Экологическое образование дошкольников с использованием ИКТ
Автор: Галкина Елена Михайловна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.
Дата публикации: 31.08.2021
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Галкина, Е. М. Экологическое образование дошкольников с использованием ИКТ / Е. М. Галкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 11-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6528/ (дата обращения: 05.12.2024).
Современное образование идет в ногу со временем и дошкольная организация — не исключение. Даже самые маленькие дети используют гаджеты. Без современных нововведений человек уже не представляет своей жизни. Общество усваивает информацию большими темпами, и компьютерная техника внедряется в процесс обучения, в том числе дошкольников.
Компьютерная презентация служит достаточно удобным средством обучения (рис. № 1):
— ее можно трансформировать соответственно конкретной группе детей и тем целям, которые стоят на данном этапе в занятии;
— она долговечна;
— красочна и наглядна;
— компактна для хранения и упорядочивания материалов;
— дает возможность представлять информацию в любой форме (видео, изображения, текст, таблицы, диаграммы, звук);
— интерактивна (анимационные эффекты).
Рис. 1. Удобство использования мультимедийной презентации
Применение ИКТ помогает активизировать познавательные процессы у дошкольников, делает образовательный процесс более эффективным. Подобный метод обучения привлекателен не только для воспитанников, но и для педагога (рис. 2)
Рис. 2. Плюсы презентации для педагога
Главный плюс презентации — это упорядочивание, удобство в применении и хранении, наглядность для занятия. Но, несмотря на все положительные моменты в использовании презентаций, педагоги могут столкнуться и с некоторыми проблемами.
В дошкольных образовательных организациях использование ИКТ ограничено в связи с отсутствием в развивающей среде необходимого мультимедийного оборудования.
Со стороны педагогов проблема применения ИКТ на занятиях в детских садах возникает по нескольким причинам, которые можно увидеть на рис. 3.
Даже имея возможность пользоваться интернетом в работе, педагог не всегда может подобрать необходимый материал. Те презентации, которые находятся в открытом доступе в Интернете, не соответствуют возрастным, программным требованиям и ФГОС ДО. Педагогу нужно либо перепланировать занятие под готовую презентацию, что может не соответствовать поставленным целям и задачам, либо создавать свою. Возникает потребность в создании серии обучающих презентаций для дошкольников.
Рис. 3. Проблема использования ИКТ для педагогов
Применение компьютерных презентаций в образовании
Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации.
Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (рис. 4).
Рис. 4. Составляющие презентации
Безусловный плюс презентации, создаваемой в Power Point, — возможность варьировать объем материала, методические приемы в зависимости от целей занятия, уровня подготовленности группы, возрастных особенностей детей. В случае необходимости педагог может заменить рисунок или просто скрыть лишние слайды [3]. Эти возможности позволяют максимально настраивать и изменять любую ранее разработанную презентацию под тему занятия в конкретной группе.
Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу воспитателя, но значительно упростит работу по предоставлению наглядности, для включения зрительных анализаторов ребенка, а также может подключить и слуховые анализаторы за счет добавления к презентации звуковых файлов для достижения более качественного усвоения материала.
Содержание презентаций
Презентация — инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого — создание цепочки образов, т. е. каждый слайд должен иметь простую понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания средствами ассоциаций.
Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными — это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации. Нужно учитывать, что человек моментально может запомнить немного. Примерно не более трех фактов, выводов, определений.
В презентациях для дошкольников текст должен занимать минимум места на слайде либо отсутствовать, поскольку он может отвлечь внимание детей от основной информации [2].
Какие преимущества получает педагог, используя презентации на занятии? Современные технологии позволяют более успешно активизировать интеллектуальные способности ребенка. Наглядность — один из самых главных методов подачи материала дошкольнику, в презентации можно применять различные виды наглядности: фотоальбомы, видеоматериалы, картины, логично их структурируя. При таких условиях развиваются ассоциативная память и воображение детей. Материал воспринимается интересно и легко для ребенка. Педагог уже не ограничен в возможностях более красочно продемонстрировать самые различные сферы нашей жизни, перенести своих воспитанников и в космическое пространство, и на глубину океана, и на любой материал планеты.
Использование презентации позволяет увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, повышается уровень познавательных возможностей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ (табл. 1).
Таблица 1
Влияние преимуществ презентации на развитие познавательных процессов
Развитие познавательных процессов |
Преимущества презентации |
Воображение |
Яркие образы |
Ассоциативная память |
Алгоритмический порядок |
Наглядно-образное мышление |
Большой объем наглядного материала |
Непроизвольное / произвольное внимание |
Игровая форма |
Творческие способности |
Высокая динамика |
Произвольное внимание детей развивается на основе непроизвольного в игровой форме за счет применения нестандартного подхода. Усвоение материала проходит более быстро, чем на традиционном занятии, если изображения в презентации анимированы, дополнены звуком, развиваются творческие способности детей.
При грамотном использовании ИКТ способствуют повышению уровня образования. Мультимедийные презентации предоставляют педагогу широкие возможности для совершенствования преподавания и применения новых способов развития детей. Но для этого необходимо изучить требования и условия использования презентаций для занятий с детьми, уметь самостоятельно создавать и применять ИКТ в работе.
Взаимодействие участников образовательного процесса должно строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) — ребенок — ИКТ».
Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: ИКТ — это средство решения основных педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс.
Создание презентации можно разделить на следующие этапы:
— выбор типа оформления (дизайн, рифт и т. д.);
— выбор разметки слайдов;
— добавление новых слайдов и их наполнение;
— обработка и оптимизация иллюстраций (увеличение, уменьшение размера, сжатие объема, эффекты и границы для рисунка);
— создание эффектов анимации (при демонстрации слайдов, их смене, настройка переходов);
— применение звуковых эффектов (музыка, речевое сопровождение, звуки природы);
— настройка презентаций (демонстрация, время показа слайдов);
— предварительный просмотр с помощью мультимедийного оборудования;
— внесение коррективов при необходимости — изменение оформления слайдов (например, применение шаблонов) [с.5] (рис. 5).
Рис. 5. Создание презентаций
Критерии технической готовности:
— хорошее состояние и готовность аппаратуры к работе;
— рациональное, грамотное, безопасное размещение аппаратуры;
— наличие затемнения и быстрое управление им;
— соответствие общим гигиеническим условиям;
— соответствие санитарно-гигиеническим нормам и правилам при использовании мультимедийного оборудования [4].
Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные игры. Активизации внимания детей в презентации можно обиться с помощью веселых картинок, забавных сюжетов.
Для переключения внимания и снятия физического напряжения при просмотре презентаций дошкольниками применяется смена видов деятельности:
— пальчиковые игры;
— подвижные игры;
— игровые обучающие ситуации;
— экспериментирование;
— физкультминутки;
— дидактические игры.
В течение каждого занятия учитываются индивидуальные особенности ребенка, застенчивые дети находятся под особым вниманием педагога.
Презентация может содержать фотографии самих ребят, их поделок и рисунков. Необходимо помнить, что материал должен быть доступен для ребенка и конкретен.
Дети во время использования ИКТ на занятии не пассивные зрители, а активные участники, в результате их представление формируется осознанно и целенаправленно. Благодаря грамотно подобранному материалу для презентаций и мастерству педагога происходит активное взаимодействие детей и воспитателя, и как результат — усвоение необходимых знаний.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности [5].
Организация проведения исследования.
Во время изучения материала было выяснено, что в основном презентации используются в качестве наглядного материала и как часть занятия. Существуют также образовательные презентации, предназначенные для индивидуальной работы ребенка за компьютером.
Подобные презентации достаточно эффективно используются в образовании. Однако на данный момент не разработаны презентации, которые могут применяться на всем протяжении ООД. Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в разработке презентации в соответствии с структурой занятия, а именно презентации для формирования экологических представлений дошкольников (табл. 2)
Таблица 2
Плюсы презентации для развития познавательных процессов у дошкольников
Активизация форм органов восприятия за счет наглядного и звукового материала. |
Повышение мотивации к занятию с помощью игровой формы подачи материала |
Пополнение словарного запаса |
Развитие познавательных процессов |
Расширение представлений за счет большого, чем в стандартном занятии, объёма информации |
Активизация познавательной деятельности |
Была разработана структура презентации для использования на всем протяжении занятия (рис № 6)
Рис. 6. Структура обучающей презентации
Работа с презентацией на занятии состоит из трех этапов.
1 этап. Активизация мотивации к образовательной деятельности
Стимулирует воображение детей. Перед воспитанниками ставиться цель с помощью игровой ситуации. Создается комфортная для детей обстановка, которая выражается четко обозначенными вопросами педагога, месторасположением детей и оборудования.
2 этап. Основная часть.
Закрепление пройденного материала, усвоение новых знаний с помощью дидактических игр, эвристических бесед. Подвижные и малоподвижные игры, экспериментирование для смены видов деятельности и снятия зрительно-мышечного напряжения, а также для реализации задач занятия.
3 этап. Итог образовательной деятельности.
Итог занятия осуществляется для закрепления пройденного материала и анализа, насколько дети усвоили новый материал. Педагог помогает с помощью наводящих вопросов провести самооценку и оценку работы коллектива. Для положительного эмоционального итога педагог может применить сюрпризный момент по теме Образовательной деятельности.
ОД проводятся по подгруппам (8–10 чел.) в первой половине дня.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 3–4 лет — не более 15 мин, 4–5 лет — не более 20 мин, 5–6 лет — не более 25 мин, 6–7 лет — не более 30 мин [5].
Продолжительность каждого этапа образовательной деятельности:
— 1-й — 10–15 мин;
— 2-й — 10–15;
— 3-й — 4–5 мин.
Для того чтобы дать знания дошкольнику, ОД обязательно должно проходить в игровой форме. Презентация помогает повысить эффективность обучения за счет реализации принципа наглядности. С помощью интерактивного оборудования педагог может смоделировать различные среды обитания и условия.
Разработана серия презентаций для среднего и старшего дошкольного возраста по темам: «Овощи», «Времена года», «Динозавры», «Хвойные деревья».
Структура презентаций этого вида соответствует структуре занятия. Сценарий к занятию составляется в соответствии с порядком демонстрации слайдов презентации. К каждому слайду побирается сопутствующая информация.
Выбор персонажа для мотивации обусловлен темой. Главной мотивацией для детей служит помощь игровому персонажу в решении его вопросов.
Задания для детей даются на экране в виде дидактических игр, в которых изображения поочередно появляются, изменяются и перемещаются в нужном направлении после ответов детей. В ходе презентации применяются фотографии, рисунки и анимированные изображения, звуки природы, музыкальные композиции. С помощью ярких и красочных слайдов воспитывается чувство эстетики и положительное отношение к природе. Также периодически используются видеофайлы для наблюдения за движениями животных и изменениями в природе.
Для профилактики утомляемости в занятие включаются подвижная игра с музыкальным сопровождением, наглядными пособиями, физкультминутка по теме для смены вида деятельности, экспериментирование.
Закрепление материала и итог занятия осуществляются с помощью презентации, перед детьми появляются знак вопроса и варианты ответов, из которых ребята выбирают правильный. С помощью этого приема даже у пассивных детей включается внимание и активизируется в ассоциативная память.
Особенность данной серии презентаций заключается в том, что она может использовать как индивидуально, на компьютере, так и в подгруппе, с помощью мультимедийной установки. Но обязательное условие — присутствие педагога для сопровождения презентации.
В данном виде презентаций удобство для педагога заключается:
— в соблюдении четкой последовательности структуры ОД, ход которого прослеживается благодаря порядку слайдов;
— возможности использовать наглядную информацию по максимуму, удобство в подборе и нахождении необходимого наглядного материала;
— использовании аудио- и видеофайлов, анимации для более красочного представления информации;
— возможности корректировать презентацию в зависимости от возраста детей и исходя из опыта проведенного занятия (дополнение либо сокращение презентации);
— компактности при хранении и демонстрации материала.
Непосредственно в работе использовались созданные презентации в качестве наглядного материала:
«Белочка — шустрый зверек» — использовались фотографии и видеоматериал из личного видеоархива педагога, что еще больше заинтересовало детей, так как видеофильм содержит личный опыт общения с животными и эмоциональную реакцию знакомого для ребят человека, в отличие от стандартных учебных фильмов;
«День воды» (развлечение совместно с родителями) — с помощью презентации было обращено внимание на экологические проблемы окружающей среды, для этого подобраны фотографии загрязненного воздуха, природы, заводов, машин.
Предложенная серия презентаций представляет интерес для педагогов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста по экологическому образованию.
В настоящее время ИКТ внедряются повсеместно. Если педагог идет в ногу со временем, умеет пользоваться современными техническими средствами, то использовать готовый материал на занятии, подбирать и создавать презентации становится необходимым и удобным в работе. Исчезает потребность в подборе, оформлении, создании и хранении громоздких наглядных пособий, которые не всегда отвечают требованиям. С помощью интернета, возможно, подобрать разнообразный, красочный и подходящий материал на любую тему, хранить эту информацию на компактном съемном диске, компоновать по мере необходимости.
В последнее время дети иногда быстрее родителей осваивают компьютерные технологии. Исходя, из этого педагогам особенно необходимо идти в ногу со временем, чтобы заинтересовывать ребят.
Про экологическое образование говорится достаточно много в СМИ и образовательных организациях, но, как это ни печально, экологическая ситуация ухудшается. Из-за преобладания новейших компьютерных технологий мы иногда не замечаем и не обращаем внимания на сигналы окружающей среды. Поэтому важно использовать ИКТ в благих целях и с их помощью акцентировать внимание общества на экологических проблемах. Если сегодняшние педагоги смогут привить детям с малых лет культуру использования информации, умение расставлять приоритеты в потоке данных, обрушивающемся на несформированное сознание, то впоследствии мы сможем воспитать грамотное поколение, способное отфильтровывать и выбирать информацию, действительно важную и полезную для человека. Педагогам нужно в данном вопросе сотрудничать с семьей воспитанника, так как только совместными усилиями можно создать необходимую почву для последующего восприятия различных данных интернет — источников. Родители сами зачастую нуждаются в грамотных советах специалистов, как направить потребность ребенка в информации в нужное русло и найти с ним интересные темы для общения. Познакомившись с увлекательной и красочной информацией, дети целенаправленно будут искать, и расширять имеющиеся представления.
Литература:
- Васина Е. В. Использование презентации в процессе ознакомления детей с противопожарными правилами // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. № 5.
- Кочергина Г. Д. Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе. Режим доступа:// http: \\rrrc.roslobr.ru\.
- СанПин 2.4.1.3049–13.