Конспект ООД «Кулинарная школа» по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
Автор: Бичева Алла Васильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.
Дата публикации: 14.06.2021
Статья просмотрена: 197 раз
Библиографическое описание:
Бичева, А. В. Конспект ООД «Кулинарная школа» по социально-коммуникативному развитию в старшей группе / А. В. Бичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6474/ (дата обращения: 19.12.2024).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формировать целостную картину мира, расширять представления и кругозор детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
Задачи:
Образовательные:
формирование первичных представлений о труде повара, его роли в обществе и жизни каждого человека;
приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата в разнообразных трудовых процессах;
формирование навыков счета в пределах 10, называние цифр;
закрепление навыков в расстановке знаков <, >, =;
формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда;
формирование основ безопасности в процессе трудовой деятельности.
Развивающие:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности;
развитие инициативы, самостоятельности, творческих способностей детей; развитие монологической и диалогической речи.
Воспитательные:
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату;
воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельность.
Материалы:
фартуки и колпачки для детей и воспитателя;
магнитные муляжи овощей и фруктов;
предметные картинки «Овощи, фрукты»;
3 корзинки;
слайды -таблицы для игры «Четвертый лишний» («Варим компот», «Готовим суп», «Делаем салат»);
модели трудового процесса приготовления фруктового салата;
мультфильм «Смешарики» — «Кулинария» (фрагмент);
песня группы «Барбарики» «У друзей не бывает выходных», слова и музыка Любаши,
Оборудование:
Волшебные цветок;
разделочные доски, ножи, салатники, креманки, ложки;
мольберты;
мультимедийное оборудование;
Продукты:
бананы, яблоки, груши, лимон, киви, йогурт.
Предварительная работа:
подбор детской художественной литературы;
чтение сказок «Репка», «Чиполлино», «Золушка», «Мужик и медведь», «Пых».
экскурсия в супермаркет в отдел «Овощи, фрукты», на кухню;
сбор рецептов;
составление моделей приготовления пищи;
конкурс детских рисунков;
выставка поделок из овощей, фруктов;
выставка кулинарных блюд.
Ход деятельности
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом — этот цветок. Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
Звучит спокойная музыка
Воспитатель: вы дружите много лет, и вы все знаете друг о друге. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А чтобы вы могли пожелать друг другу сегодня на занятии? (Дети говорят пожелания друг другу, например: чтобы был внимательным, чтобы не отвлекался, чтобы не перебивал других, и т. д.)
Воспитатель: Я хочу у вас спросить, а как вы заботитесь о друзьях? (ответы детей) А маме с папой, близким, родным как вы помогаете? (небольшие рассказы детей). А помогаете ли вы в приготовлении обеда или ужина своим родным? Как помогаете? Что делаете? Как же называется приготовление пищи? Знаете, что такое кулинария? (ответы детей).
Воспитатель: Сегодня на занятие я пришла не одна со мной пришли Смешарики. Мы приглашаем вас в кинозал «Кулинарной школы», где герои мультфильма «Смешарики» объяснят нам, и познакомят с новым понятием — кулинария.
(Приглашает пройти в кинозал, показ фрагмента мультфильма- просмотр)
Воспитатель: Ребята, так что такое кулинария? (ответы детей) Кто готовит еду? (ответы детей) Прежде, чем начать готовить, каждый повар должен знать, все о продуктах, о фруктах и овощах. А вы знаете фрукты и овощи?
Смешарики приготовили вам загадки, ну-ка, угадайте!
Загадки (показ слайдов) «Узнай по описанию»
Круглое, спелое, сочное, вкусное… (яблоко).
Продолговатый, зеленый, хрустящий, твердый… (огурец).
Продолговатая, оранжевая, хрустящая, сочная, сладкая… (морковь).
Круглый, красный, сочный, мягкий… (помидор).
Круглый, горький, твердый… (лук).
Круглая, бордовая, твердая, сладкая… (свекла).
(ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно все отгадали.
Воспитатель: Смешарики принесли нам корзину, они так спешили, что не успели разделить фрукты и овощи. Помогите Смешарикам разложить овощи в одну корзину, а в другую — ягоды и фрукты.
(Дети выполняют задание на мольберте, раскладывают овощи в корзину под предметную картинку, на которой изображен овощ; фрукты раскладывают в корзинку под предметную картинку, на которой изображен фрукт). (Смешарики благодарят за помощь).
Воспитатель: Дети как вы думаете, в какой корзине больше витаминов? (Ответы детей). Вы правы. Овощи мы варим, поэтому часть витаминов они теряют при варке в горячей воде. А фрукты варить не надо. Поэтому полезные свойства витаминов сохраняются.
Воспитатель: Назовите овощи. Сколько овощей положили в корзину? Сколько овощей красного цвета положили в корзину? Сколько овощей зеленого цвета положили в корзину? Назовите фрукты. Сколько фруктов положили в корзину? Сколько фруктов желтого цвета положили в корзину? Сколько фруктов оранжевого цвета положили в корзину? Чего больше, чего меньше?
(Дети считают фрукты, овощи, обозначают число цифрой, сравнивают количество, ставят знак <, >, =).
Воспитатель: молодцы! Вы все правильно сделали.
Воспитатель: Смешарики принесли с собой игру с волшебными «кругами Луллия». А называется она «Кулинария». (на 4 кругах картинки: различные продукты для приготовления — супа, борща, котлет, компота, хлеба, фруктового салата, овощного салата; картинки кулинара и что ему нужно для работы).
Воспитатель: мы с кругами поиграем, много нового узнаем! Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: чтоб игру скорей начать, надо место занимать!
Воспитатель: тихо, спокойно занимайте места вокруг стола. (Дети проходят и садятся вокруг стола)
Воспитатель: ребята, посмотрите на «волшебные круги». Что вы видите на картинках?
Дети: повара, овощи, фрукты, посуду, продукты.
Воспитатель: правильно, и так начнем игру. Но сначала, загадаю загадку, кто первый ответит, тот и будет вращать круги.
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (повар)
Воспитатель: Рита начинает первой, напомни ребятам, что нужно делать?
Рита: нужно крутить круги и найти картинки на 4 кругах, которые подходят по теме и поставить стрелку. Например: повар, ему для работы понадобятся кастрюля, нож, половник, колпак.
Воспитатель: Правильно, играем по кругу, по очереди. (играют в игру)
Воспитатель: Смешарики очень довольны, пора и отдохнуть
Воспитатель: У Смешариков есть любимая игра, хотите в нее поиграть? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру.
Игра «Огородник»
Воспитатель знакомит детей с правилами игры.
(Огородник выбирается с помощью считалки)
Воспитатель: Чтобы начать нашу игру мы должны выбрать огородника. Огородника выберем с помощью считалки. А какие вы знаете считалки? (ответы детей).
У Смешариков есть любимая считалка:
«Овощи на грядке
Играли с нами в прятки».
— Огородник, выходи в круг, постучи ногой!
— Дети, давайте спросим вместе: Кто там? (дети хором спрашивают)
Огородник отвечает: Огородник!
Дети хором спрашивают: Зачем пришел?
Огородник отвечает: За картошкой.
(Дети водят хоровод)
Ах, картошка, ты картошка-
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме —
Будешь сытым круглый год.
(Воспитатель указывает на ребенка, который должен произнести слово «картошка», а огородник — по голосу узнать товарища. Аналогично проводится игра с «морковкой», «капустой» и так далее.)
Воспитатель: Как хорошо мы поиграли! Смешарики снова зовут нас в кулинарную школу.
Воспитатель: Вспомним совет Смешариков по кулинарии:
Дети: чтобы приготовить правильное блюдо, мы должны правильно подобрать продукты.
Воспитатель: Смешарики решили приготовить разнообразные блюда, только запутались с продуктами, которые им понадобятся. Давайте им поможем!
Игра «Четвертый лишний» (слайды)
Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на экран на картинку, определить, что на них лишнее, потом объяснить почему.
Воспитатель: Решили Смешарики сварить компот, но что — то пошло не так. Что же они напутали?
Дети: лишние продукты соль и перец. Компот сладкий, а не соленый и горький.
Воспитатель: что же здесь лишнее?
Дети: лишняя клубника, из клубники варят компот или варенье, но не суп.
Воспитатель: что на этой картинке лишнее?
Дети: смородина.
Воспитатель: как вы думаете, какой это салат?
Дети: овощной салат.
Воспитатель: в наше время очень популярны не только овощные салаты, но и фруктовые салаты, поскольку они чрезвычайно полезны. Вы ели когда-нибудь фруктовый салат? (ответы детей). Из каких фруктов он был приготовлен? (ответы детей). А хотите сегодня вместе приготовить фруктовый салат? (ответы детей).
Воспитатель: тогда посмотрите на экран. Это модель трудового процесса приготовления фруктового салата. Наша цель приготовить фруктовый салат. Что для этого надо?
Дети: продукты: фрукты и йогурт.
Воспитатель: еще нужно оборудование (доска разделочная, нож, салатник, ложка и мерная кружка,). Какие же трудовые действия мы будем выполнять?
Дети: фрукты резать на разделочной доске, йогурт отмерять в кружке, все положить в салатник и перемешать.
Воспитатель: наш результат салат в салатнике.
Воспитатель: ребята, когда работаешь на кухне, что — то готовишь случаются иногда неприятности. Для этого необходимо иметь на кухне аптечку. Что в ней должно быть?
Дети: зеленка, вата, бинт, йод.
Воспитатель: да, все правильно.
Воспитатель: ребята, я прошу вас пройти к столам и самим составить схему последовательности действий при приготовлении фруктового салата, что зачем будем делать.
(Дети собирают схему. Воспитатель предлагает проверить друг у друга правильность собранных схем (работа в парах)
Воспитатель: но что нам нужно сделать прежде, чем мы начнем готовить?
Дети: помыть руки.
Затем воспитатель приглашает детей к столам, на которых для детей разложено оборудование для приготовления салата (ножи, разделочные доски, салфетки, салатники), фартуки и колпачки поваров.
Воспитатель: дети, у нас приготовлены для вас фартуки и колпачки. Скажите для чего, повару такая одежда? (ответы детей). Какое оборудование вы видите на нашем столе? (дети — перечисляют оборудование).
(Воспитатель напоминает о правилах безопасности работы с кухонным оборудованием.)
Воспитатель: Какие фрукты вы видите на нашем столе? Из каких фруктов вам хотелось бы сделать фруктовый салат? (ответы детей).
Воспитатель предлагает начать работу с очистки и нарезки банана.
Рассказ о бананах
Воспитатель: первые банановые плантации появились в Китае за несколько веков до нашей эры. Путешественники из Европы с восхищением рассказывали об этом фрукте: сладкий как сахар, сытный как хлеб.
Но бананы не пригодны для длительной транспортировки, и только с изобретением железнодорожного транспорта, они распространились по всему миру. Больше всего бананы любят немцы.
(Далее дети очищают и нарезают киви)
Рассказ о киви.
Воспитатель: киви один из тех фруктов, которые появились сравнительно недавно. Его называли «волосатой картошкой». И действительно, неочищенный киви чем-то напоминает этот овощ. Родина киви Китай.
Съедая один киви в день, человек получает суточную норму витамина «С», который укрепляет иммунную систему, помогает бороться с заболеваниями и стрессами.
Рассказ о грушах
Родиной груши принято считать Среднюю Азию, откуда она три тысячи лет назад попала в Европу, где и распространилась повсеместно. Поначалу плоды груши были твердыми, но со временем за счет селекции люди стали выращивать сорта груши с мягкими плодами.
Рассказ о яблоках.
Воспитатель: Полезные свойства яблок знакомы людям с незапамятных времён. От различных недугов прописывал яблоки своим пациентам ещё Гиппократ. Зимой и весной яблоки восполняют недостаток витаминов и делают питание человека более полноценным.
Воспитатель режет яблоко и объясняет детям почему оно темнеет, показывая фокус с лимоном, который нейтрализует взаимодействие веществ, находящихся в яблоке с воздухом.
(Звучит музыка, воспитатель наблюдает и поддерживает детей, помогает им, подбадривает).
(Воспитатель показывает способы заправки салата, рассказывает о правилах подачи фруктового салата).
Воспитатель: Фруктовый салат подают на стол в салатнике или на большом блюде, накладывают себе в тарелку вилкой и ложкой.
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас получился необычный, красивый и, наверняка, вкусный фруктовый десерт, приготовленный своими руками! Сейчас мы будем пробовать, что у нас получилось.
Дети, кто помогал нам своими советами? (Смешарики). Что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей) Ну, что будем пробовать фруктовый салат? (дети пробуют салат)
Воспитатель: Ребята, Смешарики передали вам подарки: блокноты для кулинарных рецептов и ручки. Вы будете ими пользоваться?
Воспитатель: (на столе лежат фломастеры) Ребята, я предлагаю зарисовать первый рецепт
Рефлексия. Фигурки смайлики (грустные, веселые).Дети выбирают (если занятие понравилось веселого смайлики если нет грустного) размещают на мольберте.