Патриотическое воспитание дошкольников
Авторы: Елецкая Наталья Михайловна, Зайцева Светлана Сергеевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.
Дата публикации: 17.06.2021
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Елецкая, Н. М. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6475/ (дата обращения: 16.11.2024).
Родина… В чём смысл этого слова? На мой взгляд, быть преданным своему народу, быть готовым по первому её зову встать на защиту своего отечества. Любовь к Родине выражается в любви к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Слово «патриот» имеет семантическую трактовку — «любитель отечества», ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах русских людей, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжких испытаний грудью защищать её от захватчиков.
Родина — одно из основных понятий, представление о котором следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств мы осуществляем как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы привить им любовь к Отечеству, «воспитать патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. (Проект «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»)
Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с историей своей Родины, посёлка, города его святынями, подвигами защитников Отечества; приобщать их к православным традициям и духовным ценностям русского народа. Через изучение истории отечественной культуру, своеобразие родного края и страны в целом.
Беседы с детьми о легендарных героях войны и труда, о знаменитых земляках, о родном крае, о природе, чтение книг на патриотические темы, целенаправленные игры, утренники, посвящённые красным датам календаря; экскурсии в музей «Боевой славы», краеведческий музей, диораму; по живописным местам родного города; встречи с героями Великой Отечественной войны, с ветеранами труда, воинами Российской Армии, и, конечно, личный пример воспитателя и родителей — наше воспитание.
Воспитанию нравственно-патриотических чувств гуманизма, любви к близким, сверстникам, любви к окружающему, к родной природе способствует поэзия.
Настроение в стихах передаётся особенностями ритма, поэтому восприятие их отличается от восприятия прозы. Ребёнок, слушая стихи, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями, они воспитывают, как отмечал К. Д. Ушинский, «чутьё к звуковым красотам русского языка».
В работе по развитию патриотических и нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста используем стихи не только известных поэтов, но и Белгородской поэтессы и воспитателя Натальи Михайловны Елецкой.
Россия
Россия — матушка моя!
Горжусь тобою я!
Ты — самая красивая,
Родина моя — Россия!
Вот разрумянилась заря
На небе полусонном,
Птицы меж собою говорят,
Радостно встречая солнце.
Взошло оно, и расцвела земля,
И всё, чего лучи коснулись.
И звёзды алые Кремля
От света яркого проснулись!
* * *
Белгородский край — деревенский!
Зреет пшеница в полях,
Звенит на лошадке бубенчик,
Цапля важно пьёт из ручья.
Всё вокруг с детства знакомо:
Эти берёзы и лес за селом.
Нет ничего милее дома.
Хорошо живётся в краю родном!
Поле пшеничное
Поле пшеничное ветер волнует,
Качает пушистые колоски.
Солнышко словно кистью рисует
На жёлтом синие васильки.
Птички щебечут и радостно
Стало на сердце моём.
Я за малиною сладкою
Через поле иду босиком!
Туман
Туман опустился в долину,
На деревьях устало лежит.
Нежно он обнял калину,
Что-то шёпотом ей говорит.
Успокоил плакучую иву,
У пруда подремал с рыбаком,
Постоял над высоким обрывом
И … исчез за родимым селом.
Родные просторы
Солнышко лучистое,
Поле золотистое,
Травушка зелёная
И вода студёная.
На лугу бурёнки,
Пастухи в сторонке
В тени отдыхают,
Песню напевают:
«При долине куст калины,
В речке талая вода.
Расскажите мне подружки
Как попала я сюда…»
Сельские просторы!
Куда не кинешь взоры –
Всюду красота, -
Родимые места!
* * *
Ух! Божественная сила!
Всё нарядно и красиво,
Всё летает и порхает,
Всё цветёт, благоухает!
Аромат цветов вдыхаю,
Умом и сердцем понимаю –
Люблю весны творенье!
И на душе моей веселье!
Весна
Рисуют дорожки
Капли на окне.
Пляшет в серёжках
Берёзка по весне.
Бегут, торопясь куда-то,
Проворные ручьи.
Щекочут ветки сада
Солнышка лучи.
И гроза стрелою
Ворвалась в май.
С чистою душою
Ты его встречай!
Исчезли капли
С мокрого окна.
Влюблённые цапли
Весна! — кричат. — Весна!
Практический опыт показал, что детей необходимо воспитывать в духе патриотизма и любви к Родине; воспитывать чувство сопричастности к жизни общества и страны в целом; формировать знание детей о Великой Отечественной войне и о ее героях. Развивать в детях доброжелательность, дружелюбие, доброту, обогащать опыт нравственной оценки хороших и плохих поступков. Расширять знание детей о родах войск, военной техники, великих исторических сражениях и сражениях ВОВ. Знакомить детей с памятниками героям ВОВ и др.; воспитывать уважение к ветеранам и заботу о них.