Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП
Авторы: Терехова Полина Васильевна, Тугарина Татьяна Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.
Дата публикации: 25.08.2021
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Терехова, П. В. Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП / П. В. Терехова, Т. В. Тугарина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6557/ (дата обращения: 19.12.2024).
Согласно статистическим данным ВОЗ, в последние десятилетия во многих странах, в том числе в России, наблюдается рост заболевания ДЦП. Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, успешная социальная интеграция инвалидов с ДЦП в общество относятся к числу первостепенных образовательных задач.
ДЦП — это группа синдромов, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в пренатальных, интранатальный и ранний постнатальный период. [3] Поражения мозга проявляются нарушением мышечного тонуса и координации движений, неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой речевого и психического развития.
У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. [4] Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная нечеткая.
Об огромном значении двигательной деятельности в развитии речи известно давно, еще русский физиолог Павлов называл «кинетические импульсы речевого аппарата базальными компонентами речи. Исследование М. М. Кольцовой, Г. А. Волковой, В. М Бехтерева свидетельствуют, что «формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благоприятно влияет на двигательную активность детей. [2]
Сопоставив данные исследований известных ученых, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей, мы сделали вывод, что коррекционная работа должна обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребенка.
Целью совместной коррекционной работы является создание предпосылок для эффективной социальной адаптации детей, их успешной интеграции в общество.
Целесообразный подбор физических и логопедических упражнений позволяет решить, как общие-коррекционные, так и специфические двигательные и логопедические задачи в процессе одного занятия.
К двигательным задачам можно отнести:
– Освоение основных двигательных режимов (ОДР): лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.
– Коррекция неправильных положений ОДА
– Формирование полноценных опорных реакций.
– Нормализация мышечного тонуса
– Развитие статической и динамической устойчивости (равновесия)
– Улучшение подвижности в суставах (профилактика возникновения контрактур)
– Сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и кожных (тактильных) ощущений.
– Преодоление общей мышечной гипотонии
Коррекционно-логопедические задачи включают в себя:
– развитие речевого дыхания и голоса
– формирование силы, продолжительности, звонкости голоса
– выработка правильных артикуляций
– развитие фонематического восприятия
– развитие чувства ритма
– автоматизация звуков
– развитие слухо-речевой памяти
Специальные коррекционные задачи — это
– Формирование схемы собственного тела (соматогнозис)
– Формирование пространственных, временных представлений
– Создание положительного настроя и снятие психоэмоционального напряжения
– Развитие концентрации и устойчивости внимания.
Мы выработали алгоритм проведения совместных занятий.
Структура совместного физкульт устно-речевого занятия:
Во вводной части используются различные (разминки/ двигательный диктанты/ фонетические гимнастики). Основная часть представляет собой разнообразные полосы препятствий, в процессе прохождения которых дети выполняют глазодвигательные упражнения, артикуляционную гимнастику, онтогенетическую гимнастику, кинезиологические упражнения, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие грамматического строя речи.)
Заключительная (дыхательная гимнастика, растяжки(стретчинг), релаксация, самомассаж).
Выводы.
– Представленный алгоритм совместной деятельности оказывает положительное влияние на развитие физических качеств, координационных, психомоторных, речевых способностей детей дошкольного возраста с ДЦП
– Улучшает психоэмоциональное состояние детей
– Повышает мотивацию к занятиям
– Оптимизирует педагогического процесс.
Литература:
- Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. — М., 2008. — 112 с.
- Семенова А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007. — 480 с.
- Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. — М., 2007. — 612 с
- Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — М., 2010. — 160 с.
- Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. — М., 2003. — 235 с.