Современная практика сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности
Автор: Синицына Валентина Николаевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.
Дата публикации: 31.08.2021
Статья просмотрена: 2075 раз
Библиографическое описание:
Синицына, В. Н. Современная практика сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности / В. Н. Синицына. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6565/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современном мире меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость организации подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности, что указывает на значимость уровня сформированности навыков и умений ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, активно приспосабливаться к ним и принимать рациональные решения. При возникновении данных условий особую роль играет процесс формирования финансовой грамотности у воспитанников детского сада.
Финансовая грамотность — это важный процесс в воспитании дошкольников, в ходе которого воспитывают у детей ценностное отношение к труду, к его результатам, детей знакомят со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими (деньги, труд, цена), этическими (честность, щедрость, экономность) понятиями. Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно.
Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи и многое другое. Всё это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
А. А. Богданов в своих исследованиях подчеркивает важность финансового и экономического воспитания детей в детском саду, для чего и предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы, как:
– моя страна и моя семья;
– доходы семьи;
– расходы семьи;
– текущий и перспективный семейный бюджет;
– семейные сбережения и их использование [2, с.56].
Знания объективных экономических законов необходимы современному человеку. Это определяет необходимость более раннего знакомства с основами финансовой грамотности ребенка, так как от этого зависит сформированность активности и заинтересованности дошкольника в данных вопросах.
Стоит отметить, что уже к 7 годам в развитии ребенка основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом и др.
Например, нравственные представления дошкольников чаще всего формируются на основе наглядных примеров, ведь дети не всегда могут оценить тот или иной поступок, но знают, как именно они должны поступить (поделиться, подарить, положить в копилку и т. д.). Или, например, дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезны.
Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). Как и любой важный процесс в воспитании дошкольников, данный опирается на поэтапность своего построения. На всех этапах данной работы важно единая целенаправленность подходов к решению проблем экономического характера в домашних условиях и в дошкольном учреждении. В обязательном порядке необходимо информировать родителей о возможности, задачах и содержании основ финансовой грамотности детей в детском саду и в семье, необходимо поощрять активность родителей в различных мероприятиях в дошкольном учреждении по данной тематике.
В вопросах формирования основ финансовой грамотности дошкольников чаще всего многие родители не чувствуют себя недостаточно компетентными. Им необходима информационная и практическая помощь педагогов в ознакомлении с специальной литературой, которая поможет организовать работу с детьми в условиях семьи. «Финансовая» подготовка родителей позволит приобщить детей к экономической реальности, сформировать при этом правильные финансовые представления.
Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего, но здесь не стоит забывать, что дошкольник не всегда понимает ценность желаемого материального блага, капризничает, чтобы любой ценной получить вещь или подарок. И данное поведение должно контролироваться родителями, потому что полученный просто так подарок не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Естественно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги [2, с.94]
Работа по формированию основ финансовой грамотности, экономическому воспитанию дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее актуальности для ребенка в дальнейшей жизни. Взаимодействие семьи и детского сада по решению данного вопроса является главным условием. Это может дать хороший результат в области экономического воспитания воспитанников. В работе с родителями необходимо сформировать у них понимание того, что важно помочь ребенку разобраться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения материала и личностного развития. Именно родители отвечают за вопрос ознакомления ребенка с финансовой стороной жизни семьи. В этом случае можно рекомендовать проводить беседы о том, кто и как зарабатывает деньги в семье, как формируется семейный бюджет, как он распределяется, как рационально потратить деньги для всех членов семьи, что такое накопления и экономия семейного бюджета, как научиться экономить деньги. Всегда данные беседы необходимо проводить обдуманно, чтобы у ребенка не сложилось мнение о доминировании одного родителя над другим и правильно формировался образ родителей.
Важной задачей педагога является привлечение родителей (законных представителей) к взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. Педагогу необходимо планировать данную работу, в ходе которой нужно разъяснять родителям важность бесед с детьми на финансово-экономические темы, привития бережного отношения к продуктам питания, вещам, игрушкам, к чужому труду, профессиям и др. Нельзя допускать, чтобы у дошкольников спонтанно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это может привести к формированию потребительского отношения к родителям, к их труду, появятся желания, которые родители не в состоянии будут удовлетворить. Важно, чтобы в ходе работы по данной проблеме дошкольник смог чувствовать себя полноценным членом семьи, понять, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить. Сотрудничество с родителями поможет понять ребенку основы рационального отношения к финансам именно в семье. Для того чтобы получить необходимые результаты, родителям необходимо формировать у своих детей уважительное отношение к труду, профессии людей, к честно заработанным деньгам.
В последнее время данная проблема является наиболее актуальной в практике детских садов. Стоит отметить, что часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления — труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности — бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.
Содержанием экономического воспитания дома может стать домашнее хозяйство (работа родителей по дому, профессии родных), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия). Посильное участие детей в домашнем хозяйстве, познание основы семейного бюджета, роли зарплаты таят в себе огромные возможности в формировании элементарных экономических представлений, развитии интереса к «экономическому» осмыслению окружающего мира, воспитанию нравственных качеств личности ребенка [2, с.91]
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения, основанные на взаимопонимании, и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
В своей работе я использую такие формы работы с родителями как:
–информационно-аналитические
По данному направлению можно проводить:
• анкетирование;
• тестирование;
• родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.
–познавательные
Это направление включает:
• родительские собрания;
• мастер классы;
• консультации и индивидуальные беседы;
• создание предметно-пространственной среды;
• семейные проекты;
–наглядно-информационные
Данное направление включает:
• тематические стенды, папки-передвижки, например: «Карманные деньги за и против», «В магазин с ребенком»; «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения;
• буклеты;
• памятки для детей и родителей;
• фотовыставки;
• изготовление газет;
–досуговые:
По данному направлению можно организовать: праздники, развлечения, акции, выставки, ярмарки, экскурсии.
Также для формирования экономической грамотности, рекомендую родителям пользоваться интернет-ресурсами, например:
– сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура».
– сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»;
– путеводитель финансово грамотного человека.
Результаты экономического воспитания, по мнению Курак Е. А., будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи [1, с.35]
Таким образом, взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Литература:
- Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г. Москва 2002 год.
- Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001 год.
- Смоленцева А. А., О. В. Пустовойт «Математика до школы» Часть 1, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2010 год.
- Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. — М., 2005. 254 с.