Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.09.2021

Статья просмотрена: 833 раза

Библиографическое описание:

Кривошеева, И. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка / И. В. Кривошеева, О. С. Лапина, В. Н. Полтавцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6617/ (дата обращения: 18.12.2024).



Как правило, интерес к профессиям возникает у трёх-четырёх годовалого ребёнка. Обычно это происходит после расширения знаний дошкольников по лексической теме «Профессии» и воспитатель даёт детям задание: «Узнать, кем работают их мамы и папы, что они делают на работе». В младшем возрасте родителям достаточно просто сказать ребенку название своей профессии и дать её краткое и доступное для него описание. На первый раз этого хватит. Но по мере взросления малыш должен узнавать и о других профессиях: в старшем дошкольном возрасте основные из них ему уже известны, и он сможет рассказать, например, в чем заключается работа врача, парикмахера, учителя, продавца.

В связи с высоким темпом современной жизни и, соответственно, развитием новых информационных технологий, появилось много новых профессий, содержание которых дошкольникам трудно понять. Даже если ребенок и побывает на работе у папы или мамы, ему не всегда понятна их профессиональная деятельность. Поэтому перед педагогами встает необходимость дать воспитанникам простейшие представления о профессиях.

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает материал, из которого они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Именно в этом возрасте происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с такими профессиями как врач, продавец, то в современной жизни этого недостаточно. Расширение знаний о профессиях позволяет детям понять и принять мир взрослых, сформировать интерес к труду, у ребёнка зарождается мечта о собственном будущем. Поняв значимость труда, у детей возникает чувство гордости за результаты трудовой деятельности своих близких родственников и людей вообще.

Для ознакомления воспитанников с профессиями в наших группах оборудованы развивающие центры с наглядным материалом, различными игровыми модулями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет расширить знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развить интерес и умение осуществлять действия. У детей складывается представление о разнообразии профессий, структуре труда: последовательности действий человека, для чего он выполняет эту работу, что получается в результате данной трудовой деятельности.

С помощью компьютерных технологий организовываем электронные экскурсии, которые позволяют дошкольникам получать представления о рабочих местах, недоступных для реального посещения.

Игра — самый главный вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знаний о профессии, чтобы их закрепить — нужно поиграть! Поэтому, для более глубокого погружения в определённую профессию взрослых мы используем педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Она опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника в выражении своих чувств. В сюжетно-ролевой игре происходит успешное развитие личности ребенка, его интеллекта, воли, воображения и общительности, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Чаще всего в своих играх воспитанники пытаются отобразить профессиональную деятельность своих родителей, если она им понятна. Очень важно, что играя в сюжетно — ролевые игры, у детей происходит накопление знаний и в других областях, например, играя в «Шофёров», совершенствуются знания правил дорожного движения, дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

С большим желанием дошкольники играют в театрализованные игры, где они вступают во взаимодействие в одежде людей разыгрываемой профессии. В процессе этого вида деятельности у воспитанников развивается понятие, для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды и определённое орудие деятельности, например: «Для чего металлургу каска с защитным экраном?», «Почему космонавт в скафандре?», «Зачем журналисту микрофон и диктофон?». Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

В своей работе используем также настольно-печатные и дидактические игры: «Кто, что делает?», «Подбери инструменты для работы», «Профессии», «Кто такой менеджер и что ему нужно для работы?», так как они позволяют формировать и углублять знания о людях разных профессий, устанавливать связь между предметами, развивать связную речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение.

Применение тематических раскрасок помогает дошкольнику не только закрепить нужные знания, но и тренирует мелкую моторику.

Существует множество произведений, с которыми мы знакомим детей на занятиях по данной теме, как у классиков, так и у современных авторов: В.Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Э.Успенский «25 профессий Маши Филипенко», И.Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии».

Но самым интересным способом для знакомства с профессией является сочинение сказки собственного сочинения. Из нее дошкольники могут узнать, для чего нужна конкретная профессия, что может произойти, если она исчезнет.

Кроме того, ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями мы проводили через организацию наблюдений и экскурсии. Такие формы работы обеспечили наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике обнаруживали и закрепляли полученные знания, проявляли коммуникативные качества. В процессе наблюдений внимание детей концентрировалось на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду.

Важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности. Это, прежде всего живое общение с мамой или папой — всегда вызывает неподдельный интерес детей, кроме того — доступные беседы о себе, своей работе. Совместно с родителями мы оформляли фотовыставки, презентации, лэпбуки, видеоролики.

Одним из результативных методов современного образования является исследовательская деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод хорош и тем, что является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада и позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладеть понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о профессиях.

Выбор профессии за один день осуществить невозможно. К этому вопросу нужно возвращаться вновь и вновь после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с родителями и опытными рабочими о труде и профессиях.

Ведь главное: Счастье — это когда свой хлеб человек добывает, работая в любимой профессии.

Литература:

  1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
  2. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. — М.: Сфера, 2005.

Похожие статьи

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии

Ознакомление младших школьников с ОВЗ с лингвистическими словарями во внеурочной деятельности как условие формирования информационной грамотности

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Похожие статьи

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии

Ознакомление младших школьников с ОВЗ с лингвистическими словарями во внеурочной деятельности как условие формирования информационной грамотности

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Задать вопрос