Использование технологии проектирования при ознакомлении дошкольников с родным городом (из опыта работы)
Автор: Тарабрина Анна Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.
Дата публикации: 19.06.2021
Статья просмотрена: 68 раз
Библиографическое описание:
Тарабрина, А. В. Использование технологии проектирования при ознакомлении дошкольников с родным городом (из опыта работы) / А. В. Тарабрина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6486/ (дата обращения: 16.11.2024).
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенькой в воспитании и обучении детей дошкольного возраста [1]. Сама жизнь требует от нас новых подходов к образовательному процессу, внедрения в нашу практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего, новые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка — взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным участником процесса образования.
Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технологий образовательного процесса.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности [2]. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.
Дети учатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового. По мнению Е. А. Гопка преимущества технологии проектирования является [1]:
1. Реализация принципа оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, когда соотношение «ребенок — взрослый» строится на соучастии. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.
2. Сочетание интересов и целей детей и взрослых, что определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
3. Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
4. Развитие научного мышления, способности к дальнейшему самообразованию — приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат.
5. Обеспечение целостности развития личности ребенка (единство социального, нравственного и интеллектуального развития).
6. Обеспечение индивидуализации обучения и воспитания путем учета разных интересов, наклонностей, способностей, психофизиологических особенностей детей, осуществления дифференцированного подхода к детям, что позволяет каждому ребенку проявить себя с хорошей стороны.
7. Создание оптимальных условий для самореализации детей.
8. Интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей, различных видов деятельности.
В последние годы я стала активно использовать метод проектов в обучении детей дошкольного возраста. В своей работе, прежде всего исхожу из тех основных требований, которые необходимо учитывать при разработке любого проекта [4]:
— наличие проблемы, которую необходимо решить;
— понимание, что проект — это игровое действие которое происходит на самом деле;
— проявление детской самостоятельности;
— взаимодействие детей и взрослых;
— применение полученных знаний детьми на практике.
В организации каждого проекта, мы проходим с детьми несколько этапов [5]:
1. Изучение интересов, потребностей, возможностей и прошлого опыта детей.
2. Постановка проблемы.
3. Разработка проекта, т. е. обсуждение поставленной проблемы и составление плана деятельности (к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие предметы, оборудование можно использовать, подбор материалов, обучение навыкам новой деятельности и т. д.)
4. Реализация проекта
5. Презентация проекта и подведение итогов.
Для ознакомления детей с родным городом был разработан проект «Мой Иркутск», была составлена информационная карта, где был определен вид проекта, его продолжительность, участники проекта, его актуальность, цель, задачи, предварительная работа. А также намечен план реализации проекта, предполагаемый результат, продукт проектной деятельности и презентация проекта.
Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода к воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу. Проект составлен на основе личностно ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
Для включения детей в проект была предложена мотивация — создать мини музей города в нашей группе.
Основной целью проекта было создание условий для расширения и углубления знаний дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях; ознакомление с его прошлым и настоящим.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе была постановлена проблема, цель и задачи. Изучена методическая литература. Создана развивающая среда в группе. Подобраны игры и оборудование.
Подробнее остановимся на основном этапе–непосредственной реализации плана действий. Была проведена образовательная деятельность с детьми: «Природа нашего города», «Город в котором я живу», «Транспорт нашего города», «С чего начинается родина», «Строительство в нашем городе» и др.
Организованы беседы: «Мой родной Иркутск», «Достопримечательности города», «Символика Иркутска», «Перекрестки нашего города», «Расскажи о городе» и др. [4].
Дидактические игры: «Где и что делают Иркутяне», «Прогулки по городу», «Назови свой домашний адрес», «Я по городу иду» и др.
С/р игры: «На стройке города», «Автобус» и др. [3].
Подвижные игры: «Беги к названному дереву», «Цветные автомобили».
Также знакомили детей с художественной литературой — со стихами о городе Иркутске, с книгой-альбомом о Иркутске, рассматривали репродукции картин Иркутских художников с изображением города, фотографии и открытки о родном городе.
В процессе реализации проекта старалась очень тесно взаимодействовать с родителями. Родители помогли нам составить фотоальбом «Достопримечательности нашего города», к которому мы периодически обращаемся, отгадывая загадки, беседуя о городе, используем в дидактических играх, например, в игре «Чего не стало». Совместно с родителями была организована фотовыставка на тему «Мои любимые места», которые дети не только показали на фото, но рассказали о них.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственного-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.
Литература:
- Гопка Е. А, Преимущество и недостатки технологии проектного обучения [Текст] / Гопка Е. А// Проектное обучение детей дошкольного возраста.- 2015.- с48
- Гладкова Ю. А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст] / Гладкова Ю. А// Ребенок в детском саду. Практическое пособие. М.: АРКТИ. — 2018. — с.89
- Веракса, Н.Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов ДОО [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса//– М.: Мозаика-Синтез. — 2008.- с 98
- Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной Методическое пособие [Текст]/ Пантелеева Н.Г// М.: ТЦ Сфера. — 2015.- с.177
- Н. М. Полунина Живая старина Приангарья [Текст]/ Н. М. Полунина// Иркутск.: ТЦ Искусство. — 1990. — с. 159