллиона, 80 тысяч из них были офицерами; из женщин-добровольцев были сформированы авиационные полки, стрелковые и разведывательные бригады, женская рота моряков; Награду «Герой Советского Союза» во время войны получили 87 женщин;

— дети участвовали в войне, десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями, многие уже награждались посмертно; награду «Герой Советского Союза» получили следующие ребята: 14-летние Леня Голиков и Саша Чекалин, 15-летние Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова;

— 60 тысяч собак были на службе, помогали уничтожать вражеские эшелоны, взорвали более 300 единиц бронетехники противника и принесли более 200 донесений; собаки-саперы помогли разминировать более 300 населенных пунктов, помогали доставлять раненых с поля боя в госпиталь; медалью «За боевые заслуги» был награжден пес по кличке Джульбарс (он обнаружил 7468 мин и более 150 снарядов) и 24 июня 1945 года раненый участвовал в Параде Победы в Москве [4];

— помимо собак и кошки помогали людям; в окопах уничтожали грызунов, а в 1943 году их завезли в четырех вагонах в Ленинград из Ярославля, а в 1945 году из Сибири 5000 кошек для борьбы с мышами и крысами [1];

— во время войны в боях под Сталинградом астраханская 28-резервная советская армия использовала верблюдов, из-за нехватки лошадей и машин, конечно, многие из вас слышали про верблюдов Мишку и Машку добравшихся до Берлина и остались там, в местном зоопарке.

Данные факты — это лишь небольшая часть событий, происходивших в тот период времени, многое еще не опубликовано и неизвестно, но даже если вдуматься в ту информацию, что дошла до нашего поколения — охватывает ужас: как людям хватило мужества, отваги, терпения, силы воли, чтобы одержать Победу.

День Победы — праздник, который отмечается 9 мая, так как подписание акта о безоговорочной капитуляции Германией пришлось на 8 мая 1945 года по центрально-европейскому времени в 22 часа 43 минуты, а в Москве было уже 9 мая 00 часов 43 минуты. И в этот же день Сталин Иосиф Виссарионович, издав Указ Президиума Верховного Совета СССР, объявляет день победы над фашистской Германией «Днем всенародного торжества». Праздник проходил с огромным размахом, современная история таких масштабных торжеств еще не знала: митинги, народные гулянья, выступление артистов, во всех скверах, парках, площадях звучал оркестр. А также знаменитый салют Победы из тридцати артиллерийских залпов из одной тысячи орудий, которые сопровождались перекрестными лучами из 160 прожекторов и пуском гирлянд из разноцветных ракет, сброшенных самолетами.

На воспитательных мероприятиях, посвященных празднованию 9 мая, общаясь с обучающимися студии развития «Дошкольник плюс», педагоги рассказывают им реальные истории и незамедлительно получает обратную связь. Дети, несмотря на юный возраст, дети охотно делятся информацией о своих родственниках, участвующих в военных сражениях и трудившихся в тылу. Приносят фотографии прабабушек и прадедушек, передают свои впечатления через рисунки, читают стихотворения и вместе с наставником готовят презентации, а также совершают виртуальные экскурсии по памятным местам Великой Отечественной войны и городам-героям.

Необходимо сохранять традиции празднования Дня Победы и передавать их из поколения в поколение, ведь это наша история, история страны, народа в целом и каждого человека в отдельности.

Литература:

  1. 10 фактов о Великой Отечественной войне, мифы о воде и рецепт бутерброда по-фронтовому: утро с АП. — Текст: электронный // Амурская правда: [сайт]. — URL: https://ampravda.ru/2021/05/09/0103745.html (дата обращения: 31.05.2021).
  2. 75 лет Победы. — Текст: электронный // Омский государственный технический университет: [сайт]. — URL: https://omgtu.ru/students/ extracurricular_activities/75-years-of-victories/ (дата обращения: 31.05.2021).
  3. Перешивалова, Н. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников / Н. Перешивалова. — Текст: электронный // Международный образовательный портал MAAM. RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-mezhregionalnuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu.html (дата обращения: 31.05.2021).
  4. Победа в цифрах: 15 фактов о Великой Отечественной войне. — Текст: электронный // News.mail.ru: [сайт]. — URL: https://news.mail.ru/society/41669139/
  5. Сахипгараева, Н. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / Н. Сахипгараева. — Текст: электронный // Педмастерство: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-mezhregionalnuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu.html (дата обращения: 31.05.2021).

Похожие статьи

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Роль русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Похожие статьи

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Роль русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Задать вопрос