Использование приёмов су-джок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Гугушкина Елена Евгеньевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 02.06.2021
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Гугушкина, Е. Е. Использование приёмов су-джок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / Е. Е. Гугушкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6449/ (дата обращения: 16.11.2024).
Применение метода су-джок-терапии для развития речи детей обосновано многолетней логопедической практикой. Применять данный метод можно как для коррекции, так и для профилактики речевых нарушений. Так что же такое су-джок?
В 1984 году южнокорейский профессор предложил свою оригинальную методику оздоровления организма способом внешнего воздействия на точки соответствия и назвал её су-джок. В переводе с корейского су — «кисть», джок — «стопа». Биологически активные точки на кисти и стопе расположены в соответствии с органами нашего теле. За речь отвечают две зоны головного мозга. По теории су-джок-терапии, точки соответствия этим зонам — это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже уделяется внимание именно этой части рук. Но необходимо стимулировать и другие точки соответствия для оздоровления всего организма.
Су-джок-массажёр представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделенный на две половины, внутри шарика есть два эластичных колечка. Метод су-джок-терапии эффективен, безопасен, универсален и доступен.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используем стихотворный материал. Одновременно с массажем эффективно происходит автоматизация отработанных звуков.
Массаж су-джок-шариками (действия выполняются с шариком в соответствии с текстом, сначала на правой руке, затем на левой)
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Так же, су-джок шарики можно использовать в чистоговорках, например на звук [С]:
Са — са — са — на столе оса
Су — су — су — не боимся мы осу
Сы — сы — сы — жало у осы
Се — се — се — кисель дадим осе, для звукового анализа слова (использовать красный, синий и зеленый шарик), развивать фонематический слух (шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук), при работе с предлогами (спрячь красный шарик под коробку, синий положи на коробку, зеленый между коробками, желтый за коробку и т. д.)
Упражнение «Один — много» (шарик передается или прокатывается по столу, ребенок берет шарик называет правильно ответ и передает (перекатывает) обратно) например:
Дом — дома, глаз — глаза, кошка — кошки, шар — шары, нос — носы и т. д.
Упражнение «Назови ласково»
Рука — ручка, нога — ножка, кукла — куколка, белка — белочка и т.
Упражнение «Скажи наоборот»
Большой — маленький, высокий -низкий, широкий — узкий, белый — черный, больной — здоровый, веселый — грустный, грязный — чистый и т. д.
Упражнение «Назови маму»
У котенка — кошка, у щенка — собака, у коровы — теленок, у лошади — жеребёнок, у козы — козленок, у медведицы — медвежонок и т. д.
Массаж колечками су-джок (надевают колечко на каждый пальчик в соответствии с текстом , сначала на правой руке, затем на левой )
Упражнение «Здравствуйте дети»
Здравствуй Юля, Здравствуй Рома,
здравствуй Оля, здравствуй Коля,
здравствуй Женя, здравствуй Паша,
здравствуй Света, здравствуй Толя,
здравствуй Аня здравствуй Максим
Упражнение «Я знаю 10 овощей»
Капуста, морковь, помидор, огурец, кабачок, лук, картофель, баклажан, редиска, перец.
Упражнение «Я знаю 10 фруктов»
Яблоко, груша, апельсин, мандарин, киви, айва, грейпфрут, хурма, лимон, банан.
Использовать колечки можно при автоматизации звуков (на каждое слово надевается колечко), например : звук [ш]
в начале слова — шапка, шея, шум, шутка, шарф;
в середине слова — нашёл, кошелёк, пошёл, зашёл, ловушка;
в конце слова — лаваш, беляш, ваш, наш, малыш.
Работать над слоговой структурой слова (надень столько колечек сколько слогов в слове), например: кот -1 колечко (1 слог), каша — 2 колечка (2 слога), машина — 3 колечка (3 слога).
Развивать память и внимание. Например:
— Надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.;
— Закрой глаза, — взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребенок должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Дети очень любят, когда массаж сопровождается сказкой. Сказку можно придумать любую.
Массаж шариком су-джок в сказках (выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
СКАЗКА «Ежик на прогулке»
Жил был ёжик, (открываем ладошку)
в своей маленькой норме. (зажимаем шарик в кулачок)
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик)
и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)
и решил прогуляться по лесу.
В лесу он увидел большую круглую полянку (раскатываем шарик по ладошке).
Обрадовался ежик и стал прыгать по полянке («прыгает» шарик по ладошке).
Ёжику стало скучно, и он решил пойти навестить своих друзей (прокатывают шарик по ладошке.)
В начале ёжик навестил белочку (прокатывают шарик по большому пальцу руки и обратно).
Затем навестил зайчика (прокатывают шарик по указательному пальцу руки и обратно).
Навестил медвежонка (прокатывают шарик по среднему пальцу руки и обратно).
Навестил лисичку (прокатывают шарик по безымянному пальцу руки и обратно).
Увиделся с волчонком (прокатывают шарик по мизинчику пальцу руки и обратно).
Ёжик вернулся на свою полянку (раскатываем шарик по ладошке).
и спрятался в своей норке (зажимаем шарик в кулачок)
и крепко заснул (и прикрываем правой ладошкой).
Стимулировать биологические активные точки на ладошках можно и подручными средствами по выбору ребенка (грецкие орехи, ребристые шарик, бигуди, карандаши с ребрами и т. д.)
Развивая речь ребенка, наряду с пальчиковыми играми, штриховкой, лепкой, рисованием необходимо использовать метод су-джок-терапии. Осуществляется благоприятное воздействие на весь организм ребенка, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развивается мелкая моторика и координация движений, развивается память, внимание и другие психические процессы.
Литература:
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д; Феникс, 2009
- Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольников Екатеринбург. Издательство «Арго», 1996
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2002
- Нищева Н. В. «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет» -СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.